Решение по делу № 12-131/2016 от 20.10.2016

дело № 12-131/2016

РЕШЕНИЕ

г. Козьмодемьянск 28 ноября 2016 года

Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Мельников С.Е., рассмотрев жалобу Большакова А.М. на постановление заместителя руководителя-начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марьинской Е.В. от 20 сентября 2016 года которым,

Большаков А.М., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданин РФ, проживающий по адресу: <адрес>, директор общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис»

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размер 20 000 руб.,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя-начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марьинской Е.В. от 20 сентября 2016 года директор общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный сервис» Большаков А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. Основанием для этого явилось допущенное ООО «Жилищно-коммунальный сервис» нарушение ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Закон о защите конкуренции), выразившееся в заключении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ с Озеркинской сельской администрацией в части возможности сбора платы за наем помещение муниципального жилищного фонда без проведения торгов, результатом которого является ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на товарный рынок.

Не согласившись с данным постановлением, Большаковым А.М. подана жалоба в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл, в которой заявитель ставит вопрос об отмене постановления заместителя руководителя-начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марьинской Е.В. от 20 сентября 2016 года указывая на то, что в его действиях отсутствуют признаки административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ, поскольку муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ был подписан с соблюдением требований предусмотренных ФЗ № 94 от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по итогам открытого конкурса. Кроме того, фактическая деятельность по контракту не осуществлялась, доход за оказанные услуги по начислению и сбору платы за наем получены не были. Большаков А.М. заявил ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления заместителя руководителя-начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марьинской Е.В. от 20 сентября 2016 года.

В судебное заседание Большаков А.М. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения поданной им жалобы извещался надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в порядке ст.24.4 КоАП РФ Большаков А.М. не заявлял.

При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в соответствии с п.2 ст.25.1 КоАП РФ.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, возражений на жалобу не представил.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, Большаков А.М. в срок, предусмотренный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с жалобой на оспариваемое постановление. Определением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.10.2016 г. жалоба возращена Большакову А.М. из-за неподведомственности дела арбитражному суду.

Вследствие этого, 20.10.2016 г. Большаков А.М. подал жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл.

В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Учитывая, что Большаков А.М. в установленный законом срок подал заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении в арбитражный суд. При этом имел реальное намерение реализовать свое конституционное право на судебную защиту, а в последствии после возращения жалобы арбитражным судом, в разумный срок подал жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в районный суд, суд приходит к выводу, что срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении пропущен Большаковым А.М. по уважительной причине и подлежит восстановлению.

На основании ч.1 ст. 14.32 КоАП РФ признается административным правонарушением заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

Согласно п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции, под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили результаты проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по республике Марий Эл (Марийское УФАС России) в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления антимонопольного законодательства на наличие соглашений о передаче полномочий в части сбора денежных средств за наем с нанимателей жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности без проведения торгов, результатом которых является ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на товарный рынок.

В ходе проверки было установлено допущенное ООО «Жилищно-коммунальный сервис» нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

По договору найма жилого помещения собственник жилого помещения или управомоченное им лицо обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в наем (пункт 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) наймодателем является собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо, которое по договору социального найма жилого помещения передаёт другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным кодексом.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 672 "Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Правоотношения сторон в этом случае регулируются нормами главы 8 ЖК РФ и нормами ГК РФ в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 672 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 65 ЖК РФ установлено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В свою очередь пунктом 3 статьи 67 ЖК РФ предусмотрена обязанность нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения (пункт 3 статьи 155 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Средства, собранные в виде платы за найм жилых помещений, поступают в распоряжение их собственника и используются для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда (приказ Минстроя РФ от 02.12.1996 N 17-152 "Об утверждении "Методических указаний по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного Фонда").

Таким образом, право получения и сбора платы за наем жилого помещения муниципального жилищного фонда принадлежит собственнику жилого помещения, а, следовательно, сбор платы не входит в функции управляющей компании.

ДД.ММ.ГГГГ между Озеркинской сельской администрацией и ООО «Жилищно-коммунальный сервис» заключен муниципальный контракт предметом которого является оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Озеркинского сельского поселения, предоставление коммунальных услуг нанимателям жилых помещений и лицам, пользующимся помещениями в домах, находящихся в муниципальной собственности, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом в соответствии со ст. 162 ЖК РФ.

