Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2017 года село Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Дашдемирова Д.Р., при секретаре – Гаджиевой З.Ю., с участием ст. помощника прокурора <адрес>. РД Гаджиева М. Р., представителя ответчика – Гамзатова М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> РД к администрации МО « <адрес>» об обязании разработать план и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции,-
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> РД обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» об обязании разработать план и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> законодательства о противодействии коррупции в части принятия мер по её предупреждению.
В ходе проверки установлено, что предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №Э-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №-ФЭ) меры по предупреждению коррупции в администрации МО «<адрес>» <адрес> до настоящего времени не разработаны и не приняты.
Согласно ст. 1 Федерального закона №-Ф3 противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в)по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространенность коррупционных правонарушений требуют исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого.
Цели Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принятой Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), заключаются в содействии принятию, и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №-ФЭ одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон № дополнен статьей 13.3, вступающей в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации, но разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации разработаны во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии коррупции» с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
В соответствии с п. 3 раздела I «Рекомендаций» Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
В соответствии с п. 1.1 Раздела 2 «Рекомендаций» установлена обязанность организаций, принимать меры по предупреждению коррупции. Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии коррупции».
Пунктом 1.2 «Рекомендаций» закреплена ответственность юридических лиц за коррупционные нарушения.
В соответствии с разделом IV Методических рекомендаций антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)». Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
При этом непринятие администрации МО «<адрес>» <адрес> до настоящего времени мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона №-Ф3 по предупреждению коррупции, делает невозможным исполнение Федерального закона №-Ф3 и нарушает интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обусловленную кадровыми изменениями в организации, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> разработать план и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>, РД поддержал исковые требования, просит их удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Гамзатов М.Г. признал частично заявленные требования и пояснил, что наличие изложенных в исковом заявлении при проверке нарушений имеют место из-за отсутствия финансирования. При первой же возможности обязуются устранить допущенные нарушения.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно п.п.2 ст.1 Федерального закона №-Ф3 о противодействие коррупции, установлено, что - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: - по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); - по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений; - муниципальные правовые акты; -функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №-Ф3 противодействие коррупции предусмотрены основные принципы: - признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;- законность;- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; - комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон № дополнен статьей 13.3, вступающей в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Таким образом, суд считает, что неисполнение администрацией МО «<адрес>» <адрес> требований перечисленных в ст. 13.3 Федерального закона №-Ф3 предупреждению коррупции, нарушают интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обусловленными кадровыми изменениями в организации, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией и противоречить действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес>, РД - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> разработать план и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционного порядке в Верховный Суд РД в течении месяца со дня составления мотивированного решения, через районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий: Д.Р. Дашдемиров