РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2013 года г. Химки
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Локтионовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Скобелина В. В., Скобелина Д. В., Скобелиной С. Л. действующей в своих интересах и в интересах ФИО к ОАО «Строительное управление Московского региона», Администрации г.о. Химки Московской области, Министерству обороны РФ о признании незаконным приказа, признании квартиры жилым помещением, признании права пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации, прекращении права собственности, признании частично недействительным свидетельства о государственной регистрации права на объект,
УСТАНОВИЛ:
Истцы окончательно изменив исковые требования обратились в суд с иском к ответчикам в котором просили признать незаконным приказ Министра обороны РФ от 19.05.2009 года № 431 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ», признать квартиру № строения <данные изъяты>), по адресу: <адрес>- жилым помещением. Признать за истцами право пользования жилым помещением - <данные изъяты> расположенного в <адрес>. Признать за истцами право собственности на жилое помещение - квартиру № <данные изъяты> расположенного в <адрес>. в равных долях, в порядке приватизации объекта государственного жилищного фонда. Прекратить право собственности ОАО «Строительное управление Московского региона» на четырехэтажное здание, нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв. № лит. Б, адрес <адрес>, кадастровый номер № в части права собственности на квартиру (помещение) №. Признать недействительным Свидетельство о государственной регистрации права на объект четырехэтажное здание, нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв. № адрес <адрес>, субъект права Открытое акционерное общество «Строительное управление Московского региона», дата выдачи /дата/ № в части права собственности на квартиру (помещение) 40, указывая, что проживают в указанном помещении на основании договора от /дата/, вселены истцы были в связи с трудовыми отношениями с ФГУП СУ Московского региона Московской области в настоящее время ОАО «СУМР», на основании оспариваемого истцами приказа № объекты недвижимого имущества по адресу: <адрес> были переданы ОАО «СУМР» которые имеют статус нежилых помещений, указанный приказ по мнению истцов противоречит требованиям действующего законодательство, поскольку они были вселены в 2007г. в жилое помещении на основании договора найма, при передаче объектов не были сохранены права граждан на приватизацию занимаемых ими помещений, то, что истцы проживают в жилых помещениях подтверждается постановлением девятого Арбитражного апелляционного суда от /дата/, при таких обстоятельствах истцы были вселены в занимаемое ими жилое помещение в установленном законом порядке, несут расходы по оплате жилого помещения, заключенный с ними договор найма жилой площади преобразован в договор социального найма жилого помещения, в ходе прокурорской проверки было установлено, что 4 здания общежитий где проживают истцы фактический являются объектом государственного жилищного фонда.
Поскольку статус вышеуказанного жилого дома как общежития прекращен, в муниципальную собственность здания не переданы ввиду отсутствия бюджетных средств на их содержания, указанное обстоятельство также не может служить основанием для отказа в признании за истцами права пользования занимаемого ими жилого помещения и признании на него право собственности в порядке приватизации, с учетом указанных обстоятельств истцы просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Истица Скобелина С.Л. и представитель истцов в судебное заседание явились, иск поддержали.
Представитель ответчика – Администрации г.о. Химки Московской области в судебное заседание не явился, извещен, причин неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика - ОАО «Строительное управление Московского региона» в судебное заседание не явился, извещен, причин неявки суду не сообщил, ранее представил отзыв в котором в иске просил отказать.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание явился, иск не признал.
Суд, выслушав лиц участников процесса исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Приказом от /дата/ N 431 "Об условиях приватизации ФГУП "Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ", Министр обороны РФ приказал приватизировать федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации" (<адрес>) путем преобразования в открытое акционерное общество "Строительное управление Московского региона" с уставным капиталом <данные изъяты> рублей, состоящим из <данные изъяты> обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью <данные изъяты> рублей каждая. Утвердить: состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации" согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
Согласно Приложению N 1 к приказу от /дата/ N 431, в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса включены, в том числе, четырехэтажное здание: <данные изъяты> четырехэтажное здание: <данные изъяты>; четырехэтажное здание: <данные изъяты> четырехэтажное здание: <данные изъяты>
/дата/ был утвержден Врио начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ - заместителем Министра обороны РФ - Дедюхиным В.А. передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «СУ МР МО РФ». В составе имущества, находящегося в введение ОАО «СУ МР» переданы объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, вблизи. д. Чашниково, паспорт БТИ №
Открытое акционерное общество «Строительное управление Московского региона» (ОАО «СУ МР») создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», и является его правопреемником.
ОАО «СУ МР» является коммерческой организацией, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. ОАО «СУ МР» может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ОАО «СУ МР» вправе участвовать самостоятельно или совместно с другими юридическими и физическими лицами в других коммерческих и некоммерческих организациях не территории РФ и за ее пределами в соответствии с действующим законодательством РФ.
Судом установлено, что в Арбитражный суд г. Москвы обратился Заместитель прокурора Московской области с заявлением о признании недействительным приказа Министра обороны РФ от /дата/ N 431 "Об условиях приватизации ФГУП "Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ" в части включения в состав подлежащего приватизации имущества четырех четырехэтажных зданий, расположенных по адресу: <адрес> а также объектов их инфраструктуры, используемых по назначению жилищного фонда (п. п. 40 - 43 раздела 1.3 Приказа) и исключении из передаточного акта от /дата/ п. п. 40 - 43 раздела 1.3 Приказа, касающиеся передачи указанных зданий в собственность ОАО "СУ МР".
Решением Арбитражного суда <адрес> от /дата/ в удовлетворении заявления было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от /дата/, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа, решение Арбитражного суда г. Москвы от /дата/ отменено, приказ Министра обороны Российской Федерации от /дата/ N 431 "Об условиях приватизации ФГУП "Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации" в части включения в состав подлежащего приватизации имущества трех четырехэтажных зданий, расположенных по адресу: <адрес>, а также объектов их инфраструктуры, используемых по назначению жилищного фонда (п. п. 40 - 42 раздела 1.3 приказа) признан недействительным; из передаточного акта от /дата/ исключены п. п. 40 - 42 раздела 1.3 приказа, касающиеся передачи указанных зданий в собственность ОАО "Строительное управление Московского региона".
Данными судебными актами было установлено, что в соответствии с распоряжением Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от /дата/ N 741-р Министерству обороны СССР для войсковой части N 54080 отведен земельный участок площадью <данные изъяты> га за счет территории <данные изъяты> под строительство зданий и сооружений казарменного, служебного, культурно-бытового, учебного, хозяйственно-складского и гаражного назначения. Управлением регулирования застройки и отвода земель Главного архитектурно-планировочного управления г. Москвы при Мосгорисполкоме выдано разрешительное письмо N 10/927-р от /дата/ под строительство указанных зданий и сооружений согласно проекту в районе д. <адрес>.
Согласно письму начальника Главного управления специального строительства Министерства обороны РФ от 08.10.1992 г. N 143/1/25445 предлагалось расформировать военную часть N 54080 и сохранить военный городок в п/о Чашниково с последующим переоборудованием его под общежития и жилые дома для офицеров и прапорщиков. Утверждены акты рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения.
На основании протокола от /дата/, составленного совместной комиссией, в лице заместителя главы Химкинского района, председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и начальника отдела Комитета экономики района, представителей в/ч 52690, 906 СУ, 523 УСМР, 566 и 621 УНР здания трех общежитий и учебного центра, находящихся на балансе войсковой части N 55152, предложено передать в муниципальную собственность Химкинского района (пункт 6 протокола).
/дата/ командиром войсковой части N 55152 в адрес главы администрации Химкинского муниципального района направлено письмо с просьбой о приеме в муниципальную собственность Химкинского района жилого городка в/ч N 55152, состоящего из 4 общежитий, в которых проживают семьи военнослужащих, рабочих и служащих Министерства обороны РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.10.1999 N 1131 "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность".
Согласно ответу главы Химкинского муниципального района в принятии указанных общежитий отказано ввиду отсутствия бюджетных средств на содержание данных объектов.
В соответствии с выписками из реестра федерального имущества от /дата/ правообладателем 4-этажных спорных зданий, расположенных по адресу: <адрес>, являлось Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ" в силу распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 146-р от 28.02.2005 (основание возникновения права - Постановление Верховного Совета РФ N 30-20-1 от /дата/).
На основании приказа Министра обороны РФ от 19.05.2009 г. N 431 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ" утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "СУ МР МО РФ", в который включены четыре 4-этажных здания, расположенных по адресу: <адрес> (п. 40 - 43 раздела 1.3 Приказа).
Согласно передаточному акту от /дата/ вышеперечисленные объекты недвижимого имущества переданы ОАО "Строительное управление Московского региона" (п. 40 - 43 раздела 1.3 Акта).
Как следует из материалов дела, истцы на основании договора на предоставление помещений пригодных для проживания во временное пользование от /дата/ занимают две комнаты по адресу: п/о <адрес>
Отказывая в иске в части признания приказа Министра обороны РФ от 19.05.2009 года № 431 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ» суд исходит из того, что права истцов фактически затрагивает не весь оспариваемый приказ, а только его часть, касающаяся передачи в порядке приватизации ОАО «СУ МР» строения 2 по адресу: <адрес>), - где и проживают истцы.
В остальной части вышеназванный приказ Министра обороны права истцов каким-либо образом не затрагивает.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-124639/11-139-1142 от 22 июня 2012 г. признан недействительным приказ Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 г. № 431 «Об условиях приватизации ФГУП «Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации» в части включения в состав подлежащего приватизации имущества трех четырехэтажных зданий, расположенных по адресу: <адрес> а также объектов их инфраструктуры, используемых по назначению жилищного фонда (п.п. 40-42 раздела 1.3 приказа); исключен из передаточного акта от /дата/ п.п. 40-42 раздела 1.3 приказа, касающиеся передачи указанных зданий в собственность ОАО «Строительное управление Московского региона».
Таким образом, в настоящее время оспариваемый приказ Министра обороны в отношении строения 2 (литер Б) не действует и прав истцов не нарушает, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в указанной части не имеется.
Отказывая в иске в части признания квартиры жилым помещением, признании права пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации, прекращении права собственности, признании частично недействительным свидетельства о государственной регистрации права на объект, суд приходит к следующему.
Ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Здание строения 2 (литера Б) относится к категории нежилых.
Согласно пункта 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 14 от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Таким образом, решение вопроса о статусе помещений отнесено к исключительной компетенции Межведомственной комиссии, создаваемой согласно вышеназванному Положению и вопрос о статусе помещения в части признания его жилым/нежилым возможен при рассмотрении требований об обжаловании соответствующих решений Межведомственной комиссии, право самостоятельного изменения статуса жилого помещения с нежилого на жилое законом суду не предоставлено.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно ст.1 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (с изменениями на 26.11.2002 год) № 1541-1, приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Статья 2 упомянутого выше закона предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Основные принципы и условия приватизации жилых помещений, а также перечень оснований, по которым может быть отказано в приватизации жилых помещений, установлен и содержится в статье 4 раздела 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в частности, в том, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Истцы просят признать за ними право пользования и право собственности на квартиру № строение № в порядке приватизации объекта государственного жилищного фонда.
Между тем, строение № к государственному жилищному фонду не относится и принадлежит на праве собственности ОАО «Строительное управление Московского региона», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /дата/ сделана запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от /дата/ 50-АГ№, выданным Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, из данного Свидетельства усматривается, что указанное здание является нежилым.
При таких обстоятельствах оснований для признания за истцом права пользования жилым помещением, признании права собственности в порядке приватизации, прекращении права собственности, признании частично недействительным свидетельства о государственной регистрации права на объект не имеется.
Также судом учитывается, что истцы имеют регистрацию в жилых помещениях на территории РФ в частности в <адрес> и прав на занимаемые ими жилые помещения не утратили.
Довод истцов о том, что постановлением девятого Арбитражного апелляционного суда от /дата/, установлено, что истцы проживают в жилых помещениях, не может быть принят судом во внимание, поскольку указанным судебным постановлением был признан недействительным приказ Министра обороны Российской Федерации от /дата/ № «Об условиях приватизации ФГУП «Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации» в части включения в состав подлежащего приватизации имущества трех четырехэтажных зданий, расположенных по адресу: <адрес> а также объектов их инфраструктуры, используемых по назначению жилищного фонда (п.п. 40-42 раздела 1.3 приказа); исключен из передаточного акта от /дата/ п.п. 40-42 раздела 1.3 приказа, касающиеся передачи указанных зданий в собственность ОАО «Строительное управление Московского региона», при этом статус указанных жилых помещений с нежилых на жилые изменен не был.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░: