Председательствующий по делу Дело № 33-401/2017
Судья Затеева Т.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Погореловой Е.А.
судей краевого суда Карабельского А.А. и Чайкиной Е.В.
при секретаре Галицкой Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 31 января 2017 года гражданское дело по иску Казановой Е. О. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа (далее МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ») о взыскании задолженности по расходам, связанным с оплатой проезда к месту проведения отпуска и обратно,
по апелляционной жалобе представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебряковой А.Ю.
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 16 ноября 2016 года, которым постановлено: исковые требования удовлетворить.
Взыскать с МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» задолженность по расходам по проезду к месту проведения отпуска и обратно в пользу Казановой Е. О. в сумме <данные изъяты> рублей.
Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» денежными средствами для выплаты задолженности по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно Казановой Е.О., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» на указанные цели.
Взыскать с МБОУ«Верх-Усуглинская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>) рублей.
Заслушав доклад судьи краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия
установила:
Казанова Е.О. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она состоит с ответчиком в трудовых отношениях. Во время очередного отпуска она выезжала к месту проведения отпуска в г. Алушту. Она как лицо, работающее в организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеет право на оплату проезда один раз в два года за счет средств работодателя. В связи с этим она обратилась к ответчику с заявлением об оплате стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, однако, оплата указанных расходов до настоящего времени не произведена. Сумма задолженности по расходам на проезд к месту проведения отпуска и обратно составляет <данные изъяты> рублей. Просила суд взыскать с МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» указанную сумму задолженности по расходам, связанным с оплатой проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Определением суда от 27 октября 2016г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального района «Тунгокоченский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебрякова А.Ю. просит решение суда в части, касающейся возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать Администрацию МР «Тунгокоченский район» денежными средствами на оплату расходов к месту проведения отпуска, отменить. Считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права. Указывает, что нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях установлены Законом Забайкальского края от 22 июля 2014 года №1017-ЗЗК. В указанных нормативах не предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска для лиц, работающих в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях. В муниципальном районе Тунгокоченский район вышеуказанная норма регулируется Положением о размерах, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска для лиц, работающих в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях Тунгокоченского района, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях, утвержденным решением Совета муниципального района «Тунгокоченский район» № 52 от 30.11.2011.Считает, что возмещение указанных расходов осуществляется за счет средств местного бюджета. Вопросы дефицита местного бюджета к компетенции Министерства не относятся. Оплата указанных расходов за счет субвенций в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ повлечет нецелевое использование данных денежных средств.
Казанова Е.О., представитель ответчика Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 16 ноября 2016 года обжалуется представителем ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края только в части возложения обязанности на Министерство профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно Казановой Е.О., суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Серебрякову А.Ю., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Казанова Е.О. проживает в с. Верх-Усугли, находящимся на территории Тунгокоченского района Забайкальского края, который приравнен к районам Крайнего Севера.
15 января 2016 года Казанова Е.О. принята на должность бухгалтера в МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» (л.д.28).
На основании приказа директора МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» № 77 от 28 июля 2016 года Казановой Е.О. предоставлен очередной оплачиваемый отпуск с оплатой проезда к месту отдыха и обратно (л.д.6).
Согласно авансовому отчету № 69 от 31 августа 2016 года за проезд к месту отдыха и обратно Казановой Е.О. затрачено <данные изъяты> руб. (л.д.5-6).
В соответствии с ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Таким образом, действующим законодательством обязанность устанавливать размер, условия и порядок компенсации работникам, финансируемым не из федерального бюджета, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в отношении работодателей, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно), а также на работодателей, не относящихся к бюджетной сфере («Обзор Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях», утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2014).
Судом установлено, что Администрацией МР «Тунгокоченский район» расходы по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно Казановой Е.О. до настоящего времени не оплачены.
Разрешая спор и возлагая на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность профинансировать Администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты истице, проживающей в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, и работающей в образовательном учреждении, расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно, суд исходил из того, что указанные расходы подлежат возмещению за счет денежных средств субъекта Российской Федерации посредством предоставления субвенций местным бюджетам.
Выводы суда мотивированы и судебной коллегии ошибочными не представляются.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности по финансированию Администрации МР «Тунгокоченский район» для выплаты Казановой Е.О. задолженности по оплате стоимости проезда к мест отдыха и обратно, отклоняется судебной коллегией как основанный на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относят вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда и отдыха, в том числе, истцу, как работнику образовательного учреждения осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
Согласно ст.2 Закона Забайкальского края от 22.07.2014 г. № 1017-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях» для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) местным бюджетам из бюджета Забайкальского края выделяются субвенции.
Субвенции местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными организациями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в сфере образования, формирования и реализации государственной научно-технической политики, государственной молодежной политики, предоставления и обеспечения дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и алкоголизма, социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в Забайкальском крае и осуществляющим управление в указанных сферах деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края (п. 1 и п. 9.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 г. № 123).
Указанное Министерство обязано предоставлять в местный бюджет субвенции, предусмотренные в бюджете Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, на обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, в соответствии с определенными Законами Забайкальского края нормативами.
Поступившие из бюджета субъекта Российской Федерации в местный бюджет субвенции распределяются между муниципальными общеобразовательными организациями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования. Доля финансовых средств субвенции, направляемых на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
При таком положении, решение суда в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края денежными средствами для выплаты Казановой Е.О. задолженности по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно является законным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 16 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Погорелова
Судьи Е.В. Чайкина
А.А. Карабельский
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>