Дело №33-3756/2012 Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Мысягина И.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Самылова Ю.В., Емельяновой О.И.
при секретаре Киселевой Т.А.
с участием прокурора Шигонцевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 декабря 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации г.Владимира на определение Октябрьского районного суда г.Владимира от 25 сентября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора г.Владимира удовлетворить в части.
Обязать администрацию г.Владимира, администрацию Ленинского района г.Владимира организовать работы по ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале №**** выдела №№**** Владимирского участкового лесничества (в районе 200 метров от дома **** по **** мкр.**** г.****).
В удовлетворении исковых требований к Отделу по охране окружающей среды администрации г.Владимира отказать.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Владимира обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнения к администрации г. Владимира, администрации Ленинского района г. Владимира, Отделу по охране окружающей среды администрации г.Владимира о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале №**** выдела №№**** Владимирского участкового лесничества (в районе **** метров от дома №**** по ул.**** мкр.**** г.****).
В обоснование требований указал, что прокуратурой г.Владимира проведена проверка по обращению директора Управления административно-технического надзора Владимирской области по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при организации на территории муниципального образования г. Владимир несанкционированного места складирования отходов в квартале №**** выдела №№**** Владимирского участкового лесничества (в районе **** метров от дома №**** по ул.**** мкр.**** г.****). В хорде проверки установлено, что указанные земли лесного фонда находятся в собственности РФ, состоят в границах муниципального образования г.Владимир.
Согласно информации Управления административно-технического надзора Владимирской области в квартале №**** выдела №№**** Владимирского участкового лесничества (в районе **** метров от дома №**** по ул.**** мкр**** г.****) размещаются бытовые отходы, строительный мусор, порубочные отходы.
Какие-либо разрешительные документы на размещение отходов по указанному адресу отсутствуют.
Положениями ч.1 ст.8 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на положения статей 15, 41, 42, 46 Конституции РФ, п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ», ч.1 ст. 8, ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.1,3 ст.7,ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пп.2,4 ст. 13 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст. 19, ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ, пп.«е» п.39 Правил санитарной безопасности в лесах, п.1, ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.Владимира с заявленными требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении. Указал, что проверкой выявлен лишь факт наличия несанкционированной свалки отходов производства и потребления. Ссылаясь на непричастность администрации к размещению отходов в указанном месте, полагал, что свалка образовалась в результате ненадлежащего исполнения ГКУ ВО «Владимирское лесничество» возложенных на него обязанностей.
Пояснил, что органами местного самоуправления согласно ст.11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Положениями ст.ст.13, 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, захламления, проведение мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, а также ликвидация последствий загрязнения возлагается на собственников землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п.3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №414, санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий, по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ, осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно п.1.3 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования г.Владимир, утвержденных решением Совета народных депутатов города Владимира от 23.12.2009 №277, в соответствии с которым организация работ по благоустройству и содержанию территорий возлагается на управляющие организации и учреждения, специализированные хозяйствующие субъекты по благоустройству (содержание и ремонт дорог, мостов, ливневой канализации, уличного освещения, других объектов благоустройства), подрядные организации, собственников, владельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с Правилами.
Полагал, что организация работ по ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале №**** выдела №№**** Владимирского участкового лесничества должна быть возложена на собственника либо правообладателя указанного земельного участка и ГКУ ВО «Владимирское лесничество», а не на администрацию г.Владимира, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г.Владимира в суд не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Отдела по охране окружающей среды администрации г.Владимира с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица казенного учреждения Владимирской области Управления административно-технического надзора Владимирской области, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования к администрации г.Владимира и администрации Ленинского района г.Владимира полагал обоснованными, письменно пояснив, что обязанность по ликвидации мусора и отходов возлагается на органы местного самоуправления.
В письменном отзыве указал, что ответчиками допущены нарушения норм федерального законодательства в области обращения с отходами, а исковое заявление подлежит удовлетворению на основании п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ», ч.2 ст. 13, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.1 ст.7, ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пп.2,4 ст. 13 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ, п.п. «е» п.39 Правил санитарной безопасности в лесах, п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Пояснил, что полномочия по очистке, уборке отходов производства и потребления не предусмотрены Положением о Департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2006 № 898, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах не включают в себя мероприятия по уборке отходов производства и потребления. Выделение средств (субвенций) на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления федеральным бюджетом органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в области лесных отношений, не предусмотрено.
Указал, что несанкционированное складирование отходов в квартале №**** выдела №№**** Владимирского участкового лесничества в районе **** метров от дома №**** по ул.**** мкр.****, входящего в состав МО г.****, является следствием неорганизованного массового отдыха граждан около водного объекта (озера Плавучее).
Указанная в иске территория в соответствии с п.1 ст. 8 ЛК РФ входит в состав земель лесного фонда и находится в федеральной собственности. Земли лесного фонда Владимирского участкового лесничества квартал №40 выдела №№14,15 не находятся в аренде у ГКУ ВО «Владимирское лесничество».
На основании постановления Губернатора Владимирской области от 13.10.2011 № 1101 «О создании ГКУ ВО в сфере лесных отношений» 21.12.2011 создано государственное казенное учреждение Владимирской области «Владимирское лесничество», оно осуществляет возложенные на него отдельные полномочия в рамках ст.ст.81-83 ЛК РФ и Устава, которые не предусматривают обязанность проведения мероприятий по ликвидации мест несанкционированных свалок бытового мусора.
Согласно п. 2.3.3. Устава к одной из функций лесничества относится организация осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно письму № **** от **** Федерального агентства лесного хозяйства «О порядке ликвидации последствий нарушений, вызванных загрязнением или захламлением лесов, расположенных на землях муниципальных образований, коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором» очистка территории и приведение ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также несение затрат на выполнение работ по ликвидации несанкционированных мест складирования отходов относятся к вопросам местного значения, решение которых входит в компетенцию органов местного самоуправления и регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Обязанность по ликвидации брошенных собственником отходов возлагается на того, на чьей территории они находятся. Данный закон к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В границы муниципальных образований входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. А земли лесного фонда Пригородного участкового лесничества в квартале № **** выдел № ****, являясь собственностью РФ, входят в границы МО г.Владимир.
Положения п.23 ст. 8 Устава муниципального образования г.Владимир к вопросам местного значения относят организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения органами местного самоуправления, согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечивается за счет собственных средств.
25 сентября 2012 года судом постановлено указанное выше решение.
25 октября 2012 года в суд поступила апелляционная жалоба, поданная администрацией г.Владимира, в которой содержится просьба вынесенное решение отменить с разрешением вопроса по существу.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации г.Владимира и одновременно отдела по охране окружающей среды администрации г. Владимира Фролова А.В., заслушав объяснения представителя администрации Ленинского района Серегину В.В., заслушав возражения представителя Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области Палагина С.А., заслушав заключение прокурора Шигонцевой В.А., полагавшего, что оснований для отмены решения суда не имеется, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст.330 ГПК РФ.
Таких оснований судебной коллегией при рассмотрении данного дела не установлено.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На основании положений ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч.3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Судом первой инстанции установлено, что администрации г. Владимира и Ленинского района г.Владимира не осуществляют мероприятия по ликвидации несанкционированного места складирования отходов в квартале №**** выдела №№**** Владимирского участкового лесничества (в районе **** метров от дома №**** по ул.**** мкр.**** г.****).
Учитывая, что данная территория относится к Ленинскому району г.Владимира, судебная коллегия полагает, что суд правомерно возложил на ответчиков обязанность организовать работы по ликвидации несанкционированного места складирования отходов по данному адресу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно определены ответчики по делу, неверно определен собственник либо правообладатель указанного земельного участка, судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно п.п.25 п.1 ст. 37 Устава МО г.Владимир к полномочиям администрации города относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения в отношении администрации Ленинского района г. Владимира содержат п.4.2.2, 4.2.3 Положения об администрации Ленинского района г.Владимира, утвержденного решением Совета народных депутатов г.Владимира от 23.05.2012 №99, согласно которым администрация района организует работу и осуществляет контроль за проведением работ по озеленению, уборке, обнаружению и ликвидации стихийных свалок, поддержанию благоустройства и порядка на территории района. Организует работу и осуществляет контроль за работой по благоустройству, охране зеленых насаждений, за состоянием водных объектов, находящихся в муниципальной собственности, и прилегающих к ним территорий, мест отдыха на водоемах.
Следовательно, организация работ по ликвидации отходов производства и потребления правомерно возложена на ответчиков.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и повлечь отмену вынесенного решения не могут.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства дела, выводы основаны на фактических обстоятельствах дела и в соответствии с положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации Ленинского района г.Владимира и отмены обжалуемого решения Октябрьского районного суда г. Владимира от 25 сентября 2012 года судебная коллегия не усматривает, решение суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решения Октябрьского районного суда г. Владимира от 25 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Владимира – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Ю.В. Самылов
О.И. Емельянова