Решение по делу № 33-1619/2017 от 28.03.2017


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Кушнарева И.К.

Дело №33-1619/2017 дело поступило ....

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 17 мая 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Гончиковой И.Ч., Базарова В.Н., при секретаре Абзаевой В.И., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дудиновой Н.Г., Попова А.Б., Бакакиной Т.К. к ПАО «ТГК-14» о перерасчете платы за отопление по апелляционной жалобе представителя ПАО «ТГК-14» Бодряновой В.Ю. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 февраля 2017 года, которым постановлено:

Исковые требованияДудиновой Н.Г.,Попова А.Б.,Бакакиной Т.К. удовлетворить.

Обязать ПАО «ТГК-14» произвести перерасчет начисленной при корректировке платы коммунальной услуги, потребленной на отопление в 2015 году и предъявленной к оплате ...., а именно учесть на финансовом лицевом счете ..., открытом по жилому помещению по адресу:<...>, в оплату потребленной коммунальной услуги по отоплению в 2015 году доначисленную в результате корректировки размера платы за отопление ....; излишне начисленную за указанный период .... зачесть в счет будущих расчетных периодов.

Обязать ПАО «ТГК-14» произвести перерасчет начисленной при корректировке платы коммунальной услуги, потребленной на отопление в 2015 году и предъявленной к оплате ...., а именно учесть на финансовом лицевом счете..., открытом по жилому помещению по адресу:<...>, в оплату потребленной коммунальной услуги по отоплению в 2015 году доначисленную в результате корректировки размера платы за отопление сумму ....; излишне начисленную за указанный период .... зачесть в счет будущих расчетных периодов.

Обязать ПАО «ТГК-14» произвести перерасчет начисленной при корректировке платы коммунальной услуги, потребленной на отопление в 2015 году и предъявленной к оплате ...., а именно учесть на финансовом лицевом счете..., открытом по жилому помещению по адресу:<...>, в оплату потребленной коммунальной услуги по отоплению в 2015 году доначисленную в результате корректировки размера платы за отопление ....; излишне начисленную за указанный период .... зачесть в счет будущих расчетных периодов.

Обязать ПАО «ТГК-14» применять объем потребления тепловой энергии на отопление жилого дома <...>, определенный по показаниям общедомового прибора учета за 2015 год в размере ... Гкал, для расчета платы за коммунальную услугу отопления на ... годы, в том числе для расчета среднемесячного объема потребления.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения истцов Бакакиной Т.К., Попова А.Б., их представителя Ганькина А.С., представителей ответчика Бодряновой В.Ю., Доржиевой О.С., Новолодского А.Н., представителя ТСЖ «Багульник» Ионкиной А.С., представителя Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Суворовой Е.П., представителя Республиканской службы по тарифам РБ Ильиной Т.Т., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с исками к ПАО «ТГК-14», Дудинова Н.Г., Попов А.Б., Бакакина Т.К., каждый в отдельности, с учетом уточнений, просили обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за тепловую энергию в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии по услуге отопления, потребленной в 2015г., излишне начисленные суммы зачесть в счет будущих расчетных периодов, применять объем потребленной тепловой энергии на отопление жилого дома <...> ... Гкал/кВ.м., для последующего применения в расчете за отопление на 2016-2017г.г.

Определениями суда указанные иски объединены в одно производство.

Требования мотивированы следующим. Истцы Дудинова Н.Г., Попов А.Б., Бакакина Т.К. являются собственниками квартир ..., ..., ... в жилом доме <...>. ПАО «ТГК-14» является ресурсоснабжающей организацией по подаче тепловой энергии, истцы являются добросовестными плательщиками данной услуги. Управление многоквартирным домом (далее - МКД) осуществляет ТСЖ «Багульник». Договор между ПАО «ТГК-14» и ТСЖ «Багульник» на поставку коммунальных услуг не заключался, поэтому расчет платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению (далее - ГВС) осуществляет ресурсоснабжающая организация ПАО «ТГК-14». Дом оборудован закрытой системой горячего водоснабжения, что подразумевает нагрев воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта. В доме установлено два отдельных общедомовых прибора учета по учету тепловой энергии по услуге отопление и по услуге горячего водоснабжения. Учет тепловой энергии и объема теплоносителя, поступивших в дом по теплоснабжению и ГВС, учитываются раздельно. Расчет платы за отопление производится исходя из среднемесячных показателей общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии по формуле 7 Правил № 307. При этом размер платы корректируется ответчиком 1 раз в год по формуле 8 Правил № 307. В феврале 2016 года ПАО «ТГК-14» произведена корректировка за 2015 год в виде доначисления платы за отопление, которая не соответствует данным отчетов о суточных параметрах теплоснабжения ОДПУ тепловой энергии. По показаниям ОДПУ за 2015 год по услуге теплоснабжение потреблено тепловой энергии в объеме ... Гкал., за которые необходимо заплатить ... руб. Поскольку в течение года ответчик производил расчет оплаты по теплоснабжению из среднемесячного показателя, рассчитанного исходя из объема потребленной тепловой энергии по теплоснабжению за предыдущие годы, то жителям МКД за 2015 год в течение года было начислено за отопление ... руб. Таким образом сумма корректировки должна составлять ... руб. Однако, фактически в сумму корректировки включена тепловая энергия, потребленная по услуге ГВС в объеме ... Гкал. С учетом этого корректировка по отоплению произведена на сумму ... руб. Корректировка по отоплению за 2015 год произведена с нарушением Правил № 307, так как в объем тепловой энергии по отоплению неправомерно включен объем тепловой энергии ... Гкал, учитываемый отдельно по ГВС, и который не использовался на предоставление коммунальной услуги по отоплению. Законодательство, регулирующие расчет оплаты коммунальных услуг не предусматривает включение затрат на ГВС в затраты на отопление, а также корректировку по окончанию года по услуге ГВС. Поскольку МКД оборудован ОДПУ по ГВС, то ответчик имеет возможность ежемесячно начислять плату за ГВС исходя из показаний ОДПУ.

В судебном заседании истцы Дудинова Н.Г., Попов А.Б., их представители Вырезкова Л.В., Ионкина А.С. на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представители ответчика ПАО «ТГК-14» Ульзутуева Д.Б., Бодрянова В.Ю. против удовлетворения заявленных требований возражали.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ПАО «ТГК-14» Бодрянова В.Ю. просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении требований истцов отказать. Указывает, что ответчиком в дом поставляется две коммунальные услуги – отопление и горячее водоснабжение. В указанном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя (ОДПУ), согласно показаниям которого совокупный фактический расход тепловой энергии за период с января 2015г. по декабрь 2015г. составил ... Гкал. Ресурс в виде тепловой энергии, поступивший в дом и учтенный ОДПУ, расходуется как на предоставление услуги по отоплению, так и на горячее водоснабжение. Ежегодная корректировка платы по итогам года работы ОДПУ предусмотрена только по услуге «отопление» в соответствии с п.21, п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. Порядок начисления платы за коммунальную услугу в виде горячего водоснабжения в спорный период и по настоящее время регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. Начисления за горячую воду потребителям дома ... в течение 2015г. производились в соответствии с п.42 Правил №354 по формуле №1 Приложения №2 к данным Правилам, то есть с применением двух составляющих – объема горячей воды, зафиксированного индивидуальными приборами учета, либо исходя из нормативов потребления горячей воды (в случае отсутствия ИПУ) и тарифа на горячую воду, установленного на соответствующий период. Всего с применением вышеуказанного порядка начисления за ГВС в доме ... на нужды горячего водоснабжения было потреблено ... Гкал. Фактически ОДПУ зафиксировано, что на нужды горячего водоснабжения затрачено ... Гкал. В случае, если ПАО «ТГК-14» применило бы в расчетах за горячую воду фактически учтенный ОДПУ на линии ГВС объем тепловой энергии – ... Гкал, то начисления по горячей воде потребителям превысили бы начисления, предусмотренные тарифом на горячую воду. Разница между фактически потребленной тепловой энергией на нужды ГВС в 2015г. и зафиксированной ОДПУ и предъявленной тепловой энергией на нужды ГВС, исходя из установленного тарифа составила ... Гкал. Для нужд отопления ОДПУ зафиксировал за 2015г. - ... Гкал. Ответчик применил объем ... Гкал. Указывает, что позиция ответчика основывается не только невозможностью предъявления всего факта тепловой энергии на услугу ГВС, что привело бы к превышению объема тепловой энергии над объемом заложенным в тариф, но и тем, что хоть тепловая энергия и была зафиксирована как использованная на нужды ГВС, фактически была израсходована на обогрев ванных комнат. При циркуляции горячей воды через полотенцесушители происходит отдача тепловой энергии внутри жилого помещения, тем самым отапливаются ванные комнаты. Таким образом, тепловая энергия, затраченная на горячую воду, используется не в полной мере на данную услугу, а используется частично на отопление. Отсутствие норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС, не является основанием для освобождения жильцов дома ... от обязанности оплаты фактически потребленной ими тепловой энергии. Не согласны с выводом суда, что объем тепловой энергии, зафиксированный ОДПУ на линии ГВС в доме ..., подлежал ежемесячной корректировке, как предусмотрено в расчетах по ГВС, а не один раз в год, как предусмотрено при расчетах по отоплению.

В суде апелляционной инстанции представители ответчика ПАО «ТГК-14» Бодрянова В.Ю., Доржиева О.С., Новолодский А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Истцы Попов А.Б., Бакакина Т.К., их представитель Ганькин А.С., представляющий также интересы истца Дудиновой Н.Г., представитель ТСЖ «Багульник» Ионкина А.С. с доводами жалобы не согласились, полагали, что оснований для отмены решения не имеется.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав пояснения специалистов - представителя Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Суворовой Е.П., представителя Республиканской службы по тарифам РБ Ильиной Т.Т., судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из положений ч. 4 ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.

К отношениям сторон в спорный период в части расчета платы за коммунальную услугу по отоплению применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила №307) и при расчете платы за другие коммунальные услуги - Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Постановлением Правительства РБ от 13.09.2012 N 532 " Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Республики Бурятия" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012. Данный порядок применяется со дня вступления в силу Правил N 354.

По правилам пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил №307).

Согласно подп. «б» пункта 21 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения № 2 к Правилам исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (то есть по 1/12 объема тепловой энергии по показаниям прибора учета за прошлый год). При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета путем производства исполнителем коммунальных услуг в конце года корректировки, что не противоречит п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности …» и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Как установлено судом и следует из материалов дела Дудинова Н.Г., Попов А.Б., Бакакина Т.К. являются собственниками квартир в доме <...>,

Данный многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, введенным в эксплуатацию с ....

В течение 2015 года ответчиком производился расчет объема тепловой энергии на отопление в размере 1/12 от показаний прибора учета за предыдущий год, на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения - исходя из фактических показаний общедомового прибора учета. По итогам 2015 года была произведена корректировка размера платы за отопление за 2015 год, при расчете которой учитывался объем тепловой энергии, поданной на нужды отопления жилых помещений (... Гкал), и объем тепловой энергии, потребленной нежилыми помещениями по линии ГВС, неучтенный в течение года при расчете платы за ГВС (... Гкал).

Анализируя подлежащие применению нормы права, оценивая фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, надлежащим образом мотивировав свои выводы.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расчет платы за отопление не соответствует изложенным выше положениям законодательства.

В соответствии с п. 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

Из п. 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС не позднее 01.01.2018 г.

В 2014-2015 гг. РСТ Республики Бурятия был установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду. Ответчиком расчет платы за коммунальную услугу ГВС произведен по формуле 23 приложения № 2 к Правилам № 354.

Вместе с тем, поскольку в спорный период норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС на территории г. Улан-Удэ не был установлен, ответчик применял показатель (0,05119 Гкал), используемый при утверждении тарифов на ГВС в открытых и закрытых системах ГВС, то есть показатель, не предусмотренный формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354.

Указанный показатель, как норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС, не утверждался.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд установил, что оспариваемый истцами порядок расчета не соответствует порядку, предусмотренному вышеуказанными Правилами. Данное обстоятельство ответчик не отрицал в ходе рассмотрения дела.

С учетом изложенного следует признать, что районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия ответчика не соответствуют требованиям закона, нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем обязал ПАО «ТГК-14» произвести перерасчет начисленной при корректировке платы коммунальной услуги, потребленной на отопление в 2015 году.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ПАО «ТГК-14», в связи с отсутствием установленного в республике норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения, лишено возможности предъявить к оплате фактически предоставленную и потребленную потребителями тепловую энергию, судебная коллегия отклоняет, поскольку предусмотренная законом обязанность потребителя по оплате фактически принятого количества энергии не обуславливает определение платы за потребленную услугу в произвольном порядке. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, а также при рассмотрении дела судебной коллегией представитель ответчика не указал, какими правовыми нормами допускается определение платы за коммунальную услугу.

Доводы о том, что при оказании услуги по горячему водоснабжению одновременно оказана услуга по отоплению, в связи с чем у истцов возникла обязанность по ее оплате, не позволяют сделать вывод о законности действий ответчика, так как отсутствие установленного в республике норматива расхода тепловой энергии, затраченного на нагрев холодной воды, не может быть расценено в качестве правового основания расчета платы за спорную услугу в том порядке, в каком ее производит ответчик.

Компенсировать же свои расходы, возникающие в связи с теплопотерями при прохождении теплоносителя по стоякам и полотенцесушителям путем выставления их к оплате гражданам за отопление, ответчик не вправе. Через полотенцесушители в ванной комнате и стояки гражданам оказывается услуга по горячему водоснабжению и циркуляцию в них тепловой энергии нельзя расценивать как дополнительный способ (прибор) отопления.

Учитывая, что в указанном доме установлен ОДПУ, позволяющий определить объем тепловой энергии и теплоносителя затраченного на отопление отдельно от объема тепловой энергии и объема горячей воды, районный суд обоснованно признал, что корректировка по отоплению должна производиться из объема теплоносителя, потребленного на отопление в размере ... Гкал.

Доводы апелляционной жалобы о том, что объем тепловой энергии, который подлежит корректировке, должен включать тепловую энергию по линии ГВС, фактически затраченную на обогрев помещений в МКД, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку нормативное регулирование предусматривает выполнение по итогам года корректировки размера платы за отопление жителям многоквартирного дома, которые в течение года производят оплату отопления исходя из 1/12 годового потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Положениями действующего законодательства не предусмотрена корректировка оплаты ГВС, поскольку расчет оплаты за ГВС для потребителей в МКД производится ежемесячно по показаниям ИДПУ и ОДПУ, а не исходя из среднемесячного потребления предыдущего года.

Иные доводы апелляционной жалобы также не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием к отмене решения.

Таким образом, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы, поскольку они не свидетельствуют о незаконности решения и не дают оснований для отмены решения.

В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-1619/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Бакакина Т.К.
Дудинова Н.Г.
Попов А.Б.
Ответчики
ПАО "ТГК-14"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
24.04.2017Судебное заседание
17.05.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее