Дело № 2-104/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2017 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,
с участием помощника прокурора Моркинского района Трифоновой Н.Р.,
при секретаре Мироновой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Морки
гражданское дело по иску прокурора Моркинского района Республики Марий Эл в интересах Осадчей Е.А. к Муниципальному образовательному учреждению «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» о возмещении расходов по оплате за коммунальные услуги – содержание и ремонт жилого помещения, отопление и электроснабжение
установил :
Прокурор Моркинского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах Осадчей Е.А. к МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» с иском о возмещении расходов по оплате за коммунальные услуги за период с августа по ноябрь 2016 года в размере 7 223 руб. 58 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Осадчая Е.А. работала в МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» воспитателем по 20 августа 2016 года, в настоящее время является пенсионером и в соответствии с законом имеет право на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде содержания и ремонта жилого помещения, отопления и электроснабжения.
В судебном заседании помощник прокурора Трифонова Н.Р. и истец Осадчая Е.А. заявленные исковые требования поддержали, суду дали пояснения, аналогичные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, о наличии судебного спора осведомлен, возражения по существу иска не представил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Отдела образования и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» Токташова Е.В., действующая на основании доверенности от 29 марта 2016 года, с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснив, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее республиканское законодательство, педагогические работники, уволенные после 1 июля 2016 года утрачивают право на получение социальных выплат по коммунальным услугам.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. «е», «ж», «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защиты, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно ч.8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.2 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» (в ред. Закона Республики Марий Эл от 25.04.2016 N 17-З) социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается категориям граждан, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящих в штате по основному месту работы в государственных учреждениях, созданных Республикой Марий Эл, или муниципальных учреждениях, созданных муниципальными образованиями в Республике Марий Эл, в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - учреждение).
Социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается специалистам:
государственной ветеринарной службы,
государственной системы здравоохранения,
государственной системы социального обеспечения,
государственной и муниципальной системы образования;
государственной и муниципальной сферы культуры.
Пунктом 4 Перечня должностей специалистов в сельской местности, которым оказывается социальная поддержка при оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 января 2005 года № 3, к работникам системы образования отнесена должность воспитатель.
В соответствии со ст.3 Закона Республики Марий Эл 2 декабря 2004 года № 48-З социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг носит персонифицированный характер и оказывается специалистам государственной и муниципальной системы образования в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в следующих размерах:
100 процентов платы за наем жилого помещения;
100 процентов оплаты электрической энергии, используемой для отопления жилого помещения;
100 процентов оплаты тепловой энергии, используемой для отопления жилого помещения;
100 процентов оплаты газа сетевого, используемого для отопления жилого помещения;
100 процентов оплаты твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), используемого для отопления жилого помещения.
В силу ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе, и в части возмещения платы за содержание и ремонт жилья. Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Установление субъектом Российской Федерации ограниченных пределов возмещения органам местного самоуправления расходов по оплате жилья педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права указанных граждан, установленного федеральным законодательством.
Осадчая Е.А., …. года рождения, работала учителем в МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1», была уволена 20 августа 2016 года по собственному желанию, является пенсионером по старости, зарегистрирована и проживает по адресу: пгт…. ул….., д…. кв… Моркинского района Республики Марий Эл.
Доводы представителя третьего лица Токташовой Е.В. об утрате педагогическими работниками права на социальные выплаты по коммунальным услугам в связи с увольнением суд находит необоснованными.
Согласно ст.2 ч.4 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» (в ред. Закона Республики Марий Эл от 25.04.2016 N 17-З) социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг сохраняется за всеми гражданами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вышедшими на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и проживающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), которые проработали в сельских населенных пунктах или поселках городского типа в учреждениях в соответствующей отрасли не менее 10 лет и имели право на получение этой социальной поддержки к моменту прекращения трудовой деятельности.
К моменту прекращения трудовой деятельности 20 августа 2016 года Осадчая Е.А. имела права на получение возмещение расходов по коммунальным услугам, что сторонами не оспаривается, проработала в системе муниципального образования более 25 лет, проживает в поселке городского типа, является пенсионером по старости.
Следовательно, Осадчая Е.А. имеет право на получение социальной поддержки, оказываемой специалистам государственной и муниципальной системы образования.
Осадчей Е.А. за период с сентября по ноябрь 2016 года за содержание и ремонт жилья фактически оплачено 1 880,01 руб., за отопление с сентября по октябрь 2016 года в размере 3 838,84 руб. и за электроэнергию с августа по октябрь 2016 года в размере 1503,73 руб. Данные расходы ей не возмещены.
Согласно п.4 ст.3 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года № 48-3 «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» граждане, имеющие право на социальную поддержку, оплачивают жилищно-коммунальные услуги полностью, представляя для возмещения произведенных расходов оплаченные квитанции в соответствующее учреждение. Порядок и условия возмещения расходов устанавливаются Правительством Республики Марий Эл, пунктом 5 которого также указано, что лица, имеющие право на получение социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляют документы об оплате в республиканские государственные и муниципальные учреждения по месту работы для компенсации понесенных расходов в соответствии с утвержденными социальными нормами до 15 числа месяца, следующего за месяцем оплаты.
Поскольку установленная законом обязанность по возмещению расходов за содержание и ремонт жилого помещения ответчиком не выполняется, они подлежат возмещению в пользу Осадчей Е.А. в размере 7 222 руб. 58 коп.
В соответствии с п.9 ст.333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан освобожден от уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, на основании ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
решил :
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1» (ОГРН/ИНН …../…, дата регистрации 17 декабря 2002 года) в пользу Осадчей Е. А. расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг – содержание и ремонт жилого помещения в размере 1 880 руб. 01 коп., отопление в размере 3838 руб. 84 коп. и электроэнергию в размере 1 503 руб.73 коп. и госпошлину в размере 400 рублей в доход бюджета Муниципального образования «Моркинский муниципальный район» в лице Межрайонной ИФНС России №2 в Республике Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Э.Ш.Харисова
Решение в окончательной форме вынесено 23 января 2017 года.