26 февраля 2013 года г. Королёв
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.,
при секретаре Муравьевой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1041/13 по иску Савиной Ю. А. к ГУ ГУПФР № по <адрес> и <адрес> о зачете в специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком, и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением комиссии ГУ ГУПФР № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Савиной Ю.А., из календарного стажа работы, дающей право на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п.11 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», исключены периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Также Савиной Ю.А. отказано в установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, так как не соблюдены требования, предусмотренные п.11 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - отсутствуют 20 календарных лет работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л.д.7).
Савина Ю.А. обратилась в суд с иском к ГУ ГУПФР № по <адрес> и <адрес>, который впоследствии уточнила, и в котором просила включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, указав в обоснование иска на то, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком были исключены из ее специального трудового стажа необоснованно, такое решение является незаконным, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в специальный трудовой стаж (л.д.20-24).
В судебном заседании Савина Ю.А. поддержала уточненные исковые требования.
Представитель ГУПФР по доверенности Смирнова И.Л. просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях на л.д. 25-26.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Савиной Ю.А. подлежат частичному удовлетворению, учитывая следующее.
В соответствии с п.11 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Савина Ю.А. работала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в Нефтеюганском объединенном авиаотряде Тюменского УГА в должности <данные изъяты> (л.д.9). В указанный период истице предоставлялся отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16,17,28).
ДД.ММ.ГГГГ Савина Ю.А. обратилась в ГУ ГУПФР № по <адрес> и <адрес> с заявлением об установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, по основанию п.11 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.5).
В удовлетворении данного заявления истице было отказано по тем основаниям, что из календарного стажа работы, дающей право на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п.11 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», подлежат исключению периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, без которых данный стаж составляет 17 лет 24 дня, а не установленный законом стаж – 20 лет.
Между тем, суд считает выводы ответчика об исключении из стажа работы, дающей право на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п.11 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованными.
Так, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он посредством выплаты пособия по государственному социальному страхованию по беременности и родам.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Таким образом, период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ.
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" было разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановлением ЦК КПСС и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления ФИО3 и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты ФИО5 по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Таким образом, периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора или трех лет в случаях, предусмотренных правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, подлежа включению в специальный трудовой стаж.
С учетом изложенного, периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в трудовой стаж, необходимый для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п.11 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с чем размера пенсии истицы подлежит перерасчету на оснвоаии поданного ею заявления.
Между тем, согласно п.1 ст.20 ФЗ «О трудовых пенсиях», перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Таким образом, не может быть удовлетворено требование истицы об обязании ответчика произвести перерасчет размера пенсии истицы с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ, и суд считает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет пенсии истицы с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:Исковые требования Савиной Ю. А. к ГУ-ГУПФР № по <адрес> и <адрес> – удовлетворить частично.
Обязать ГУ-ГУПФР № по <адрес> и <адрес> включить в специальный трудовой стаж Савиной Ю. А. периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных в период работы истицы в <данные изъяты>, и произвести перерасчет размера пенсии истицы, с учетом указанных периодов, с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья