2-370/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2011 года г.Нефтекамск РБ
Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Нурисламова Э.Р., при секретаре Викуловой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хуснулина Д. Ф., Хуснулиной А. Ф., действующих за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 к ..., ... о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Хуснулин Д.Ф., Хуснулина А.Ф., действующие за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, обратились с иском к ..., ... иском о признании за ними права собственности на комнату <адрес> в порядке приватизации, указав, что проживают в спорной комнате на основании ордера, выданного ответчиком, имеется заключенный договор найма на неопределенный срок. ... отказала в приватизации спорного жилья на том основании, что жилье не является муниципальной собственностью, принадлежит ... и имеет статус общежития. Считают, что нарушено его право на приватизацию.
Истец Хуснулин Д.Ф., представитель истца Хуснулиной А.Ф. по доверенности Павлова И.В. в судебном заседании иск поддержали по изложенным в нем основаниям, пояснили, что право бесплатной приватизации они использовали. Считают, что нарушено их право на приватизацию. Ответчик, как правопреемник государственного предприятия, был обязан передать здание в ведение органов местного самоуправления. Просили признать за ними право собственности на спорное жилье.
Истец Хуснулина А.Ф. в суд не явилась, хотя надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания.
Представитель ответчика ..., ... извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст.2 указанного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
ДД.ММ.ГГГГ Хуснулину Д.Ф. выдан ордер на право занятия жилой площади в общежитии №... по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ... и Хуснулиным Д.Ф. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии по адресу: <адрес>, в качестве членов семьи указаны Хуснулина А.Ф. (жена), ФИО2(дочь).
Согласно справке б/н от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ..., в спорной комнате зарегистрированы Хуснулин Д.Ф., Хуснулина А.Ф.(жена), ФИО2(дочь), ФИО1 (дочь).
Суд установил, что жилой дом <адрес>, в котором расположена спорная комната, входит в жилищный фонд ..., которое зарегистрировало за собой право собственности на указанный дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Государственного комитета РБ по управлению государственной собственностью №... от ДД.ММ.ГГГГ государственное производственное объединение ... реорганизовано в ..., являющееся их правопреемником. Здание общежития по адресу: <адрес>, перешло в собственность ... согласно плану приватизации №... от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Таким образом, при изменении формы собственности государственного предприятия жилищный фонд, находящийся на его балансе, не мог быть включен в перечень объектов, приватизируемых правопреемником, и передан в его собственность.
Кроме того, п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (действовавшего на момент приватизации ...) содержит прямой запрет на включение в состав приватизируемого имущества находящихся на балансе приватизируемого предприятия жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций. Указанные объекты относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.
Распоряжением Правительства РБ № 323-р от 20 апреля 2005 года на ... возложена обязанность по передаче объектов государственного жилищного фонда в ведение местных органов государственной власти районов и городов РБ в 2005 году, в том числе 2 домов, расположенных в <адрес>.
Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации": переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 года, и подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, при приватизации имущественного комплекса ... жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживают истец, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.
Таким образом, ..., являясь правопреемником государственного предприятия, в соответствии с указанным распоряжением Правительства РБ от 20 апреля 2005 года обязано передать дом <адрес>, в котором расположена комната истца, в ведение органа местного самоуправления независимо от того, использовался ли указанный жилой дом либо его часть в качестве общежития. При этом даже в случае использования здания как общежития оно утрачивает этот статус, и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Отсутствие договора социального найма, а также отсутствие решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может являться препятствием для реализации гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Согласно справке №... от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ..., Хуснулин Д.Ф., Хуснулина А.Ф., ФИО2, ФИО1 право бесплатной приватизации в <адрес> не использовали.
Согласно справкам №..., №...,№... от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ..., Хуснулин Д.Ф., Хуснулина А.Ф., ФИО2 собственниками приватизированного жилья не зарегистрированы.
Таким образом, отказ ... и ... в передаче жилого помещения в собственность истцов в порядке приватизации следует признать незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить за Хуснулиным Д. Ф., Хуснулиной А. Ф., ФИО1, ФИО2 право собственности на комнату <адрес> в порядке приватизации по 1/4 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья: Э.Р. Нурисламова
Решение вступило в законную силу 26.03.2011 г.