Дело № 2-924/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2017 года пос. Яр УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Кротовой Е.В.,
при секретаре Веретенниковой Н.В.,
с участием представителя истца Администрации муниципального образования «Казаковское» Кырова В.В., действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Муниципального образования «Казаковское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике и Кировской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую ФИО1,
Установил:
Администрация муниципального образования «Казаковское» (далее по тексту – Администрация МО «Казаковское») обратилась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую ФИО1.. Исковые требования мотивированы тем, что постановлением № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении уточненных списков собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района и выдаче свидетельств на право собственности» в общую долевую собственность гражданам был предоставлен земельный участок размером <данные изъяты> га категории «земли сельскохозяйственного назначения» из состава земель, предоставленных ранее бывшему ТОО <данные изъяты>» <адрес>. Доля каждого собственника была определена в размере <данные изъяты> гектара. Администрация МО «Казаковское», руководствуясь ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые могут быть признаны невостребованными. Информация о возможности ознакомления с данным списком была размещена ДД.ММ.ГГГГ в районной газете «<данные изъяты>», также данный список был размещен на официальном сайте МО «<адрес>» в сети «Интернет» в разделе МО «Казаковское», информационных щитах МО «Казаковское». Первоначально в список невостребованных земельных долей были включены <данные изъяты> собственников земельных долей. После опубликования на сайте МО «<адрес>» в разделе МО «Казаковское» и в районной газете «<данные изъяты>» Администрацией МО «Казаковское» на ДД.ММ.ГГГГ в здании <данные изъяты> СДК <адрес> было назначено собрание участников общей долевой собственности бывшего ТОО «<данные изъяты>». Из <данные изъяты> участников общей долевой собственности на собрание явилось <данные изъяты> человек. Согласно ст.14.1 п.5 Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее 20% их общего числа. Таким образом, собрание, созванное ДД.ММ.ГГГГ, признано состоявшимся. Решением собрания участников долевой собственности СПК «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список в количестве <данные изъяты> невостребованных земельных долей, в него вошли <данные изъяты> умерших собственника земельных долей, в который вошла ФИО1. ФИО1. не передала земельную долю, которая находится в собственности на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> № в аренду и не распорядилась ею иным образом с момента возникновения у нее права собственности.
Истец просит прекратить право собственности на земельную долю площадью <данные изъяты> га, принадлежащую ФИО1 признать право собственности муниципального образования «Казаковское» на земельную долю площадью <данные изъяты> га, принадлежащую ФИО1. на праве собственности в земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м..
В судебном заседании представитель истца МО «Казаковское» Кыров В.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Также представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации органы государственной власти выступают в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Приказом от 19.12.2016 года № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о МТУ Росимущества в УР и Кировской области, согласно которому МТУ Росимущества в УР и Кировской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. В п.4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в порядке наследования в собственность РФ. Ссылаясь на п.1 ст.1151 ГК РФ ответчик указывает, что в материалах дела отсутствуют сведения от нотариуса о том, что наследники обращались с заявлением об отказе от наследства. Отсутствие сведений о наличии наследников вступивших в наследство, не является безусловным доказательством того, что после смерти собственников долей отсутствуют наследники, либо наследники не приняли наследство, в том числе фактически. Кроме того, получение свидетельства о праве на наследство является правом наследника, а не обязанностью. Из справки, представленной Администрацией МО «Казаковское» невозможно установить факт совместного проживания ФИО1. с кем- либо из родственников. Иных существенных доказательств, которые явно свидетельствуют об отсутствии наследников, либо о том, что наследники фактически не вступали в наследование, в материалах дела не содержатся. Истцом не учтено, что в порядке ст.61 Основ законодательства о нотариате нотариус не извещал МТУ Росимущества в УР и Кировской области об открытии наследства ФИО1. и о том, что оно является выморочным. Администрация МО «Казаковское» не извещала МТУ Росимущества в УР и Кировской области о том, что на территории МО «Казаковское» имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно как и том, что спорная земельная доля перешла в собственность РФ. С учетом того, что МТУ Росимущества в УР и Кировской области не было проинформировано ни со стороны нотариуса, ни со стороны администрации, Российская Федерация не имела возможности вступить в наследственные права, зарегистрировать право собственности РФ на выморочную земельную долю, распорядиться данным земельным участком. Ни в одном из имеющихся в материалах дела списках не указана Российская Федерация, равно как и МТУ Росимущества в УР и Кировской области. Следовательно, Администрация МО «Казаковское» не предоставила МТУ Росимущества в УР и Кировской области предусмотренного законом права направить свои возражения в установленный законом срок, предназначенный для установления лиц, необоснованно включенных в список невостребованных земельных долей и нарушила порядок, установленный п.6 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с п.77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» признанные в установленном порядке невостребованными земельные доли, принадлежавшие на праве собственности гражданам, которые не передали эту земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, до их передачи решением суда в муниципальную собственность входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ. Истец указывает, что умершая ФИО1. до своей смерти не распорядилась своей земельной долей в течение трех и более лет. После ее смерти РФ своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявляла. Ответчик по делу право собственности не регистрировал, не выражал намерения распорядиться земельной долей и не использовал спорную земельную долю по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о невостребованности земельной доли. Однако МТУ Росимущества в УР и Кировской области стало известно о наличии доли только со дня поступления в адрес МТУ Росимущества в УР и Кировской области искового заявления, т.е. с момента, когда ответчику стало известно о наличии выморочной доли, не прошло трех и более лет, поэтому у истца нет оснований прийти к выводу, что РФ не распорядилась данной долей в установленный законом срок. Кроме того, МТУ Росимущества в УР и Кировской области считает, что данный вывод сделан истцом при неправильном применении материального права. Исходя из смысла данного ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», следует понимать, что выморочная земельная доля может быть признана невостребованной, если государство знало или должно было знать о перешедшей к нему по наследству земельной доле и по неизвестным причинам сознательно не распоряжалось земельной долей на протяжении трех и более лет. Ответчик просит в удовлетворении иска отказать.
Суд определил на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из постановления № главы <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении уточненных списков собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района и выдаче свидетельств на право собственности» следует, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации в части выдачи свидетельств на право собственности каждому члену коллективного сельскохозяйственного формировании его земельного пая, утверждены уточненные списки собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района.
Согласно свидетельству на право собственности на землю <данные изъяты> №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №, на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и постановления № главы района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая в д. <адрес>, приобретает право общей долевой собственности на землю по адресу – в <адрес> общей площадью <данные изъяты> га; земельная доля с оценкой <данные изъяты>, кадастровый № для сельскохозяйственного использования, сельхозугодий <данные изъяты> га, из них пашни <данные изъяты> га; ограничения в использовании и обременении участка земли указаны в свидетельстве <данные изъяты>».
Из кадастровой выписки о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике следует, что по адресу: <адрес>», расположен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, правообладателем доли <данные изъяты> га в праве общей долевой собственности является ФИО1.
Согласно уведомлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о зарегистрированных правах ФИО1. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав недвижимости, отсутствуют.
Представленные в суд доказательства свидетельствуют о том, что ФИО1. при жизни являлась собственником земельной доли в размере <данные изъяты> га, полученной в порядке, установленном ранее действовавшими нормативно-правовыми актами: Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 год № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».
Согласно справке о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ в архиве отдела записи актов гражданского состояния Администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики имеется запись акта о смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. № от ДД.ММ.ГГГГ, дата смерти ДД.ММ.ГГГГ, место смерти <адрес>
Из справки Администрации МО «Казаковское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что умершая ФИО1 постоянно по день смерти проживала в <адрес>, по день смерти проживала с сыном ФИО2.. Основание: похозяйственная книга № за ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно информации нотариуса ФИО3. № от ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в Ярской нотариальной конторе не заведено. Сведений о наследниках не имеется.
Следовательно, наследников после смерти ФИО1. не установлено.
ФИО1 с момента возникновения права собственности на земельную долю и до своей смерти не передала свою земельную долю в аренду и не распорядилась ею иным образом.
В соответствии с п. 5 ст.79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»».
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» названный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.Пунктом 8 ст.12.1 вышеуказанного Закона установлено право органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Согласно п.1 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Согласно п.2 этого же Закона невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой, не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Из положений п.3,4 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, затем опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Согласно п.5,7 ст.12.1 Закона на общем собрании участников долевой собственности утверждается Список невостребованных земельных долей. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Согласно п.8 ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Порядок признания спорной земельной доли невостребованной истцом соблюден, о чем свидетельствует копия газеты «<данные изъяты>» <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ №, где было опубликовано объявление МО «Казаковское» с просьбой об ознакомлении со списком невостребованных земельных долей, копией протокола собрания участников долевой собственности СПК «Новый труд» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому утвержден список невостребованных земельных долей на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на землях бывшего СПК «<данные изъяты>», списком лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в котором значится ФИО1.
Принимая во внимание приведенные положения закона и установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что земельная доля, предоставленная ФИО1 является невостребованной.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.
Согласно приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 года № 462 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике 17.03.2017 года переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области.
Приказом от 19.12.2016 года № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, согласно которому Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.1151 ГК РФ (в редакции, действующей на момент смерти собственника спорной земельной доли) в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432).
Согласно п.50 указанного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Суд приходит к выводу о том, что согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом – невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым также относится ответчик по делу, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Доводы ответчика о том, что он не имел возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю, судом отклоняются по следующим основаниям.
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный орган о существовании выморочных земельных долей.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей, установлен в п.4 ст.12.1 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Данный порядок администрацией МО «Казаковское» соблюден.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не заявило права собственника на указанную земельную долю, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданского права является признание права.
Признание права собственности Администрации МО «Казаковское» на спорный земельный участок влечет прекращение права собственности у собственника земельной доли.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии достаточных законных оснований для удовлетворения заявленных требований о прекращении права собственности ФИО1 на невостребованную земельную долю и признание права собственности муниципального образования «Казаковское» Ярского района Удмуртской Республики на невостребованную земельную долю, принадлежавшую ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, площадью <данные изъяты> га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333 НК РФ ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как государственный орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Администрации Муниципального образования «Казаковское» к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике и Кировской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую ФИО1, удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на земельную долю, площадью <данные изъяты> га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
Признать право собственности муниципального образования «Казаковское» Ярского района Удмуртской Республики на невостребованную земельную долю, принадлежавшую на праве общей долевой собственности ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства на право собственности на землю <данные изъяты> №, площадью <данные изъяты> га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>
Право собственности муниципального образования «Казаковское» Ярского района Удмуртской Республики на земельную долю площадью <данные изъяты> га в составе земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. подлежит обязательной государственной регистрации в регистрирующем органе.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд.
Судья Е. В. Кротова