Дело № 2-302/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Могоча 21 июля 2017 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Жгенти Л.А.,
с участием истца Кольцова Б.И.,
представителя третьего лица ТСН "Звезда" Кальницкой Л.В.,
представителя ответчика администрации городского поселения "Могочинское" Родионовой О.А.,
при секретаре Мингаловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольцова Б.И. к главе администрации городского поселения «Могочинское» о возложении обязанности создать комиссию для обследования состояния многоквартирного дома,
установил:
истец Кольцов Б.И. обратился в суд с вышеуказанным иском к главе администрации городского поселения «Могочинское», ссылаясь на то, что он с момента сдачи в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ г. дома <адрес>, проживает в данном доме. В ДД.ММ.ГГГГ. им были обнаружены многочисленные сквозные трещины на больших фасадных стенах, что свидетельствует о деформации фундамента. С целью документального оформления состояния дома истец ДД.ММ.ГГГГг. обратился к главе городского поселения «Могочинское» с заявлением, на которое ДД.ММ.ГГГГг. получил ответ, где указывалось, что к заявлению он обязан предоставить копии правоустанавливающих документов на занимаемое им жилое помещение и заключение специализированной организации, проводящей обследование многоквартирных домов. Истцом ДД.ММ.ГГГГг. было подано вторичное заявление с приложением копии свидетельства о государственной регистрации права на квартиру, на которое получил идентичный ответ. Просил обязать главу администрации городского поселения «Могочинское» создать комиссию для проведения обследования многоквартирного <адрес>
В судебном заседании истец Кольцов Б.И. уточнил исковые требования, пояснив, что в связи имеющимися трещинами на фасаде дома есть основания сомневаться в дальнейшей его безопасной эксплуатации, поскольку г. Могоча относится к достаточно сейсмоактивным районам, в связи с чем просил обязать главу администрации городского поселения создать комиссию и провести обследование вышеуказанного дома, поскольку это предусмотрено Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение №).
Представитель ответчика администрации городское поселение «Могочинское» Родионова О.А. против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на п.п. 7, 45 Положения №, согласно которым оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. В случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения пакет документов, в состав которого входит заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Поскольку истцом заявлены требования к главе администрации, а не межведомственной комиссии, последняя уже создана, заключение специализированной организации не представлено, просила в удовлетворении требований к главе администрации городского поселения "Могочинское" отказать.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица председатель ТСН «Звезда» Кальницкая Л.В. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что за год работы ТСН было проведено одно собрание собственников жилья, на котором присутствовали представители 20-ти квартир из 65, представителя администрации не приглашали, вопрос об аварийном состоянии дома не обсуждали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статьи 161 Жилищного кодекса РФ для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, необходимо осуществлять управление многоквартирным домом. В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Судом установлено судом и подтверждается выпиской из ЕГРН, (сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости) дом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года ввода в эксплуатацию, является 5-этажным многоквартирным жилым домом, имеет площадь 3330,5 кв.м., кадастровый номер №.
Истец Кольцов Б.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГг., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.9).
Согласно распоряжению администрации городского поселения «Могочинское» № от ДД.ММ.ГГГГг. многоквартирный жилой дом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГг. передан в управление ТСН «Звезда» на основании протокола заочного голосования собственников жилья.
Товарищество собственников недвижимости "Звезда" является юридическим лицом, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственного реестр юридических лиц, ОГРН 1157527000047, организационно-правовая форма: товарищество собственников жилья, истец Кольцов Б.И. является одним из пяти учредителей, руководитель юридического лица - председатель Кальницкая Л.В.
Из информации начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации городского поселения «Могочинское» Т.Е.Томских, на балансе городского поселения «Могочинское» состоят следующие квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме <адрес>
Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений прямо отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным Кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлен в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Согласно п. 2 данного Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В силу п. п. 7, 8 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно п.42 Положения комиссия проводит оценку соответствия жилого помещения, многоквартирного дома установленным требованиям на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Из вышеприведенных норм Положения следует, что межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от того является ли он собственником квартиры или нанимателем, провести оценку жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями.
В соответствии с п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в нем требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно п.45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения пакет документов, который включает в себя, в том числе, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Таким образом, оценка состояния дома проводится комиссией на основании обосновывающих документов, по результату рассмотрения которых комиссия может принять решение о проведении обследования. Исходя из смысла указанных норм, заявителю необходимо приобщить к заявлению обосновывающие документы, подтверждающие наличие дефектов в конструкциях многоквартирного дома, препятствующих его безопасной эксплуатации.
Из материалов дела следует, что постановлением главы городского поселения «Могочинское» от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда городского поселения «Могочинское», утверждено Положение о вышеуказанной комиссии. Председателем комиссии в соответствии с требованиями Положения № назначено должностное лицо органа местного самоуправления - заместитель главы городского поселения «Могочинское».
Постановлением главы городского поселения «Могочинское» № от ДД.ММ.ГГГГ в состав комиссии внесены изменения в части замены персон, замещающих должности, входящие в состав комиссии.
Как следует, из материалов дела и подтверждается пояснения истца, последний ДД.ММ.ГГГГг. обратился в администрацию городского поселения «Могочинское» с заявлением о признании дома <адрес> аварийным ( л.д.5) без приложения обосновывающих документов.
Согласно ответу главы городского поселения «Могочинское» Краснова Е.А. от ДД.ММ.ГГГГг. с заявлением необходимо предоставить заключение специализированной организации, проводящей обследование многоквартирного жилого дома, обследование проводится за счет собственных средств собственников помещений (л.д.6).
Аналогичный ответ был получен истцом на повторное заявление от ДД.ММ.ГГГГг.( л.д.8).
Поскольку администрацией городского поселения межведомственная комиссия создана, её легитимность не вызывает сомнений, а истцом при обращении к заявлению не приобщено каких-либо обосновывающих документов, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Кольцова Б.И.
Вместе с тем, данное решение не лишает заявителя права для разрешения вопроса об обследовании дома обратиться в управляющую компанию ТСН «Звезда», на обслуживании которой находится спорный многоквартирный дом, либо в органы государственного надзора в соответствии с их компетенцией, так как комиссия проводит оценку не только по заявлению собственников помещений и иных правообладателей, а также на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Кольцова Б.И. к главе администрации городского поселения «Могочинское» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.А. Жгенти
В окончательной форме решение принято 28 июля 2017 г.