Пунктом 3.1. названного контракта управляющая организация наделена полномочиями осуществлять сбор платы за найм с нанимателей жилых помещений.

Потребность муниципального образования в услугах по приему платежей от физических лиц (платы за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма) является муниципальной нуждой в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), действующего в период заключения рассматриваемого договора.

Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом (часть 2 статьи 10 Закона о размещении заказов).

Пунктом 29 статьи 55 Закона о размещении заказов предусмотрена возможность размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если осуществляется размещение заказа по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности.

Между тем в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Тем самым, деятельность по сбору платы за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда не связана с функциями по управлению многоквартирным жилым домом. Договор управления муниципальным жилищным фондом с условием сбора платы с нанимателей и арендаторов от имени собственника противоречит положениям Закона о размещение заказов.

Таким образом, заключение Озеркинской сельской администрацией и ООО «Жилищно-коммунальный сервис» названного соглашения в части возможности сбора денежных средств за найм без торгов, исключило возможность иных хозяйствующих субъектов участвовать в размещении заказа, следовательно, действия по заключению вышеуказанного договора могли привести к устранению конкуренции.

Решением Марийского УФАС России от 24.06.2016 г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/03-16 соглашение между Озеркинской сельской администрацией и ООО «Жилищно-коммунальный сервис» в части возможности сбора платы за наем помещение муниципального жилищного фонда без проведения торгов признано недопустимым в соответствии с п. 4 ст. 16 закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о том, что вина директора ООО «Жилищно-коммунальный сервис» Большакова А.М. выразилась в заключении хозяйствующим субъектом ООО «Жилищно-коммунальный сервис» недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

С учетом выявленных нарушений Федерального Закона о защите конкуренции в отношении директора ООО «Жилищно-коммунальный сервис» Большакова А.М. ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийской УФАС России составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.

На основании указанного протокола, заместителем руководителя-начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление от 20.09.2016 г. о признании директора ООО «Жилищно-коммунальный сервис» Большакова А.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ с назначением административного штрафа размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Проверив порядок привлечения генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный сервис» Большакова А.М. к административной ответственности, суд считает, что положения ст. ст. 25.1, 25.5, 28.2, 28.3, 29.7 КоАП РФ соблюдены. Нарушений процедуры привлечения должностного лица к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.

Факт нарушения ООО «Жилищно-коммунальный сервис» требования п.4 ст. 16 Закона о защите конкуренции установлен решением Марийского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, подтверждаются представленными материалами административного дела и не опровергнут заявителем.

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что руководство и управление текущей деятельностью ООО «Жилищно-коммунальный сервис» осуществляет директор Большаков А.М.

Таким образом, должностным лицом ООО «Жилищно-коммунальный сервис», ответственным за нарушение п.4 ст. 16 Закона о защите конкуренции недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, является директор ООО «Жилищно-коммунальный сервис» Большаков А.М.

Доводы заявителя о том, что муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ в части возможности сбора платы за наем помещение муниципального жилищного фонда, был подписан с соблюдением требований предусмотренных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по итогам открытого конкурса опровергается вышеуказанными материалами дела об административном правонарушении.

    Отсутствие дохода за оказанные услуги по начислению и сбору платы за наем муниципального имущества, не может являться основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, названное правонарушение признается оконченным с момента совершения действий по участию в недопустимом в соответствии с антимонопольным законодательством соглашении.

Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях директора директор ООО «Жилищно-коммунальный сервис» Большаков А.М. подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, отсутствуют.

Суд также не находит оснований для применения положения ст.2.9 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Жилищно-коммунальный сервис».

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что постановление заместителя руководителя-начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марьинской Е.В. от 20 сентября 2016 года является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1. п.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя-начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Марьинской Е.В. от 20 сентября 2016 года о признании Большакова А.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и наложении штрафа в размере 20 000 руб. оставить без изменения, жалобу директора ООО «Жилищно-коммунальный сервис» Большакова А.М., - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья              Мельников С.Е.

12-131/2016

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
Большаков А.М.
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Мельников Cергей Евгеньевич
Статьи

14.32

Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
21.10.2016Материалы переданы в производство судье
25.10.2016Истребованы материалы
03.11.2016Поступили истребованные материалы
28.11.2016Судебное заседание
28.11.2016Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2016Дело оформлено
13.12.2016Вступило в законную силу
28.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее