Гражданское дело № 2-808/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2017года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи: МАЙБОРОДА О.М.
при секретаре: ЧИНЕНОВОЙ С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смыкова ФИО19 и действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО20, Гришаевой ФИО21, Грецкой ФИО22, Зайцевой ФИО23 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО24, Фомичевой ФИО25 и действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО26 и ФИО27 к ГБУ города Москвы ПНИ № 13 о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику в котором просят: признать за Смыковым ФИО19 и ФИО20 право собственности, в порядке приватизации на квартиру, по <данные изъяты> доле за каждым по адресу: <адрес>
Признать за Гришаевой ФИО21 право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Признать за Грецкой ФИО22 право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Признать за Зайцевой ФИО23 и ФИО24 право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Признать за Фомичевой ФИО25, ФИО26 и ФИО27 право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований ссылаются на то обстоятельство, что они выразили желание приватизировать квартиры по указанному адресу, однако, им в этом фактически было отказано.
Спорные квартира находится в оперативном управлении ГБУ г. Москвы ПНИ № 13, не являются служебными и не относятся к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.
В силу действующего законодательства они имеют право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке бесплатной приватизации.
Ранее право на приватизацию жилых помещений они не использовали.
Представители ответчика своих возражений суду не представили.
Третьи лица: Департамент городского имущества г.Москвы и Администрация городского поселения Ступино, своих возражений суду не представили.
Третьи лица: Смыкова ФИО37., Фомичев ФИО38Зайцев ФИО22., Зайцев ФИО40.,Грецкий ФИО41., Грецкая ФИО42 просят слушать в их отсутствие, с иском согласны.
Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая, что представитель истцов согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд счёл возможным в соответствии со ст. 233 ГПК РФ рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителя истцов, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из положений ст. 8 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» им были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции РФ во взаимосвязи с её статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.
Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 года № 316-О разъясняется, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06.022007 года № 6 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам» указано: «согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.071991 года с последующими изменениями и дополнениями «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года с последующими изменениями и дополнениями «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили, либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что в квартире, по адресу: <адрес> проживают и зарегистрированы : Смыков ФИО19., Смыкова ФИО37., ФИО20 ; в квартире <адрес> Гришаева ФИО21 в квартире <адрес> - Грецкая ФИО22., Грецкой ФИО41., Грецкая ФИО42 в квартире <адрес> – Зайцева ФИО23., ФИО24., Зайцев ФИО22., Зайцев ФИО40.; в квартире <адрес> – Фомичева ФИО25., ФИО26., ФИО27., Фомичев ФИО38
Квартиры была предоставлены Смыкову ФИО19., Фомичевой ФИО25 Зайцевой ФИО23., Грецкой ФИО22., Гришаевой ФИО21. в ДД.ММ.ГГГГ году на основании решения жилищно-бытовой комиссии при ГБУ ПНИ № 13 от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным решением указанные граждане были исключены из списка работников ГБУ ПНИ № 13, нуждающихся в улучшении жилищных условий и сняты с учета в связи с обеспечением их благоустроенным жилым помещением.
С ними заключены в ДД.ММ.ГГГГ году, договор найма жилого помещения, открыты лицевые счета, задолженности не имеется.
В силу ст.431 ГК РФ,-При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. № 42 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Представитель истцов суду пояснила, что в соответствии с п.1 ст.4 Закона г.Москвы от 26.12.2007 года № 53 «Об имущественной казне г.Москвы», данное имущество не включено в казну г.Москвы.
Доказательств обратного ответчиком и третьим лицом не представлено.
На основании положения «О Департаменте городского имущества г.Москвы «, утвержденному постановлением Правительства г.Москвы от 20.02.2013 года № 99-ПП, Департамент осуществляет правомочия по распоряжению и управлению государственным имуществом г.Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну г.Москвы.
Договор найма жилого помещения, заключенный между Смыковым ФИО19., Фомичевой ФИО25., Зайцевой ФИО23., Грецкой ФИО22., Гришаевой ФИО21 и ответчиком, по мнению суда, не являются договорами найма специализированного жилья.
Договора не предусматривают какой-либо платы за наем помещения, имеют бессрочный срок действия, не содержат сведений об отнесении квартир к специализированному либо коммерческому жилищному фонду, не содержат иных ограничений и особых условий по использованию жилья.
Истцы и третьи лица, члены их семей, зарегистрированы в данных жилых помещениях как по постоянному месту жительства без ограничения срока.
Иные лица в квартирах не зарегистрированы.
Спорные квартиры находятся в оперативном управлении ГБУ «ПНИ №13», согласно распоряжения Правительства г.Москвы Департамента городского имущества г.Москвы от 05.10.2016 года., в муниципальную собственность в установленном порядке не передана.
Ранее право на бесплатную приватизацию жилых помещений истец Смыков ФИО19., Гришаева ФИО21., Грецкая ФИО22., Зайцева ФИО23., Фомичева ФИО25 не использовали, о чем представлены соответствующие документы. Ответчиком, в силу ст.56 ГПК РФ, не представлено доказательств свидетельствующих о том, что истцам спорное жилое помещение предоставлялось как служебное.
Исходя из буквального толкования условий выше указанного договора, следует, что спорное жилое помещение относится к жилищному фонду социального использования, между сторонами заключен договор социального найма, что влечет за собой реализацию права истца, предусмотренного Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Так же в материалы дела представлена выписка из ЕГРП, в которой отсутствуют сведения о том, что спорные квартиры являются «служебными».
Согласно сообщения директора ГБУ ПНИ 13 следует, что решение о включении спорных квартир, по выше указанному адресу: <адрес> в специализированный жилищный фонд не принималась.
Истцы не могут реализовать своё право на получение в собственность жилого помещения в порядке приватизации, и никаких законных оснований для отказа им в этом не имеется.
Согласно технического паспорта БТИ следует, что в спорных квартирах не имеется самовольных переоборудований.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению, как в силу прямого указания закона, так и в силу вышеизложенных обстоятельств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 195, 198, 233-238 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смыкова ФИО19 и действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО20 Гришаевой ФИО21, Грецкой ФИО22, Зайцевой ФИО23 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО24, Фомичевой ФИО25 и действующей в интересах несовершеннолетних детей ФИО26 и ФИО27 к ГБУ города Москвы ПНИ № 13 о признании права собственности на квартиры в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Смыковым ФИО19 и ФИО20 право собственности, в порядке приватизации на квартиру, по <данные изъяты> доле за каждым по адресу: <адрес>., общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №.
Признать за Гришаевой ФИО21 право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Признать за Грецкой ФИО22 право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Признать за Зайцевой ФИО23 и ФИО24 право собственности в порядке приватизации на квартиру. по <данные изъяты> доли за каждым, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Признать за Фомичевой ФИО25, ФИО26 и ФИО27 право собственности в порядке приватизации на квартиру, по <данные изъяты> доле каждому общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Заочное решение может быть пересмотрено по заявлению не явившегося ответчика в течение семи дней с момента получения копии решения.
Федеральный судья О.М.Майборода