подлинник
дело № 2а-2076/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 17 января 2017 года
Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Черных А.В.,
при секретаре А6,
с участием административного истца Урусян С.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Урусяна А.Ц. и Нагапетян А.Ц.,
представителя Урусян С.В. – Панюкова А.В.,
представителя административного заинтересованного ответчика МУ МВД России «Красноярское» – Киреевой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Урусян С.В. о признании незаконным решения отдела ОУФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска о снятии с регистрационного учета по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Урусян С.В., действуя в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Урусяна А.Ц. и Нагапетян А.Ц., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения отдела УФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска о снятии её и несовершеннолетних Урусяна А.Ц. и Нагапетян А.Ц. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: Х мотивируя свои требования следующим. Так, заявитель указал, что является собственником 1/200 доли в жилом доме, расположенном по адресу: Х». С 06.12.2014 года заявитель и её несовершеннолетние дети состояли на регистрационном учете по месту жительства по вышеуказанному адресу. Позднее, заявителю стало известно о том, что она и дети решением отдела УФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска от 17.03.2015 года были сняты с регистрационного учета. Заявитель считает, что снятие его с детьми с регистрационного учета по месту жительства по указанному основанию противоречит положениям Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, поскольку не проживание по месту регистрации не является основанием для снятия её и детей с регистрационного учета.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и в сфере миграции», Приказом МВД России от 27.04.2016 года № 214 «Об утверждении Типового положения о подразделении по вопросам миграции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне», распоряжением МВД России от 12.09.2016 года № 1/9209 «Об организации осуществления территориальными органами МВД России функций и полномочий в сфере миграции», приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 21.09.2016 года № 1445 «Об организационно-штатных вопросах», Приказом ФМС России от 01.06.2016 года № 266 «О ликвидации Управления миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва» определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 17.01.2017 года произведена замена ответчика ОУФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска на МУ МВД России «Красноярское».
Заявитель Урусян С.В., действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Урусяна А.Ц. и Нагапетян А.Ц., и её представитель Панюков А.В. заявленные требования поддержали по изложенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика МУ МВД России «Красноярское» Киреева Э.Н. возражала против удовлетворения административного иска, поскольку основанием для снятия заявителя с регистрационного учета по месту жительства по адресу: Х, явилось признание данной регистрации фиктивной, что предусмотрено ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и не требует судебного решения, а осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС России и МВД России от 01.08.2013 года № 338/587.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.ч. 8, 9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, в декабре 2014 года Урусян С.В. обратилась в ОУФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска в порядке ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для регистрации её и несовершеннолетних детей по месту жительства по адресу: Х
06 декабря 2014 года Урусян С.В. и её несовершеннолетние дети Урусян А.Ц. и Нагапетян А.Ц. были зарегистрированы отделом УФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска по месту жительства по адресу: Х.
14.03.2015 года на основании распоряжения от начальника ОУФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска должностными лицами отдела миграционной службы района проведена проверка, в ходе которой установлено, что заявитель и её дети в жилом доме по адресу: Х, не проживали.
17.03.2015 года по результатам проверки регистрация Урусян С.В. и её несовершеннолетних детей Урусяна А.Ц. и Нагапетян А.Ц. по месту жительства по адресу: Х признана фиктивной, что явилось основанием для снятия их с регистрационного учета.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» внесены изменения основных понятий.
Так, под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Этим же Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ введено понятие «фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства», под которым понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
В силу ст. 7 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства, которое производится на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, которым в силу Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711, является ФМС России и его территориальные подразделения.
В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 и Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России N 338, МВД России N 587 от 01.08.2013 года, контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
Как указывалось выше, Урусян С.В. и её несовершеннолетние дети Урусян А.Ц. и Нагапетян А.Ц. были зарегистрированы отделом УФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска по месту жительства по адресу: Х, однако в ходе проверки проведенной миграционной службой в порядке исполнения ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 и Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России N 338, МВД России N 587 от 01.08.2013 года, установлено, что регистрация в указанном жилом помещении осуществлена Урусян С.В. без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, что не отрицалось ею и в ходе судебного заседания, а фактически она проживает по иному адресу в г. Красноярске, но не может быть поставлена на регистрационный учет по фактическому месту пребывания в связи с отсутствием согласия собственника жилого помещения на оформление прописки ей и детям.
Таким образом, ОУФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска был достоверно установлен факт оформления Урусян С.В. фиктивной регистрации себя и своих детей по месту по месту жительства по адресу: Х.
Ввиду того, что при выявлении факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета производится только на основании решения органа регистрационного учета, то снятие Урусян С.В. и её несовершеннолетних детей Урусяна А.Ц. и Нагапетян А.Ц. с регистрационного учета по месту жительства в связи с фиктивной регистрацией на основании решения ОУФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска от 17.03.2015 года является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Урусян С.В., действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей Урусян А.Ц. и Нагапетян А.Ц., о признании незаконным решения отдела ОУФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска о снятии с регистрационного учета по месту жительства отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Черных