Дело № 2- 177/2013
РЕШЕНИЕ.Именем Российской Федерации
25 марта 2013 года с. Бай-Хаак
Тандинский районный суд Республики Тьгва в составе: председательствующего Ажи С.А.,
с участием помощника прокурора Тандинского района Республики Тыва Хилен-оол И.О.,
при секретаре Ербягиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Республики Тыва Куулар К.К. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению основной общеобразовательной школе с. Кочетово Тандинского района об обязывании устранить нарушение законодательства об образовании и разработать инструкцию по отходам ртутьсодержащих ламп,
установил:
Прокурор Тандинского района Республики Тыва Куулар К.К. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Кочетово Тандинского района (далее МБОУ СОШ с. Кочетово) об обязывании устранить нарушение законодательства об образовании в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда и разработать инструкцию по отходам ртутьсодержащих ламп в срок до 1 апреля 2013 года, ссылаясь на то, что прокуратурой Тандинского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при обучении в соответствии с образовательными программами используется информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Однако, блокирующей программы отвечающей целям и задачам обучения, не имеется. Данный факт является нарушением требований федерального законодательства.
Однако, в нарушение указанного законодательства в МБОУ СОШ с. Кочетово приобретенного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» компьютерного оборудования для просмотра ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержание запрашиваемой обучающимися информации контролируется не на должном уровне, установленные контент-фильтры не обеспечивают необходимую фильтрацию информации глобальной сети «Интернет». Так, в при просмотре информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» МБОУ СОШ с. Кочетово установлен доступ к сайту «WAYAWAY по производству наркотиков, курительных смесей в домашних условиях, где имелся перечень изготовления смесей в состав которого входили синтетическим каннабиноид, этиловый спирт, трава (конопля). При просмотре сайта «psyplants» установлен перечень изготовления наркотических средств в домашних условиях, с применением подручных средств.
Данное обстоятельство может послужить причиной доступа несовершеннолетних обучающихся в МБОУ СОШ с. Кочетово к интернет-сайтам, содержащим информацию, противоречащей законодательству Российской Федерации.
Из указанного бездействия вытекает вывод о том, что до настоящего времени лицензионные программы, блокирующие информационные ресурсы, не отвечают целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере отходов производства и потребления, а также законодательства об образовании в деятельности МБОУ СОШ с. Кочетово, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования» разработана и утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803.
Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что и здании МБОУ СОШ с. Кочетово освещение частично осуществляется ртутьсодержащими лампами, однако в нарушение действующего федерального законодательства инструкция для организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не разработана, кроме того, не назначено ответственное лицо, которое должно, следить за обращением с отходами данного вида.
Данное муниципальное бюджетное образовательное учреждение имеет статус юридического лица, которое, на основании части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, в соответствии с ч. 3 ст.32 Закона «Об образовании», несет образовательное учреждение.
Отсутствие вышеуказанной инструкции и ответственного лица за обращением с отходами данного вида в образовательном учреждении нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Республики Тыва Хилен-оол И.О. исковые требования прокурора полностью поддержала и просила удовлетворить иск, установив срок для исполнения решения суда два месяца по устранению нарушения законодательства об образовании со дня вступления решения в законную силу, а по разработке инструкции по отходам ртутьсодержащих ламп до 1 апреля 2013 года.
Представитель ответчика – директор МБОУ СОШ с. Кочетово в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные суду материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 1 статьи 38 Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ допускается в ряде случаев установление ограничений права на свободное получении информации в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Аналогичным образом в части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа информации в цепях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (далее «Закона») под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Пунктом 1 статьи 51 Закона, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
На основании ч. 2 ст. 14 Закона содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Таким образом, образовательное учреждение, выполняя свои функции и задачи должно обеспечить образовательный и воспитательный процесс таким образом, чтобы укрепить здоровье учащихся, способствовать их нравственному и духовному развитию.
В связи с этим, распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р для исключения доступа учащихся к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания, а также для управления электронной почтой и персональными контактами предусмотрено в обязательное внедрение в установленном порядке соответствующего программного обеспечения в муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Кроме того, согласно Письму Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» необходимо исключить доступ учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания и установить систему контентной фильтрации.
Судом установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства в МБОУ СОШ с. Кочетово при использовании приобретенного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» компьютерного оборудования для просмотра ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержание запрашиваемой обучающимися информации контролируется не на должном уровне, установленные контент-фильтры не обеспечивают необходимую фильтрацию информации глобальной сети «Интернет». Так, в при просмотре информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» МБОУ СОШ с. Кочетово установлен доступ к сайту ««WAYAWAY по производству наркотиков, курительных смесей в домашних условиях, где имелся перечень изготовления смесей в состав которого входили синтетическим каннабиноид, этиловый спирт, трава (конопля). При просмотре сайта «psyplants» установлен перечень изготовления наркотических средств в домашних условиях, с применением подручных средств.
Данное обстоятельство может послужить причиной доступа несовершеннолетних обучающихся в МБОУ СОШ с. Кочетово к интернет-сайтам, содержащим информацию, противоречащей законодательству Российской Федерации.
Из указанного бездействия вытекает вывод о том, что до настоящего времени лицензионные программы, блокирующие информационные ресурсы, не отвечают целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе.
Судом установлено, что МБОУ СОШ с. Кочетово нарушены нормы соблюдения федерального законодательства в сфере отходов производства и потребления, а также законодательства об образовании, выразившиеся в следующем.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования» разработана и утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно статье 11 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681 которым утверждены правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде юридические лица в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Судом установлено, что и здании МБОУ СОШ с. Кочетово освещение частично осуществляется ртутьсодержащими лампами, однако в нарушение действующего федерального законодательства инструкция для организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не разработана, кроме того, не назначено ответственное лицо, которое должно, следить за обращением с отходами данного вида.
Данное муниципальное бюджетное образовательное учреждение имеет статус юридического лица, которое, на основании части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, в соответствии с ч. 3 ст.32 Закона «Об образовании», несет образовательное учреждение.
Отсутствие вышеуказанной инструкции и ответственного лица за обращением с отходами данного вида в образовательном учреждении нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
Положения ч. 4 ст. 27 и ч. 3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», регламентирующие участие прокурора в рассмотрении дел судами, закрепляет право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что в МБОУ СОШ с. Кочетово обучающиеся по мере необходимости пользуются информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», где содержание запрашиваемой обучающимися информации контролируется не на должном уровне. У МБОУ СОШ с. Кочетово не имеется лицензионного программного обеспечения – контент-фильтра, блокирующего доступ к информационным ресурсам, не отвечающим целям и задачам образовательной программы обучения, что является нарушением требований законодательства об образовании.
Поэтому может послужить причиной доступа несовершеннолетних обучающихся к интернет-сайтам, содержащим информацию, противоречащую законодательству Российской Федерации, где есть темы по наркотикам. В связи с чем нарушаются права и интересы обучающихся, так как образовательным учреждением не создаются условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Отсутствие лицензионной программы, блокирующей информационные ресурсы (контент-фильтры), не отвечающие целям и задачам программы обучения, ущемляет права и законные интересы обучающихся в МБОУ СОШ с. Кочетово на получение качественной образовательной программы, предоставляемой образовательным учреждением.
Таким образом, на основании изложенного, следует, что в МБОУ СОШ с. Кочетово действительно не решен вопрос о приобретении и установлении лицензионной программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе.
Кроме того, в здании МБОУ СОШ с. Кочетово освещение частично осуществляется ртутьсодержащими лампами, однако в нарушение действующего федерального законодательства инструкция для организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не разработана, кроме того, не назначено ответственное лицо, которое должно, следить за обращением с отходами данного вида. В связи с чем нарушаются права и интересы обучающихся, так как образовательным учреждением не создаются условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Между тем, из материалов дела следует, что ответчиком не проведена работа по устранению нарушения законодательства об образовании, не приобретена и не установлена лицензионная программа, блокирующая информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе, не разработана инструкция для организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, кроме того, не назначено ответственное лицо, которое должно, следить за обращением с отходами данного вида, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, поскольку установлено, что установлены нарушения, указанные в иске, то иск прокурора Тандинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ СОШ с. Кочетово обоснован и подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поэтому суд считает необходимым с учётом количества компьютеров установить двухмесячный срок для ответчика для приобретения и установления лицензионной программы, а для разработки инструкции для организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, и назначении ответственного лица, которое должно, следить за обращением с отходами данного вида, установить срок до 10 апреля 2013 года.
На основании изложенной и руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Тандинского района Республики Тыва Куулар К.К. в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Кочетово Тандинского района устранить нарушение законодательства об образовании, приобрести и установить лицензионные программы, блокирующей информационные ресурсы, не отвечающие целям и задачам программы обучения в общеобразовательной школе в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение основную общеобразовательную школу с. Кочетово Тандинского района в срок до 10 апреля 2013 года разработать инструкцию для организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп и назначить в установленном порядке ответственное лицо за обращением с указанными отходами
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено – 30 марта 2013 года.
Судья Ажи С.А.