2-2915/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 мая 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зариповой Е.В.,
при секретаре Аникиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронова В.А. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Воронов В.А. обратился в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения по следующим основаниям. Истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. Указанное жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности. В данном жилом помещении истец проживает один, иных жилых помещений не имеет. На основании Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения (квартиры №№ №), расположенные в доме № № по <адрес> признаны непригодными для проживания. В соответствии с Постановлением Главы самоуправления города от 18.04.2006 года № 893 «Об установлении порядка работы комиссии по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» и на основании заключения межведомственной комиссии от 26.02.2010 года, Главой Петрозаводского городского округа подписано Распоряжение от 03.03.2010 года № 79-р «О признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания». Согласно п. 1 Распоряжения № 79-р признаны непригодными для проживания квартиры № № многоквартирного дома № № по <адрес>. В ответе Управления жилищного хозяйства от 01.03.2010 года № 5.2-12-17 указано, что в Администрации Петрозаводского городского округа разработана и утверждена решением Петрозаводского городского Совета от 26.12.2004 года №XXVI/XIV - 177 муниципальная целевая программа «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и из аварийного жилищного фонда». Срок реализации программы до 2015 года. До настоящего времени ответчик не принимает никаких мер по переселению истца из жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Истец просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа Республики Карелия предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям, установленных для жилых помещений, в границах населенного пункта, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании истец Воронов В.А. и его представитель Рабоченко Н.И., действующая на основании п. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещался судом надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, представил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований. Указал, что истец Воронов В.А. составом семьи 1 человек состоит на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения номер учетной очереди данной семьи на получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ № №. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В данном случае в отношении жилого помещения принято совершенно иное решение - жилое помещение № дома № по <адрес> признано непригодным для проживания. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» устанавливаются требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п. 7 Положения, признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. В соответствии с распоряжением Администрации ПГО от 03.03.2010 года № 79-р «О признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», на основании заключения комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от 26.02.2010 года № 2 квартира № дома № № по <адрес> признана непригодной для проживания. Воронов В.А. является собственником квартиры № дома № по <адрес>. Согласно Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 судам необходимо при вынесении решений о предоставлении собственникам жилых помещений учитывать и определять судьбу тех жилых помещений, которые расположены в домах признанных аварийными и подлежащими сносу, а также признаны непригодными для проживания. На сегодняшний момент в исковом заявление не было указано, какое решение будет принято в отношении жилого помещения № дома № по <адрес>. Данное помещение как находится, так в дальнейшем и будет находиться в собственности истца по данному иску и он имеет, обладает всеми правами собственника, то есть может его продать, подарить и распорядиться по своему усмотрению. Не исключен вариант того, что будущий собственник этого имущества также обратится с аналогичным иском к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилья. Кроме того, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, четко указаны условия и основания обеспечения собственников взамен жилых помещений, которые признаны аварийными или непригодными для проживания. Защита жилищных прав данной категории граждан осуществляется в порядке и на условиях ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, законодательно установлено, что собственнику жилого помещения, которое было признано аварийным или непригодным для проживания, восстановление жилищных прав происходит путем выкупа жилого помещения, признанного непригодным для проживания или же путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению сторон. Исходя из вышеизложенного восстановление жилищных прав собственника жилья возможно только при одновременной передаче в муниципальную собственность жилого помещения, признанного аварийным или непригодным для проживания.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Воронов В.А. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Истец составом семьи 1 человек состоит на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения номер учетной очереди данной семьи на получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ № №.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия №, выданным Управлением Федеральной регистрационной службой по Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ.
Из полученного по запросу суда ответа Филиала <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом Вороновым В.А. зарегистрировано право собственности только на вышеуказанную квартиру.
На основании Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 26.02.2010 года жилые помещения (квартиры №№ №), расположенные в доме № № по <адрес> признаны непригодными для проживания.
Согласно п. 1 Распоряжения Администрации Петрозаводского городского округа № 79-р от 03.03.2010 года признаны непригодными для проживания квартиры № № многоквартирного дома № № по <адрес>.
