Дело- 3 – 23/ 14
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ03 июня 2014 года г. Ставрополь
Ставропольский краевой суд
В составе:
Председательствующего – судьи краевого суда Строчкиной Е.А.
При секретаре судебного заседания – Малецкой С.С.
С участием:
прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ставропольского края Левушкиной Е.В.
представителей Думы Ставропольского края Веремеенко И.И. и Ткаченко Н.А.
представителя Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края Проходы М.Н.
представителя Министерства финансов Ставропольского края Толстовой С.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ставропольского края о признании пункта 13 статьи 2 Закона Ставропольского края от 10.12.2013 № 11-кз «О приостановлении действия Закона Ставропольского края «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае» и отдельных положений законодательных актов Ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и внесении изменений в Закон Ставропольского края «О приостановлении действия Закона Ставропольского края «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае» и отдельных положений законодательных актов Ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу
УСТАНОВИЛ:
Пунктом 13 ст. 2 Закона Ставропольского края от 10.12.2013 № 111 -кз «О приостановлении действия Закона Ставропольского края «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае» и отдельных положений законодательных актов Ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и внесении изменений в Закон Ставропольского края «О приостановлении действия Закона Ставропольского края «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае» и отдельных положений законодательных актов Ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее - Закон № 111-ФЗ) до 1 января 2017 года приостановлено действие ст. 6 Закона № 72-кз.
Текст документа опубликован в газете «Ставропольская правда» от 14.12.2013 №341-343. В соответствии со ст. 4 Закона № 111-кз он вступает в силу с 1 января 2014 года.
Заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с заявлением о признании указанного пункта 13 статьи 2 Закона Ставропольского края от 10.12.2013 № 11-кз недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что статьей 2 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» (ред. от 14.03.2013, с изм. от 10.12.2013) определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, к которым отнесены граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях:
1) имеющие право на получение жилых помещений в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;
2) вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после:
а) 1 января 2005 года, из числа граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со ст. 14-17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
б) 1 марта 2005 года, из числа граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со статьями 14-19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;
3) являющиеся многодетными родителями, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет.
В настоящее время на учете в списках на получение жилья по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края состоит 2683 семьи или 8455 граждан.
Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края определен статьей 6 Закона № 72-кз, согласно которой финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края гражданам, указанным в статье 2 данного Закона, осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год.
По мнению прокурора пункт 13 ст. 2 Закона № 111-кз противоречит действующему законодательству и подлежит признанию недействующим поскольку предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма является обязанностью и расходными обязательствами органов государственной власти Ставропольского края.
Решение вопросов по предоставлению жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма не может быть произвольно приостановлено, поскольку фактически ограничиваются права социально-незащищенных категорий граждан на жилище.
Кроме того, данный нормативный акт противоречит федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения, в частности п. 3 ст. 2 и ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений не менялись и не сужались, обеспечение жильем федеральных льготников не приостанавливалось. В данном случае нарушены права льготников, отнесенных к полномочиям субъекта Российской Федерации - Ставропольского края.
Также, по мнению прокурора, приостановление финансирования расходов не является оправданным и мотивированным.
При этом отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для неисполнения обязательств государства.
В связи с изложенным прокурор просил суд признать пункт 13 статьи 2 Закона Ставропольского края Закон Ставропольского края от 10.12.2013 № 111-кз «О приостановлении действия Закона Ставропольского края «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае» и отдельных положений законодательных актов Ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и внесении изменений в Закон Ставропольского края «О приостановлении действия Закона Ставропольского края «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае» и отдельных положений законодательных актов Ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ставропольского края Левушкина Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Думы Ставропольского края Веремеенко И.И. и Ткаченко Н.А., представитель Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края Прохода М.Н. и представитель Министерства финансов Ставропольского края Толстова С.И. заявленные требования прокурора не признали по основаниям, изложенным в возражениях, дополнительно пояснив, что оспариваемый нормативный акт соответствует требованиям закона и прав и законных интересов граждан не нарушает.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 251 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Законом Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда края и предоставления им жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, порядок определения общей площади жилого помещения жилищного фонда края и порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края.
Статьей 2 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» (ред. от 14.03.2013, с изм. от 10.12.2013) определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, к которым отнесены граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях:
1) имеющие право на получение жилых помещений в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;
2) вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после:
а) 1 января 2005 года, из числа граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со ст. 14-17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
б) 1 марта 2005 года, из числа граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со статьями 14-19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;
3) являющиеся многодетными родителями, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Статьёй 6 указанного закона предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год.
28 ноября 2013 года Думой Ставропольского края, являющейся в соответствии с Уставом (Основным законом) Ставропольского края представительным органом государственной власти субъекта РФ, принят Закон Ставропольского края № 111-кз «О приостановлении действия Закона Ставропольского края «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае» и отдельных положений законодательных актов Ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и внесении изменений в Закон Ставропольского края «О приостановлении действия Закона Ставропольского края «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае» и отдельных положений законодательных актов Ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее – Закон № 111-кз).
Текст документа опубликован в газете «Ставропольская правда» от 14.12.2013 №341-343. В соответствии со ст. 4 Закона № 111-кз он вступает в силу с 1 января 2014 года.
Пунктом 13 ст. 2 Закона № 111-кз до 1 января 2017 года приостановлено действие ст. 6 Закона № 72-кз.
Полномочия Думы Ставропольского края на издание указанного нормативного правового акта, форма нормативного правового акта, а также соблюдение предусмотренных правил введения его в действие, в том числе правил его опубликования заявителем не оспаривается, в ходе судебного разбирательства таких нарушений не установлено.
Проверяя доводы прокурора о несоответствии оспариваемого нормативного акта в части, суд оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора не находит по следующим основаниям.
Суд не может согласиться с доводами прокурора о нарушении указанным нормативным актом прав лиц, наделенных федеральным законом льготами по предоставлению жилых помещений.
В соответствии с п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьями 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К компетенции федеральных органов отнесено определение порядка государственного учета жилищных фондов (п. 1 ст. 12), к компетенции субъекта РФ - государственный учет жилищного фонда субъекта РФ (ст. 13). Российская Федерация определяет основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 3 ст. 12); субъекты РФ устанавливают порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, которое находится в собственности членов семьи и подлежит налогообложению, в целях признания граждан малоимущими (п. 3 ст. 13); Российская Федерация определяет порядок предоставления жилья малоимущим гражданам по договору социального найма (ст. 57 ЖК РФ); субъект РФ - порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ); Российская Федерация определяет иные категории граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ и порядок предоставления таких помещений (п. 5 и 6 ст. 12, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Субъекты РФ также вправе определять иные категории граждан в целях предоставления им жилых помещений своего жилищного фонда (п. 4 и 5 ст. 13, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения муниципального жилого фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 2 ст.49 ЖК РФ).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.49 ЖК РФ).
Исходя из положений статей 1, 26.3 и 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28, 30, 31 (в части права органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов), 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Ставропольский край) наделен полномочиями по самостоятельному определению видов, размеров и порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансовое обеспечение которых отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации
Согласно статье 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) предусмотренные указанным законом меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Соответственно гарантированные пунктом 2 части первой статьи 14, пунктом 1 части первой статьи 15, статьей 16 и пунктами 7 и 8 статьи 17 Закона N 1244-1 меры социальной поддержки по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лицам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона № 1244-1 предоставляется социальная выплата, удостоверенная государственным жилищным сертификатом.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Статья 28.2 указанного закона предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов в том числе и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 гарантируется обеспечение за счет средств федерального бюджетажильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 3 пункта 1 статьи 15, подпункте 3 пункта 1 статьи 16, подпункте 4 пункта 1 статьи 17, подпункте 3 пункта 1 статьи 18, подпункте 6 пункта 1 статьи 19, подпункте 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 5-ФЗ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закона № 5-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов, установленные статьями 14 - 19 и 21 указанного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 – 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Ставропольскому краю предусмотрены субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом № 5-ФЗ и Федеральным законом № 181-ФЗ на 2014 год в размере 23 076,2 тыс. рублей, на 2015 год - 23 082,1 тыс. рублей, на 2016 год -23088,3 тыс. рублей (таблицы 24 и 25 приложения 34); на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом № 5-ФЗ, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на 2014 год в размере 66 411,2 тыс. рублей.
Данные средства учтены в Законе Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и сводной бюджетной росписи бюджета Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Главным распорядителем указанных средств является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Реализация полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом № 5-ФЗ и Федеральным законом № 181-ФЗ осуществляется в соответствии Законом Ставропольского края от 02.06.2010 г. № 39-кз «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 17 декабря 2008 г. № 200-п.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании отчетом об исполнении сводной бюджетной росписи расходов бюджета Ставропольского края с 01.01.2014г по 02.06.2014г и не оспариваются сторонами.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 и 21 федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержкизаконами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичное право органов государственной власти предусмотрено и ст. 26 Закона № 1244-1.
Таким образом, предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма лицам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01 марта 2005 года, из числа граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со статьями 14-19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», а также лицам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, из числа граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со ст. 14-17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на основании статьи 2 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» является дополнительной мерой социальной поддержки указанных категорий граждан и расходными обязательствами Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено и не оспаривается сторонами, что федеральным законодательством не предусмотрены льготы по предоставлению жилых помещений гражданам, являющимся многодетными родителями, имеющими трех и более детей в возрасте до 18 лет за счет средств федерального бюджета.
Установление данной льготы статьей 2 Закона № 72-кз является мерой социальной поддержки указанной категории граждан субъектом РФ, установленной в пределах полномочий, предусмотренных ст.13 ЖК РФ и является расходным обязательством Ставропольского края.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон № 1761-1) признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
В соответствии с частями первой и второй статьи 16 Закона № 1761-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц лишь на возвращение на прежнее место жительства. При этом федеральный законодатель отнес к компетенции субъекта РФ установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.
При таких обстоятельствах и учитывая, что федеральное законодательство не предусматривает предоставление гражданам, определенным в статье 2 Закона № 72-кз, жилых помещений на льготных условиях, суд приходит к выводу о том, что указанная мера социальной поддержки является дополнительной гарантией, предоставляемой Ставропольским краем в соответствии со ст.13 Жилищного кодекса РФ, и ее предоставление является расходным обязательством субъекта РФ.
Как указано выше согласно статье 6 Закона № 72-кз финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края гражданам, указанным в статье 2 Закона № 72-кз, осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год.
В соответствии частью 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 19.11.2007г. № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае» в случае если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Ставропольского края расходных обязательств Ставропольского края, Правительство Ставропольского края вносит в Думу Ставропольского края проект закона Ставропольского края об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений законов Ставропольского края, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде.
Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» принят с превышением расходов над доходами (дефицит бюджета) на сумму 8 741 008,45 тыс. рублей, что составляет 14,77 процента.
Согласно статье 92.1 Бюджетного кодекса РФ дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных Бюджетным кодексом РФ мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а именно приостановление (сокращение) Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (пункт 5 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, увеличение расходов краевого бюджета и как следствие превышение установленного предельного размера дефицита бюджета (15 процентов) влечет за собой сокращение объема средств, выделяемых Ставропольскому краю из федерального бюджета.
Суд соглашается с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что Закон № 111-кз, приостанавливающий действие отдельных положений законодательных актов Ставропольского края, в том числе действие статьи 6 Закона № 72-кз, принят в целях обеспечения сбалансированности бюджета и финансового обеспечения безусловных обязательств (выплата заработной платы, обеспечение социальных гарантий, обслуживание государственного долга, взносы в систему ОМС и т.д.), и его принятие является оправданным и мотивированным.
Приостановление действия статьи 6 Закона № 72-кз, которой установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края гражданам, указанным в статье 2 Закона № 72-кз, осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год, по мнению суда не является нарушением прав граждан, поскольку не лишает граждан, относящихся к определенным категориям, права быть поставленными на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда края с целью получения такого жилого помещения.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 10.12.2013 № 11-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2015 ░ 2016 ░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2013 ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2014 ░ 2015 ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░