Дело № 2-512/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2017 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Мариной С.А.,
при секретаре Коваленко А.Н.,
с участием представителя истца Дольникова П.Б., представителя ответчика АО «Транснефть – Дружба» Гриминова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подобай Л.В. к акционерному обществу «Транснефть-Дружба» о взыскании выкупной цены ренты,
установил:
Подобай Л.В. обратилась в суд с иском к АО «Транснефть – Дружба» о взыскании выкупной цены ренты.
Исковые требования мотивированы тем, что <дата> между ФИО1 (получатель ренты) и ОАО «МН «Дружба» (в настоящее время АО «Транснефть-Дружба» (плательщик ренты) заключен договор постоянной ренты №.
По условиям договора получатель ренты безвозмездно передал плательщику ренты в собственность привилегированные акции ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» в количестве <...> штук по номинальной стоимости <...> неденоминированных рублей за одну акцию на общую сумму <...> неденоминированных рублей, именуемую по договору суммой ренты. Плательщик ренты принял на себя обязательство бессрочно выплачивать получателю ренты сумму, именуемую в договоре «рентными выплатами».
<дата> ФИО1 заключил с ответчиком дополнительное соглашение к договору ренты от <дата>, согласно которому величина рентных выплат в расчете на один месяц должна быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества. Величина рентных выплат подлежит увеличению с учетом роста соответствующей величины прожиточного минимума на душу населения.
<дата> получатель ренты ФИО1 умер. Истец является наследником имущества умершего, что подтверждается свидетельством о праве на наследство № от <дата>.
На основании свидетельства о праве на наследство к истцу перешло право на получение рентных выплат по указанному выше договору и дополнительному соглашению.
В <дата> ответчик в адрес истца направил уведомление об отказе от выплаты ренты путём её выкупа по цене <...> за акцию (с учетом деноминации), а также накопленного рентного дохода за период с момента последней рентной выплаты до момента выкупа ренты.
Уведомление об отказе от выплаты ренты истец не получала, на выкуп ренты по указанной выше цене согласия не давала. Однако ответчик, без согласия истца в счет выкупной цены ренты и накопленного рентного дохода <дата> перечислил на ее лицевой счет <...> (с учетом НДФЛ), после чего выплата рентных платежей была прекращена. Выкупная цена ренты определена ответчиком в соответствии с пунктом 6 договора ренты от <дата>, из буквального содержания которого следует, что сторонами определена выкупная цена ренты только для случаев, предусмотренных в подпункте 5.2. пункта 5 договора. Для иных случаев выкупа ренты, в том числе для случая, когда выкуп ренты осуществляется по требованию плательщика ренты после уступки получателем ренты права на получение ренты к правопреемникам, условия о выкупной цене в данном договоре сторонами не определены.
Так как в договоре ренты отсутствует выкупная цена ренты, то она должна быть определена как сумма годовых рентных платежей, к которой прибавляется цена этого имущества (его стоимость), определенная по правилам п.3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. В связи с чем истец полагает, что в ее пользу подлежит выплате: рыночная стоимость предмета ренты на момент ее выкупа. Датой выкупа ренты истец полагает фактическую дату выплаты выкупного рентного платежа <дата>. Согласно котировки акций на фондовом рынке ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» рыночная стоимость 1-й акции на указанную дату составляла <...>. Стоимость <...> акций составляла <...>.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения статей 424, 592, 593, 594 Гражданского кодекса РФ истец просит суд: взыскать с ответчика АО «Транснефть-Дружба» в свою пользу выкупную цену ренты в размере <...>, расходы по оплате государственной пошлины в размере <...>.
Подобай Л.В., надлежаще извещенная о дате и времени судебного заседания, в суд не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Дольников П.Б., действующий на основании доверенности в интересах истца Подобай Л.В., в судебном заседании в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования, окончательно просил суд взыскать с ответчика АО «Транснефть-Дружба» в пользу истца выкупную цену ренты в размере <...>, исходя из расчета: <...> (стоимость <...> акций) + <...> (годовой рентный доход) – <...> выплаченная ответчиком цена ренты), а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...>.
Представитель ответчика АО «Транснефть – Дружба» Гриминов А.А. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие истца Подобай Л.В.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 583 Гражданского кодекса РФ по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.
По договору ренты допускается установление обязанности выплачивать ренту бессрочно (постоянная рента) или на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента).
Согласно статье 585 Гражданского кодекса РФ имущество, которое отчуждается под выплату ренты, может быть передано получателем ренты в собственность плательщика ренты за плату или бесплатно (пункт 1). В случае когда договором ренты предусматривается передача имущества за плату, к отношениям сторон по передаче и оплате применяются правила о купле-продаже, а в случае, когда такое имущество передается бесплатно, правила о договоре дарения постольку, поскольку иное не установлено правилами главы 33 данного Кодекса и не противоречит существу договора ренты (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 592 Гражданского кодекса РФ плательщик постоянной ренты вправе отказаться от дальнейшей выплаты ренты путем ее выкупа.
Такой отказ действителен при условии, что он заявлен плательщиком ренты в письменной форме не позднее чем за три месяца до прекращения выплаты ренты или за более длительный срок, предусмотренный договором постоянной ренты. При этом обязательство по выплате ренты не прекращается до получения всей суммы выкупа получателем ренты, если иной порядок выкупа не предусмотрен договором (пункт 2 статьи 592 Гражданского кодекса РФ).
Статьей 593 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что получатель постоянной ренты вправе требовать выкупа ренты плательщиком в случаях, когда: плательщик ренты просрочил ее выплату более чем на один год, если иное не предусмотрено договором постоянной ренты; плательщик ренты нарушил свои обязательства по обеспечению выплаты ренты (статья 587); плательщик ренты признан неплатежеспособным либо возникли иные обстоятельства, очевидно свидетельствующие, что рента не будет выплачиваться им в размере и в сроки, которые установлены договором; недвижимое имущество, переданное под выплату ренты, поступило в общую собственность или разделено между несколькими лицами; в других случаях, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 594 Гражданского кодекса РФ выкуп постоянной ренты в случаях, предусмотренных статьями 592 и 593 названного Кодекса, производится по цене, определенной договором постоянной ренты.
Исходя из пункта 3 статьи 594 Гражданского кодекса РФ, при отсутствии условия о выкупной цене в договоре постоянной ренты, по которому имущество передано под выплату ренты бесплатно, в выкупную цену наряду с годовой суммой рентных платежей включается цена переданного имущества, определяемая по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 424 данного Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Из приведенных положений Гражданского кодекса РФ следует, что для договора постоянной ренты установлены различные основания и условия выкупа ренты в зависимости от того, какой стороной - плательщиком или получателем ренты предъявлены требования о выкупе.
Выкупная цена ренты определяется договором, а при отсутствии условия о выкупной цене - в зависимости от того, передавалось ли имущество под выплату постоянной ренты за плату или бесплатно, - в порядке, установленном пунктами 2 и 3 статьи 594 Гражданского кодекса РФ.
При этом в случае бесплатной передачи имущества под выплату ренты при отсутствии в договоре ренты условия о выкупной цене она должна включать цену данного имущества, остающегося у бывшего плательщика ренты, определяемую на момент выкупа ренты по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ - по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное имущество.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Судом установлено, <дата> между ФИО1 (получатель ренты) и ОАО «МН «Дружба» (в настоящее время АО «Транснефть-Дружба) (плательщик ренты) заключен договор постоянной ренты №.
По условиям договора получатель ренты безвозмездно передал плательщику ренты в собственность привилегированные акции ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (в настоящее время ПАО «Транснефть») в количестве <...> штук по номинальной стоимости <...> неденоминированных рублей за одну акцию на общую сумму <...> неденоминированных рублей, именуемую по договору суммой ренты. Плательщик ренты принял на себя обязательство бессрочно выплачивать получателю ренты сумму, именуемую в договоре «рентными выплатами».
<дата> ФИО1 заключил с ответчиком дополнительное соглашение к договору ренты от <дата>, согласно которому величина рентных выплат в расчете на один месяц должна быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества. Величина рентных выплат подлежит увеличению с учетом роста соответствующей величины прожиточного минимума на душу населения.
<дата> получатель ренты ФИО1 умер. Истец является наследником имущества умершего, что подтверждается свидетельством о праве на наследство № от <дата>.
На основании свидетельства о праве на наследство к истцу перешло право на получение рентных выплат по указанному выше договору и дополнительному соглашению.
В <дата> ответчик в адрес истца направил уведомление об отказе от выплаты ренты путём её выкупа по цене <...> рублей за акцию (с учетом деноминации), а также накопленного рентного дохода за период с момента последней рентной выплаты до момента выкупа ренты.
На выкуп ренты по указанной выше цене истец не согласилась. Ответчик, без согласия истца перечислил на ее лицевой счет в счет выкупной цены ренты <...> (без учета НДФЛ), рентные платежи в сумме <...>, после чего выплата рентных платежей была прекращена.
Однако из буквального содержания пункта 6 договора постоянной ренты от <дата>, правопреемником которого является Подобай Л.В. следует, что сторонами определена выкупная цена ренты только для случаев, предусмотренных в подпункте 5.2 пункта 5 договора, а именно: при выкупе ренты по требованию получателя ренты в случаях, когда: плательщик ренты просрочил ее выплату более чем на полгода; плательщик ренты признан неплатежеспособным либо возникли иные обстоятельства, очевидно свидетельствующие, что рента не будет выплачиваться им в размере и в сроки, установленные настоящим договором.
Для иных случаев выкупа ренты, в том числе и для случая, когда выкуп ренты осуществляется по требованию плательщика ренты после уступки получателем ренты права на получение ренты правопреемникам, условия о выкупной цене в указанном договоре сторонами не определены.
Иных положений о выкупе ренты и ее выкупной цене спорный договор ренты от <дата>, дополнительное соглашение к нему от <дата>, не содержат.
Указание в пункте 1 договора ренты стоимости имущества на момент его заключения само по себе не может рассматриваться как установление выкупной цены на случай последующего выкупа ренты.
Поскольку по настоящему делу выкуп ренты производился не по основаниям, предусмотренным подпунктом 5.2 договора, для которых пунктом 6 этого договора стороны предусмотрели выкупную цену, выкупная цена в соответствии с приведенными выше императивными положениями пункта 3 статьи 594 Гражданского кодекса РФ должна включать как годовую сумму рентных платежей, так и цену переданного имущества.
При этом цена имущества, подлежащая включению в выкупную цену ренты, должна определяться по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 424 указанного Кодекса, - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 592 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором, то обязательство по выплате ренты не прекращается до получения всей суммы выкупа получателем ренты.
Доказательств выплаты истцу выкупной цены ренты в сумме, определенной в соответствии с названными выше положениями закона материалы дела не содержат. Условиями договора сторон иной порядок выкупа ренты не предусмотрен.
В силу изложенного, в счет выкупной цены ренты с ответчика в пользу истца подлежит выплате: стоимость предмета ренты на момент выкупа, сумма рентных платежей за год, предшествующий моменту выкупа.
Дата выкупа ренты истцом определена <дата> (фактическая выплата выкупной цены), что согласуется с условиями выкупа, изложенными в уведомлении о выкупе, подтверждается копией платежного поручения № от <дата> и не оспаривается ответчиком (л. д. 12).
Истцом заявлено об определении выкупной цены ренты с учетом стоимости привилегированных акций ПАО «Транснефть» по итогам торгов (при закрытии) на фондовом рынке ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС», на дату выкупа <дата> в размере <...> за одну акцию.
Оценивая условия договора ренты, дополнительного соглашения к нему, в системном толковании с положениями Гражданского кодекса РФ, регламентирующего спорный вид правоотношений, суд приходит к выводу, что указанная стоимость акций подлежит применению при определении выкупной цены ренты. В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ стороной ответчика доказательств обратного не представлено. При биржевой стоимости одной привилегированной акции в размере <...> на дату выкупа ренты доводы представителя ответчика о применении стоимости акции в сумме <...> являются необоснованными, противоречащими пункту 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ.
Определяя сумму, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца в счет выкупной цены ренты, с учетом предмета и основания исковых требований суд учитывает стоимость акций ОАО «АК «Транснефть» согласно котировкам акций ПАО «Московская биржа», размещенным на сайте ПАО «Транснефть» по итогам торгов на <дата> в размере <...> за одну ценную бумагу.
Соответственно, стоимость <...> акций составит <...>.
В выкупную цену ренты также подлежит включению сумма рентных платежей за год, предшествующий дате выкупа (<дата>), которая определена истцом в размере <...> на основании условий дополнительного соглашения от <дата> к договору ренты исходя из сумм прожиточного минимума, на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества (г. Москва), с увеличением рентных выплат с учетом роста соответствующей величины прожиточного минимума, установленных Постановлениями Правительства Москвы №-ПП от <дата>, №-ПП от <дата>, №-ПП от <дата>, №-ПП от <дата>.
Проверив данный расчет суд признает его арифметически верным (л.д. 98, 108).
Общая выкупная цена ренты на дату выкупа составит <...> (стоимость <...> акций) + <...> (годовой рентный доход) – <...> (выплаченная ответчиком цена ренты). В счет выкупной цены ренты с ответчика в пользу истца подлежит взысканию <...>.
Ходатайство ответчика об обязанности суда указать в судебном решении сумму дохода, подлежащую взысканию в пользу истца (физического лица), и сумму, которую необходимо удержать в качестве налога и перечислить в бюджетную систему РФ основано на неверном толковании положений статей 19, 24, 41, 226 Налогового кодекса РФ, главы 16 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в сумме <...>.
С учетом положений статей 88, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, объема удовлетворенных исковых требований Подобай Л.В. с ответчика в пользу истца подлежит взысканию <...>. При этом суд учитывает, что представитель истца о возврате излишне оплаченной государственной пошлины в сумме <...> не заявлял.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Подобай Л.В. к акционерному обществу «Транснефть-Дружба» о взыскании выкупной цены ренты удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Транснефть-Дружба» в пользу Подобай Л.В. выкупную цену ренты в сумме <...>, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...>, а всего взыскать <...>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 31 марта 2017 года.
Председательствующий судья подпись С.А. Марина
. . . . . . . |