Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Ильинский 24 августа 2012 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю.
с участием помощника прокурора Ильинского района Шишкина Д.А.,
при секретаре Чижовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района Пермского края к Думе Чёрмозского городского поселения об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ильинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Думе Чёрмозского городского поселения об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Прокуратурой Ильинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Ильинского района законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Не может быть ограничен доступ к:
- нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
- информации о состоянии окружающей среды;
- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
На основании п.5 ст.8 названного Закона государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Кроме того, с 01.01.2010 года вступил в силу Федеральный закон от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии с указанным законом органы местного самоуправления обязаны размещать на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о своей деятельности.
В соответствии с п. 7 ст. 14 федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность утвердить перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению на официальном сайте.
При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки её обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет», предусмотрена в ст. 13 федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ.
В ходе проведенной проверки установлено, что Дума Чёрмозского городского поселения на протяжении длительного времени не принимаются меры по исполнению указанных требований федерального законодательства.
В частности, на момент проведения проверки не было принято мер по утверждению перечней информации о деятельности представительного органа поселения, не утверждены периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, а также порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к такой информации.
На сегодняшний день Думой Чёрмозского городского поселения меры по исполнению указанных требований федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ не приняты.
В связи с длительностью неисполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности Думы Чёрмозского городского поселения.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Думы Чёрмозского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, направили отзыв на исковое заявление, в котором указали следующее.
Неисполнение требований Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» произошло по причине отсутствия официального сайта у муниципального образования «Чёрмозское городское поселение».
В настоящее время вопрос о создании и регистрации официального сайта решён, принято постановление от 26.07.2012 года № 65 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Чёрмозского городского поселения».
Подготовлен проект решения Думы Чёрмозского городского поселения «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Думы Чёрмозского городского поселения».
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего:
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Не может быть ограничен доступ к:
- нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
- информации о состоянии окружающей среды;
- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
В силу ч.2 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон) на интернет - сайте должна размещаться информация о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления», указанная в части 1 настоящей статьи и относящаяся к его деятельности. Наряду с обязательным для размещения на интернет - сайте перечнем информации, установленным ч.1 статьи 13 Закона, допускается размещение иной информации о деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с ч.7 статьи 14 Закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В ходе судебного заседания нашло своё подтверждение, что информация о деятельности Думы Чёрмозского городского поселения в сети «Интернет» не размещается. Данное обстоятельство ответчик не опровергает.
В связи с длительностью неисполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности Думы Чёрмозского городского поселения.
Суд приходит к выводу, что требования прокурора об обязании Думы Чёрмозского городского устранить нарушения требований Закона и организовать размещение в сети «Интернет» информации о своей деятельности в соответствии с требованиями статьи 13 Закона, утвердить перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению на официальном сайте, периодичность размещения информации, сроки её обновления, порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации в сети «Интернет» являются обоснованными и законными, подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить исковые требования прокурора.
Обязать Думу Чёрмозского городского поселения в срок до 1 ноября 2012 года устранить нарушения требований Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Обязать Думу Чёрмозского городского поселения организовать размещение в сети «Интернет» информации о своей деятельности в соответствии с требованиями, установленными статьёй 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Торопицына Л.Ю.