В письме № № от 01.03.2010 года Администрация Петрозаводского городского округа сообщила истцу о том, что разработанная и утвержденная решением Петрозаводского городского Совета от 26.12.2007 года № XXVI/XIV-177 муниципальная целевая программа «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и из аварийного жилья» по сроку реализации 2015 год, корректируется на основании заключений межведомственных комиссий, в том числе указано, что жилые помещения многоквартирного дома № № по ДД.ММ.ГГГГ будут включены в данную программу при ее корректировке.
Согласно ответу Администрации Петрозаводского городского округа № № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № № «О несоответствии жилого дома установленным требованиям» вопрос об оценке соответствия многоквартирного дома №№ по <адрес> установленным требованиям в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащий сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, был рассмотрен 07.07.2016 года на межведомственной комиссии.
Межведомственная комиссия приняла заключение - в соответствии с п. 2.6.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» рекомендовать жильцам многоквартирного дома № № по <адрес> обратиться в Администрацию Петрозаводского городского округа для рассмотрения вопроса на межведомственной комиссии с предоставлением документов, указанных в п. 2.6.1 Регламента.
Из письма Управления жилищного хозяйства Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа № № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы. В соответствии с условиями Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ-185) в указанную программу переселения включаются многоквартирные дома, признанные аварийными по состоянию на 01.01.2012. Многоквартирный дом № № по <адрес> не включен и не может быть включен в реализацию указанной Программы в связи с тем, что не соответствует условиям ФЗ-185, а именно не имеет статуса аварийного дома по состоянию на 01.01.2012 года. Необходимые документы для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома № № по <адрес> аварийным и подлежащим сносу жители данного дома до настоящего времени не представили.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст.ст. 86, 87, 89 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, либо если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, гражданам предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме, признанным в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма, суд вправе, исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства, по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-Ф3 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
В силу ч. 8 указанной статьи по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, следует, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-Ф3 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав.
При этом выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Заключению межведомственной комиссии администрации Петрозаводского городского округа 26.02.2010 года, квартиры №№ №, расположенные в доме № № по <адрес> признаны непригодными для проживания.
Согласно сведениям, представленным <данные изъяты> многоквартирный жилой дом № № по <адрес>, в котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение, не признан аварийным и подлежащим сносу.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении жилого дома № № по <адрес> в установленном законом порядке принято решение о признании его аварийным и подлежащим сносу, суду не представлено.
Также стороной истца не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что начата закрепленная ст. 32 ЖК РФ процедура по изъятию у собственника жилого помещения: решение об изъятии принадлежащего истцу жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принято, земельный участок, на котором расположен многоквартирный д. № по <адрес>, жилое помещение - квартира № №, принадлежащее Воронову В.А. на праве собственности, не изымалось, выкупная цена жилого помещения не определялась. Между Администрацией Петрозаводского городского округа и собственником жилого помещения соглашения о возможности предоставления другого жилого помещения не достигнуто.
Кроме того, Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П в целях реализации в Республике Карелия Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-Ф3 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Правительством Республики Карелия утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 г.г. Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 17.07.2015 года № 3492 утверждена ведомственная целевая программа Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Петрозаводского городского округа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Петрозаводского городского округа» на 2014 -2017 г.г. Многоквартирный жилой дом № № по <адрес>, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло право требовать предоставления ему другого жилого помещения взамен выкупа спорной квартиры.
При этом суд учитывает, что из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или местного самоуправления, при принятии решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, представляет угрозу для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, из заключения межведомственной комиссии наличие данной угрозы не усматривается.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, отвечающее требованиям, установленных для жилых помещений, в границах населенного пункта, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. отсутствуют.
При этом истец не лишен права на обращение в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, что входит в компетенцию межведомственной комиссии.
На основании изложенного в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Воронова В.А. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья: Е.В. Зарипова
Мотивированное решение составлено 10 мая 2017 года.