Дело № 2 – 2136 / 2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Пермь 27 июня 2012г.
Индустриальный районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Мокрушина О.А., при секретаре Мальцевой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации г.Перми к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, судебному приставу – исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Мосеевой Н.М. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № 2675/ 12/ 46/ 59 об обязанности администрации г.Перми предоставить Ахматовой Ф.Х., Ахматову А.В., Шибаеву А.В. благоустроенное жилое помещение, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – Управление федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Ахматова Ф.Х.,
у с т а н о в и л:
Администрация г.Перми обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению СПИ МОСП УФССП по Пермскому краю от 15.05.2012г. о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № № об обязанности администрации г.Перми предоставить Ахматовой Ф.Х. благоустроенное жилое помещение.
В обоснование указанных требований заявитель указал, что обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств.
Администрацией г.Перми для исполнения решения суда проводится мониторинг свободных жилых помещений, с федерального бюджета взыскиваются денежные средства в счет убытков, причиненных исполнением решений судов о предоставлении жилых помещений сотрудникам милиции, которые в дальнейшем направляются для приобретения жилых помещений по судебным решениям, администрация г. Перми имеет право направлять средства, поступившие в доход бюджета на исполнение решений суда о предоставлении жилья, проводится открытый аукцион на приобретение жилых помещений для нужд муниципального образования г. Пермь.
Администрация г. Перми о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя, на заявленных требованиях настаивает по доводкам, изложенным в заявлении. В письменном отзыве дополнительно указала, что администрация г.Перми не может исполнить решение суда по объективным причинам, поскольку необходимый для исполнения аналогичных решений суда жилищный фонд отсутствует, при этом, ДД.ММ.ГГГГ планируется проведение открытого аукциона на право заключения муниципального контракта для приобретение жилых помещений на сумму 8 289 523, 25 руб., расселение домов будет производится за счет исполнения договора об инвестировании в строительство от ДД.ММ.ГГГГ на строительство жилого дома по адресу: <адрес>.
Ответчики – Министерство финансов РФ, УФК по Пермскому краю и СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Пермскому краю Мосеева Н.М. о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Третьи лица – УФССП по Пермскому краю, Ахматова Ф.Х. о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, УФССП по <адрес> в заявлении просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя.
Исследовав материалы дела, исполнительного производства №, судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Ахматовой Ф.Х., Ахматову А.В., Шибаеву А.В. по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры в черте г. Перми общей площадью не менее 49, 4 кв.м., в том числе не менее 33, 9 кв.м. жилой площади, отвечающее санитрано – техническим требованиям и степени благоустройства по г. Перми.
ДД.ММ.ГГГГ. СПИ МОСП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения решения суда исполнительного листа о представлении благоустроенного жилого помещения Ахматовой Ф.Х. возбуждено исполнительное производство, срок для исполнения пять дней со дня получения постановления.
ДД.ММ.ГГГГ. СПИ МОСП УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с администрации г.Перми исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, в связи с тем, что должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.
Доводы заявления о том, что обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, основаны на неправильном понимании положений законодательства, регулирующего отношения, возникающие в ходе исполнения решения суда.
В соответствии со ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» …настоящий федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно ст.3 ФЗ «Об исполнительном производстве» …законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Таким образом, отношения, возникающие после возбуждения исполнительного производства и связанные с принудительным исполнением судебных актов, регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве», положения которого имеют приоритетное значение по отношению к другим нормативным актам в области исполнительного производства.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получении копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В резолютивной части постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязал должника предоставить жилье взыскателю в течение пяти дней со дня получения копии постановления, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю.
Доказательств невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств должником судебному приставу-исполнителю представлено не было вплоть до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Доводы заявителя о том, что у администрации г.Перми отсутствует возможность исполнить решение о предоставлении жилого помещения ввиду его отсутствия не могут быть отнесены к чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам, которые позволили бы судебному приставу-исполнителю освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п.7 ст.112 ФЗ "Об исполнительном производстве" …при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст.401 ГК РФ …лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда требований исполнительного документа, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника – Администрацию г.Перми.
Доводы Администрации г. Перми о том, что решение суда администрация г.Перми не может исполнить, поскольку необходимый для исполнения аналогичных решений суда жилищный фонд отсутствует, должником проводится работа по взысканию средств с федерального бюджета, в том числе, на основании решений Арбитражного суда Пермского края с Минфин РФ в доход бюджета г.Перми определено ко взысканию 29 млн. рублей, в возмещение убытков администрации г.Перми, причиненных исполнением судебных решений о предоставлении жилья участковым уполномоченным милиции, которые будут направлены на приобретение жилых помещений во исполнение решений суда, администрация г. Перми имеет право направлять средства, поступившие в доход бюджета на исполнение решений суда о предоставлении жилья какими-либо доказательствами не подтверждены. Суду не предоставлены администрацией г.Перми объективные данные о том, что у должника отсутствуют свободные жилые помещения, а также письменные доказательства, подтверждающие право администрации г. Перми на распоряжение денежными средствами, имеются решения Арбитражного суда Пермского края о взыскании именно 29 млн.руб. и другие доказательства, подтверждающие указанные доводы.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что должником не представлено доказательств того, что им предприняты все меры для надлежащего исполнения решения суда, в связи с чем отсутствует его вина в неисполнении требований исполнительного документа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации г.Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № о предоставлении Ахматовой Ф.Х. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 49, 4 кв.м. – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми.