Дело № 2-482/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССАИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2017 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующей судьи Старчак Т.А.,
при секретаре Якимовой Е.Р.,
с участием представителя истца К., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края к ООО «Центр развития территорий» о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
у с т а н о в и л :
истец обратился в суд с названным иском, согласно исковых требований просил изъять у ООО «Центр развития территорий»
(далее ООО «ЦРТ») земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <...> кадастровый №, прекратить право собственности ООО «Центр развития территорий» на земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <...> кадастровый № путем продажи участка с публичных торгов с отнесением расходов по организации и проведению публичных торгов на ответчика, определить начальной ценой изъятого земельного участка кадастровую стоимость данного участка. В обоснование исковых требований истцом указано, что ответчик - ООО «ЦРТ» является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием- для сельскохозяйственного производства площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <...>, кадастровый №, право собственности зарегистрировано <дата>
Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю была запланирована проверка в отношении данного земельного участка, задача проверки- надзор за соблюдением требований земельного законодательства РФ. Согласно акта проверки от <дата> установлено, что указанный земельный участок не огорожен, сооружения на нем отсутствуют, часть земельного участка на площади <данные изъяты> покрыта древесно-кустарниковой растительностью, высота деревьев достигает 5 м., зарастание сплошное, повсеместное, возраст хвойных деревьев 6-8 лет, отсутствуют признаки использования земельного участка для сельскохозяйственного производства, а именно, признаки обработки почвы, посева сельскохозяйственных культур, сенокошения, выпаса скота. Управлением Россельхознадзора по Пермскому краю <дата> в отношении ответчика был составлен административный протокол по ч. 2 ст. 8.8.КоАП РФ и выдано предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства со сроком исполнения <дата> По обстоятельствам, изложенным в административном протоколе, постановлением № от <дата> общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ-не использование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства и подвергнуто административному штрафу в сумме <данные изъяты> рублей. Приказом Управления Россельхознадзора по Пермскому краю от <дата> запланировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении общества, цель проверки- контроль исполнения предписания об устранении нарушений земельного законодательства. Согласно акта проверки от <дата> установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположенном в урочище <...> мероприятия по приведению земельного участка сельскохозяйственного назначения не выполнены, участок не пригоден для сельскохозяйственного производства, в связи с чем Управлением Россельхознадзора по Пермскому краю от <дата> обществу выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства со сроком исполнения <дата> Управлением Россельхознадзора по Пермскому краю <дата> на общество составлен административный протокол об административном правонарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен для рассмотрения мировому судье судебного участка № Мотовилихинского судебного района города Перми. Постановлением мирового судьи судебного участка № Мотовилихинского судебного района города Перми от <дата> общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ- невыполнение в срок законного предписания, также постановлением мирового судьи судебного участка № Мотовилихинского судебного района г. Перми от <дата> ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ
(неуплата в срок административного штрафа). В связи с не использованием земельного участка по назначению ответчику было направлено решение об изъятии земельного участка <дата>, установлен срок до <дата>, в указанный срок от ответчика возражений не поступило.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по приведенным в иске основаниям.
Ответчик был извещен о времени рассмотрения дела, представитель ответчика просил рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица был извещен о времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ответчик является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием- для сельскохозяйственного производства площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <...>, кадастровый №, право собственности зарегистрировано <дата>.
Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, осуществлять мероприятия по охране земель.
В силу ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Федеральный закон N 101-ФЗ) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.
Согласно указанному Постановлению Правительства Российской Федерации, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона N 101-ФЗ, может осуществляться при условии не устранения указанных в п. п. 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
В случае не устранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в п. 7 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, в ходе мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений земельного законодательства Российской Федерации на территории Соликамского района было установлено, что ООО «ЦРТ» длительное время не использует земельный участок по назначению для сельскохозяйственного производства. Согласно акту осмотра от <дата> принадлежащий ответчику земельный участок зарос травой, древесно-кустарниковой растительностью Следы проведения агротехнических мероприятий отсутствуют. Следы выпаса скота отсутствуют. Земельный участок по всей площади сильно задернован. Характер растительности и отсутствие следов ведения сельского хозяйства свидетельствует о том, что указанный участок не использовался для систематического сельскохозяйственного производства более трех лет.
По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от <дата> и постановлением от <дата> должностного лица Управления Россельхознадзора по Пермскому краю ООО «ЦРТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ. <дата> в адрес ответчика было вынесено предписание о проведении в срок до <дата> мероприятий по ликвидации зарастания участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью и использовании земельного участка для сельскохозяйственного производства или целей, связанных с сельскохозяйственным производством. Предписание не исполнено ответчиком.
Указанное состояние земельного участка свидетельствует о том, что ответчик не использует земельный участок по назначению более 3 лет, в ходе рассмотрения дела представителем ответчика данный факт также не оспаривался.
Управлением Россельхознадзора по Пермскому краю от <дата> обществу выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства со сроком исполнения <дата>, Управлением Россельхознадзора по Пермскому краю <дата> на общество составлен административный протокол об административном правонарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен для рассмотрения мировому судье судебного участка № Мотовилихинского судебного района города Перми. Постановлением мирового судьи судебного участка № Мотовилихинского судебного района города Перми от <дата> общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ- невыполнение в срок законного предписания.
В связи с неисполнением предписания материалы государственного земельного контроля для решения вопроса о принудительном изъятии спорного земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" были направлены в Правительство Пермского края.
В соответствии с пунктом 3.56 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 21-п Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в части обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края удовлетворить.
изъять у Общества с ограниченной ответственностью «Центр развития территорий» земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <...>, кадастровый №.
Прекратить право собственности ООО «Центр развития территорий» на земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <...>, кадастровый № путем продажи участка с публичных торгов с отнесением расходов по организации и проведению публичных торгов на ответчика, определить начальной ценой изъятого земельного участка кадастровую стоимость данного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (21.03.2017г.) с принесением апелляционной жалобы в Соликамский суд.
Судья Т.А.Старчак