Судья Коданева Я.В. Дело № 33-590/2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 30 января 2017 года дело по апелляционной жалобе ГКУ РК «Центр правового обеспечения», действующего в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2016 года, по которому
признано за Летягиной Е.А. право на присвоение звания «Ветеран труда» с 06.04.2016;
возложена обязанность на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми присвоить Летягиной Е.А. звание «Ветеран труда» с 06.04.2016, выдать соответствующее удостоверение.
В иске Летягиной Е.А. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Летягина Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты РК, ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании незаконным решения в отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение, в связи с наличием Почетной грамоты Федеральной налоговой службы.
Судом принято приведенное выше решение.
ГКУ РК «Центр правового обеспечения» в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на нарушение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено, что Летягина Е.А. в соответствии с приказом ФНС России от 10 ноября 2010 года награждена Почетной грамотой Федеральной налоговой службы России за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах.
06 апреля 2016 года Летягина Е.А. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 29 апреля 2016 года № 1134 Летягиной Е.А. в присвоении звания «Ветеран труда» отказано на основании пп.2 п.11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007, по мотиву представления документов, которые не подтверждают её право на присвоение звания «Ветеран труда».
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что награждение Почетной грамотой ФНС России является для Летягиной Е.А. ведомственным знаком отличия в труде, награждение произведено от имени федерального органа исполнительной власти, следовательно, истец имеет право на присвоение ей звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Почетная грамота ФНС России является для истца ведомственным знаком отличия в труде.
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» (пункт 4 статьи 7).
Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона «О ветеранах». Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».
Из положений Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» и Постановления Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми» следует, что звание «Ветеран труда» присваивается после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения трудовой деятельности лицам, в том числе, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков. Однако указанные знаки отличия могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда» только в том случае, если решение о награждении принято государственным органом исполнительной власти СССР или Российской Федерации, а документ о награждении содержит подпись должностного лица в ранге руководителя министерства СССР или РФ либо имеются основания полагать, что награждение происходит от имени соответствующего министерства (ведомства).
Основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению № 2 к настоящему Положению.
Из приложения № 2 следует, что в перечень ведомственных знаков отличия в труде включена, в том числе и Почетная грамота Министерства РФ по налогам и сборам (пп. 98 п. 4).
На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу с передачей ей соответствующих полномочий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, которым утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, Федеральная налоговая служба и её территориальные органы являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом Федеральной налоговой службы от 31.10.2008 N ММ-3-4/536@ «О Почетной грамоте Федеральной налоговой службы» была учреждена почетная грамота. Согласно п. 1 указанного приказа названная грамота является ведомственной наградой ФНС РФ. Согласно п.1 Положения о ведомственной награде Федеральной налоговой службы «Почетная грамота Федеральной налоговой службы» почетной грамотой Федеральной налоговой службы награждаются работники центрального аппарата Федеральной налоговой службы, территориальных органов Федеральной налоговой службы и организаций, находящихся в ее ведении, за заслуги в профессиональной деятельности и безупречную и эффективную гражданскую службу.
С учетом изложенного, Почетная грамота, которой награждена истец, исходя из характера отмечаемых заслуг, является ведомственным знаком отличия в труде.
01 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее - Федеральный закон № 388-ФЗ), которым в ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 изложен в редакции, предусматривающей, что ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Указанные изменения вступили в силу с 01 июля 2016 года.
В аналогичной редакции с 01 июля 2016 года изложен п. «а» ч. 1 ст.22.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона № 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Принимая во внимание, что истица имеет необходимый для назначения пенсии по старости стаж работы (более 20 лет), награждена ведомственным знаком отличия в труде, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ в присвоении ей звания «Ветеран труда» является незаконным, а исковые требования – обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что награждение Почетной грамотой только от имени Министерства финансов Российской Федерации является основанием для присвоения звания «Ветеран труда» несостоятельны, поскольку Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и являющихся основанием к отмене судебного постановления, при рассмотрении дела судом не допущено. Решение суда принято в соответствии с требованиями закона, оснований для отмены решения суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ РК «Центр правового обеспечения», действующего в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи