Решение по делу № 2-36/2017 от 09.01.2017

дело № 2-36/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Кослан                               23 января 2017 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Шаверневой Е.И., с участием помощника прокурора Удорского района Колесникова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к муниципального унитарного предприятия муниципального района «Удорский» «Пучкомская хозяйственная бригада» о признании бездействия незаконным, обязании произвести исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду,

установил:

Прокурор Удорского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального района «Удорский» «Пучкомская хозяйственная бригада» о признании бездействия незаконным, обязании произвести исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование иска указал, что в соответствии с заданием прокуратуры Республики Коми прокуратурой района проведена проверка исполнения муниципальным унитарным предприятием муниципального района «Удорский» «Пучкомская хозяйственная бригада» (далее - МУП «Пучкомская хозяйственная бригада») требований законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, в ходе которой установлено нарушение МУП «Пучкомская хозяйственная бригада» требований природоохранного законодательства при эксплуатации стационарного источника загрязнения окружающей среды - котельной в <адрес>, при этом плату за негативное воздействие на окружающую среду ответчик не исчисляет и в установленном порядке не вносит.

В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Ответчик МУП МР «Удорский» «Пучкомская хозяйственная бригада», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направил, директор ФИО3 представила заявление о рассмотрении дела без их участия, согласно телефонограмме с исковыми требованиями согласилась полностью.

Третье лицо – представитель Удорский районный комитет по охране окружающей среды Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми ФИО4 с иском прокурора согласился полностью, просил исковое заявление удовлетворить.

Выслушав прокурора, представителя 3-го лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу с ч.ч. 1 и 2 ст. 41, ст. 42 Конституции Российской Федераций каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в Российской Федерации принимаются меры по экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка! в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон «Об охране окружающей среды»)

Согласно ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменением качества окружающей среды. Загрязнением окружающей среды является поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, под стационарным источником загрязнения окружающей среды понимается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды»).

Пунктом 1 статьи 34 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод ; в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 23 Закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей предусматриваются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, включая нормативы допустимых выбросов, устанавливаемых для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Данное положение соотносится с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», согласно которому в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.

В силу п. 1 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании п. 1 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» плату; за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п.п. 1-4 ст. 16.2. Закона «Об охране окружающей среды» платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период и в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ. При определении платежной базы учитываются, в том числе, объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, превышающие такие нормативы.

Согласно п. 1 ст. 16.3. Закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных данной статьей, и суммирования полученных величин.

В силу п.п. 1-3 ст. 16.4. Закона «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Согласно письменным материалам дела, прокуратурой Удорского района проведена проверка исполнения МУП «Пучкомская хозяйственная бригада») требований законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, в ходе которой установлено следующее.

На основании договоров на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом МУП «Пучкомская хозяйственная бригада» осуществляет эксплуатацию котельной коммунального назначения, расположенной в <адрес> Республики Коми.

В отопительный сезон - с сентября по май производственный процесс котельной является непрерывным. Видом используемого топлива для тепловых энергоустановок (котлов) котельной являются дрова.

Объем годовой потребности сжигаемого в котельной твердого топлива составляет 550 куб.м. В результате сжигания указанного топлива в атмосферный воздух происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в виде азота диоксида и углерода оксида.

Таким образом, котельная <адрес>, эксплуатируемая МУП «Пучкомская хозяйственная бригада», относится к стационарным источникам загрязнения окружающей среды, осуществляющим выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Вступившим в законную силу решением Удорского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ бездействие МУП МР «Удорский» «Пучкомская хозяйственная бригада» по разработке проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной в селе Большая Пучкома и получению разрешения на данный вид деятельности признано незаконным, на ответчика возложена обязанность разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для котельной в селе Большая <адрес> и направить указанный проект на санитарно – эпидемиологическую экспертизу в Управление Роспотребнадзора по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом, МУП «Пучкомская хозяйственная бригада» длительное время осуществляет эксплуатацию стационарного источника загрязнения окружающей среды - котельной в <адрес>, при этом плату за негативное воздействие на окружающую среду не исчисляет и в установленном порядке не вносит.

Бездействием и несоблюдение МУП «Пучкомская хозяйственная бригада» законодательства об охране окружающей среды нарушаются интересы Российской Федерации, права и законные интересы граждан (жителей <адрес>, иных лиц), круг которых не определен, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Эксплуатация МУП «Пучкомская хозяйственная бригада» котельной <адрес> с нарушением норм природоохранного законодательства влечет нарушение конституционных прав жителей <адрес> и иных лиц, круг которых не определен, на благоприятную окружающую среду, обеспечение безопасных условий их жизнедеятельности, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и способствует неконтролируемому процессу причинения вреда окружающей среде.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к МУП МР «Удорский» «Пучкомская хозяйственная бригада» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия муниципального района «Удорский» «Пучкомская хозяйственная бригада», выразившееся в эксплуатации стационарного источника выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – котельной <адрес> в отсутствие исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального района «Удорский» «Пучкомская хозяйственная бригада» произвести исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период 2015 года.

Обязать муниципальное унитарное предприятие муниципального района «Удорский» «Пучкомская хозяйственная бригада» произвести исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Председательствующий                           А.Н. Жданов

Составление мотивированного решения отложить до 13 часов 27 января 2017 года.

2-36/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Удорского района
Ответчики
МУП МР "Удорский" "Пучкомская хозяйственная бригада"
Другие
Удорский районный комитет по охране окружающей среды Министерства промышленности РК
Суд
Удорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
udorasud.komi.sudrf.ru
09.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2017Передача материалов судье
11.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2017Судебное заседание
27.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее