Дело № ****** |
Мотивированное решение изготовлено 06.03.2017 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.02.2017 |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя ответчика Федеральное государственное казённое учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании действий незаконными, восстановлении права,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит признать незаконными действия ответчика по исключению истца из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; восстановить право истца состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
В обоснование иска ФИО1 указала, что 20.12.2011 она была включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по Министерству обороны Российской Федерации, по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» вместе с супругом ФИО3 и сыном ФИО4 Истцом получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № ****** НС о получении на её имя государственного жилищного сертификата. Однако в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом и ФИО3 был расторгнут, о данных изменениях истец уведомила Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, поскольку в связи с этим ей надлежало получить сертификат на одного человека меньше. Однако впоследствии истец получила уведомление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об исключении ее и ее сына из состава участников указанной подпрограммы в связи с тем, что истец не относится к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. С таким решением истец не согласна, полагает, что оно нарушает ее жилищные права.
В судебном заседании представитель ответчика Федеральное государственное казённое учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований. Полагала, что истец не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата как подлежащих отселению из закрытых военных городков, поскольку данные лица могут реализовать свое право на получение сертификата только при условии инициирования в отношении них Министерством обороны Российской Федерации процедуры переселения и принятия решения о включении в число участников подпрограммы. Истец к таким гражданам не относится. С 2011 года она работала в организации, которая не имеет отношения к Министерству обороны Российской Федерации, однако в 2013 году поступила на работу в детский сад, относящийся к Министерству обороны Российской Федерации. До настоящего времени связь с Министерством обороны Российской Федерации ею не утрачена.
Истец ФИО1 надлежащим образом извещалась о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. Пунктом 2 данного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных указанным Постановлением в наименовании и пункте 1 слова «2002-2010 годы» заменены словами «2011-2015 годы» (п. 3 Постановления Правительства Российской Фе дерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******» в наименовании и пунктах 1 и 2 указанных Правил слова «2011 - 2015 годы» заменены словами «2015 - 2020 годы».
В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2050) Право на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым Министерством обороны Российской Федерации в рамках подпрограммы, имеют, в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2050 утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
В соответствии с подп. «б» п. 2 Порядка право на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым Министерством обороны Российской Федерации в рамках подпрограммы, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России. В настоящее время в указанном Перечне в разделе «<адрес>» значится <адрес>.
Как следует из материалов дела, ФИО1 была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков».
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации истец была исключена из числа участников указанной подпрограммы.
Судом установлено, что истцу на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № ****** предоставлено для временного проживания служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>-<адрес>, <адрес>, <адрес>.
Из изложенного следует, что истец ФИО1 приобрела право пользования служебным жилым помещением на территории закрытого военного городка.
В то же время это обстоятельство не является основанием для включения истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Проживание граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата. Предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Соответствующая правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 91-КГ15-2.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N КАС10-290, следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов независимо от основания увольнения со службы, продолжительности срока военной службы, нуждаемости в жилых помещениях и иных факторов.
Правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение определенного количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Соответствующая правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 91-КГ16-2.
Из материалов дела следует, что на момент предоставления истцу служебного жилого помещения на территории закрытого военного городка она проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу п. 14 ст. 15 указанного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно подп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Между тем, как следует из материалов дела, общая продолжительность военной службы ФИО1 составляет 4 года 8 месяцев 11 дней. С учетом изложенного, истец не приобрела право на обеспечение ее жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, включая право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с прохождением ею военной службы.
Как следует из содержания искового заявления, ФИО1 работает в ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации» на должности, относящейся к гражданскому персоналу.
Таким образом, связь с Министерством обороны Российской Федерации истцом в настоящее время не утрачена, а потому оснований для переселения истца из закрытого военного городка не и имеется. Истцом не представлено доказательств того, что в отношении нее инициирована процедура переселения из закрытого военного городка. Требований о выселении истца из занимаемого ею жилого помещения, расположенного на территории закрытого военного городка, никем не предъявлено.
В соответствии с подп. «а» п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
Таким образом, посколькуистец не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обоснованно исключило ее из числа участников данной подпрограммы.
Следовательно, требование истца о признании незаконными действий ответчика по исключению ее из числа участников указанной подпрограммы не подлежит удовлетворению.
Требование ФИО1 о восстановлении ее права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма также не может быть удовлетворено, поскольку истцом не представлено доказательства того, что она была признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма в период прохождения ею военной службы, была принята на соответствующий учет. Более того, как указывалось выше, истец и не приобрела права на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации ввиду отсутствия необходимой продолжительности военной службы.
Ссылка истца на подпункт «к» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы безосновательна.
Указанная норма предусматривает предоставление государственного жилищного сертификата гражданам, подлежащим переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющих право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с п.п. 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и частью 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" и состоящих на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленных до ДД.ММ.ГГГГ на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.
Однако в рассматриваемой ситуации истцом ставится вопрос об обеспечении ее субсидией, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, как лица, проживающего на территории закрытого военного городка (что не тождественно понятию закрытое административно-территориальное образование), за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, поскольку требования предъявлены истцом к специализированной организации указанного ведомства, а не к органу местного самоуправления соответствующего закрытого административно-территориального образования.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании действий незаконными, восстановлении права – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова