Дело № 2-133/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2017 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республике Коми в составе:
Председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
При секретаре Мухориной А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Боксит Тимана» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратуры в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Боксит Тимана» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства, а именно:
- обязать ОАО «Боксит Тимана» разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по РК Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в руч. Безымянный, приток болота водосборной площади руч. Черный, бассейн р. Северная Двина;
- обязать ОАО «Боксит Тимана» получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в руч. Безымянный, приток болота водосборной площади руч. Черный, бассейн р. Северная Двина.
В обоснование иска указал, что Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйствующими субъектами сброса сточных вод в водные объекты на территории Республики Коми, по итогам которой установлено, что предприятием не разработаны и не согласованны в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемые водные объекты – руч. Безымянный, приток болота водосборной площади руч. Черный, что подтверждается информацией отдела водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, пояснениями ОАО «Боксит Тимана» от 23.11.2016 № 1447. Кроме того, в нарушение требований закона, сброс загрязняющих веществ в водный объект - руч. Безымянный, приток болота водосборной площади руч. Черный осуществляется ОАО «Боксит Тимана» в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс.
Представитель Княжпогостской районной прокуратуры по поручению – Яшник Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ОАО «Боксит Тимана» - Бобров С.А. в судебном заседании исковые требования признал частично, просил установить срок исполнения обязательств до 31 декабря 2017 года. Пояснил, что в рамках устранения выявленных нарушений с «Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми» 07.09.2016 года заключен договор, срок исполнения до 30 сентября 2017 года, временный проект НДС разработан, но не согласован Департаментом Росгидрометра по СЗФО в связи с отсутствием результатов вышеуказанных исследований, поэтому учитывая срок получения результатов исследований до 30.09.2017 года и необходимость дальнейшего согласования разрешения на сброс веществ и микроорганизмов, срок до 31.12.2017 года является разумным для исполнения решения суда.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив и оценив представленные материалы дела, суд находит иск прокурора удовлетворить по следующим основаниям.
Право на обращение прокурора с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, установлено в ст. ст. 22 и 45 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.
Из положений ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями статей 22 и 23 Закона № 7-ФЗ, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе - нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статьей 35 Водного кодекса РФ установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.
Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 № 333. Как следует из пункта 12 указанной Методики, величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются как для проектируемых, так и для действующих организаций - водопользователей. Нормативы могут быть разработаны как непосредственно организацией-водопользователем, так и по ее поручению проектирующей организацией. Каких-либо исключений из указанного требования не предусмотрено.
Пункт 14.1 Методики содержит требования к составу проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, который должен содержать, в том числе, ситуационный план местности с привязкой к территории предприятия, план территории предприятия с указанием мест размещения очистных сооружений, их характеристики, сведения об эффективности очистки сбрасываемого стока, водохозяйственный баланс водопользователя, гидрологическую характеристику используемого водного объекта, а также иные сведения, в том числе расчет нормативов допустимых сбросов, выполненный в соответствии с рассматриваемой Методикой, и его результаты.
Таким образом, исходя из приведенных положений нормативных актов, водопользователи обязаны разрабатывать и согласовывать в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Кроме того, в соответствии с требованиями п. 4 ст. 23 Закона № 7-ФЗ, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются только на основании разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из положений Приказа Министерства природных ресурсов экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2, выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными подразделениями.
Для получения разрешения на сбросы в соответствии с п.п. 16, 18 Приказа, хозяйствующий субъект подает заявление, содержащее полное и сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации юридического лица и почтовый адрес его местонахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись предоставляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, а также указывает реквизиты документов (или предоставляет их копии). Заявление и опись прилагаемых материалов предоставляются в двух экземплярах. Выдача разрешения на сбросы осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта.
Согласно п. 13 рассматриваемого Приказа, разрешениями на сбросы для хозяйствующих субъектов устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством условий, показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ на период действия разрешения) с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод отдельно по каждому выпуску в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты и в пределах лимитов на сбросы.
Из материалов дела следует, что Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйствующими субъектами - ОАО «Боксит Тиммана» сброса сточных вод в водные объекты на территории Республики Коми,
Проведенной проверкой установлено, что ОАО «Боксит Тиммана» осуществляет использование водного объекта - руч. Безымянный, приток болота водосборной площади руч. Черный, бассейн р. Северная Двина для целей сброса сточных и дренажных вод на основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК о предоставлении водного объекта в пользование № 11-03.02.02.002-Р-РСВХ-С-03395/00 от 13.04.2016, действующего по 30.06.2017.
Сброс сточных и дренажных вод осуществляется Обществом в руч. Безымянный, приток болота водосборной площади руч. Черный, в границах МО МР «Княжпогостский», в районе точки с координатами: 64 15 41 СШ 51 08 47 ВД. При этом, в сбрасываемых предприятием сточных водах содержатся загрязняющие вещества – взвешенные вещества, ион аммония, нефтепродукты, железо, а также иные вещества (согласно отчетам об использовании воды за 1,2, 3 кварталы 2016г.).
Однако, предприятием не разработаны и не согласованны в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемые водные объекты, что подтверждается информацией отдела водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, пояснениями ОАО «Боксит Тимана» от 23.11.2016 № 1447.
При установленных обстоятельствах в нарушение вышеназванных требований закона, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект - руч. Безымянный, приток болота водосборной площади руч. Черный ответчиком не разработаны и не утверждены, сброс загрязняющих веществ в водный объект - руч. Безымянный, приток болота водосборной площади руч. Черный осуществляется ОАО «Боксит Тимана» в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс.
Отсутствие необходимой разрешительной документации не позволяет надлежащим образом организовать контроль в части сброса загрязняющих - веществ в водные объекты, при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств может послужить условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушает гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчик ОАО «Боксит Тимана», не выполнил обязанности, возложенные на него Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водным Кодексом РФ, в связи с чем действиями ответчика нарушаются гарантируемые законом права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания, а также интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, как по первоначальному заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Оценивая доводы представителя ответчика относительно установления срока для исполнения решения суда до 31.12.2017 года, суд считает необходимым установить срок исполнения возложенных на ОАО «Боксит Тимана» обязательства – до 01 декабря 2017 года, поскольку ОАО «Боксит Тимана» в рамках устранения выявленных нарушений заключил с «Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми» 07.09.2016 года договор, срок исполнения до 30 сентября 2017 года, срок получения в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК разрешения на сброс веществ и микроорганизмов составляет 30 дней.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Боксит Тимана» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства удовлетворить.
Обязать ОАО «Боксит Тимана» в срок до 01 декабря 2017 года разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по РК Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в руч. Безымянный, приток болота водосборной площади руч. Черный, бассейн р. Северная Двина.
Обязать ОАО «Боксит Тимана» в срок до 01 декабря 2017 года получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в руч. Безымянный, приток болота водосборной площади руч. Черный, бассейн р. Северная Двина.
Взыскать с ОАО «Боксит Тимана» в пользу МР «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – 10 марта 2017 года путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.
Судья О.Н. Мишина