Решение по делу № 33а-687/2017 от 18.01.2017

Апелляц. дело № 33а-687/2017

Судья Архипова НВ.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 марта 2017 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Губаревой С.А.,

Судей Ярадаева А.В., Арслановой Е.А.,

при секретаре Никитине П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киселевой А.А. к администрации города Чебоксары о признании незаконным постановления об утверждении градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности утвердить и выдать градостроительный план земельного участка, поступившее по апелляционной жалобе представителя административного истца Киселевой А.А. Урукова В.Н. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 ноября 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Киселевой А.А. к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным постановления №1891 от 06 июля 2016 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по <адрес>», восстановлении нарушенного права путем возложения обязанности утвердить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, для строительства жилого дома согласно имеющимся данным о координатах поворотных точек и границ в ГКН на земельный участок с кадастровым номером , исключив красную линию из чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования - отказать».

Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Киселева А.А. обратилась в суд с уточненным административным иском к администрации города Чебоксары о признании незаконным постановления №1891 от 06 июля 2016 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по <адрес>»; возложении на ответчика обязанности утвердить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства жилого дома согласно имеющимся данным о координатах поворотных точек и границах в Государственном кадастре недвижимости (далее ГКН) на земельный участок с кадастровым номером , исключив красную линию из чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования. Свои требования она мотивировала следующими обстоятельствами.

Киселева А.А. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Она 20 июня 2016 года обратилась в администрацию г. Чебоксары с просьбой подготовить и выдать утвержденный градостроительный план вышеназванного земельного участка для строительства жилого дома. Постановлением администрации г. Чебоксары от 06.07.2016 №1891 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по <адрес>» утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером . По мнению истца, указанный градостроительный план не соответствует закону и существенно нарушает и ограничивает ее права и интересы, поскольку поворотные точки и границы земельного участка на градостроительном плане не совпадают с данными кадастрового паспорта на земельный участок. Так, границы участка смещены в северо-восточном направлении, и примерно на 30 кв.м. уменьшена его площадь. Кроме того, в утвержденном градостроительном плане красная линия проведена по середине земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, что исключает какое-либо строительство жилого дома на нем, поскольку Сводом правил по проектированию и строительству СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» установлено, что усадебный одно- двухквартирный дом должен отступать от красной линии улиц не менее чем на 5 м. По мнению административного истца, красные линии не могут проходить по земельному участку, поскольку спорный земельный участок не находится на территории общего пользования. Доказательств расположения на земельном участке каких-либо объектов общего пользования не имеется. Местоположение земельного участка не создает препятствий и не нарушает права и законные интересы других лиц. При таких обстоятельствах, указание администрацией г. Чебоксары местоположения красной линии по середине земельного участка согласно постановлению №1891 от 06 июля 2016 года, незаконно. Администрацией не учтено время образования земельного участка и возведения объекта недвижимости на нем, момент утверждения проекта красных линий на земельном участке. Спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена, решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды спорного земельного участка не принималось. Ссылаясь на изложенное, считает, что обжалуемое постановление нарушает ее права, как собственника земельного участка.

Судом принято указанное выше решение, обжалованное представителем административного истца Киселевой А.А. -Уруковым В.Н.на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе он ссылается на те же доводы, которые приведены административным истцом в исковом заявлении. Он указывает на то, что утвержденный оспариваемым постановлением №1891 от 06.07.2016 года градостроительный план земельного участка от 22 июня 2016 года, не соответствуют контуру земельного участка, количеству характерных точек и их дирекционным углам, учтенным в Государственном кадастре недвижимости (далее ГКН). Данное обстоятельство ограничивает права собственника по строительству на земельном участке жилого дома, поскольку Киселева А.А. будет вынуждена придерживаться требований, установленных в градостроительном плане земельного участка. Суд первой инстанции не дал оценку сведениям межевого дела, выписке из ГКН.

Выслушав представителя административного истца Урукова В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика администрации г. Чебоксары Иванову Л.Н., возражавшую против отмены судебного постановления, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Пункт 11 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) определяет красные линии, как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98, утвержденная постановлением Госстроя России от 06.04.1998 №18-30, введенная в действия с 01.07.1998, определяла их, как границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий, при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель (п. 3.4 Инструкции). Осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается (п. 3.3). Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и пр. (п. 4.1).

В процессе подготовки документации по планировке территории осуществляется разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).

Исходя из положений статьи 42 ГрК РФ, красные линии утверждаются в составе проекта планировки, подготовка которого осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Пунктами 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. № 150 предусмотрено, что в проект планировки (градостроительной документации, разрабатываемой для частей территорий поселений) включаются в числе других графических материалов: план красных линий (основной чертеж) и разбивочный чертеж красных линий.

Красные линии и линии регулирования застройки являются обязательными составляющими проекта планировки. Утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) в числе прочего красных линий (п.п. 14, 15 Инструкции № 150).В силу п. 3.2.2. Инструкции № 150 проект межевания территорий разрабатывается для застроенных и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий.

Таким образом, красные линии утверждаются в составе градостроительной документации, в том числе в проектах планировки и межевания отдельных территорий поселений, и обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Часть 11 ст. 48 ГрК РФ определяет, что градостроительный план земельного участка является одним из оснований подготовки проектной документации, он необходим для получения разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 7 ст. 51, ч. 3 ст. 55 ГрК РФ).

В силу ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), включая информацию о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 10.05.2011 №207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» (утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 06.06.2016 №400/пр) на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются красные линии.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Киселева А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером и жилого дома с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на учет в ГКН 29 января 2006 года, как «ранее учтенный», с площадью <данные изъяты> кв.м., категорией земель: «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «для обслуживания индивидуального жилого дома». В ГКН содержатся сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка.

20.06.2016 административный истец обратился к ответчику с просьбой выдать градостроительный план на указанный земельный участок для осуществления строительства жилого дома.

В соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка для строительства (реконструкции) объектов недвижимости», утвержденным постановлением №182 от 05 июля 2012 года, администрация рассмотрела данное заявление. Постановлением администрации г. Чебоксары №182 от 05.07.2012 утвержден градостроительный план земельного участка от 22 июня 2016 года №RU 21304000-409 с кадастровым номером и выдан заявителю.

Заявляя требования о незаконности вышеназванного, административный истец указывает на то, что в утвержденном градостроительном плане поворотные точки и границы земельного участка истца не совпадают с данными ГКН, а также на то, что красная линия проведена по середине земельного участка, что исключает строительство жилого дома на земельном участке.

Однако, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности заявленных истцом требований, учитывая следующее.

Как правильно указал суд первой инстанции, из вышеприведенных положений градостроительного законодательства (ст. 44 ГрК РФ) следует, что градостроительный план является документом исключительно информационного характера. Он выдается для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка. В нем содержатся сведения о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам недвижимости, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства, строящимся или реконструируемым в границах земельного участка. Сам по себе он не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.

По смыслу ст.ст. 41-46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из Правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.

Иными словами, градостроительный план представляет собой документ, содержащий сведения из уже утвержденных документов.

Судебная коллегия не соглашается с доводом истца о незаконности утвержденного градостроительного плана, поскольку сведения о земельном участке в нем не соответствуют сведениям об этом участке в ГКН.

Так, из сравнительного анализа данных оспариваемого градостроительного плана и кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером следует, что в градостроительный план перенесена информация о четырех поворотных точках, координаты которых полностью соответствуют аналогичным точкам границ земельного участка, учтенных в ГКН. Так, точка 1 из утвержденного градостроительного плана по своим координатам соответствует точке 3 в кадастровой выписке о земельном участке от 19.10.2016 №21/301/16-348628, точка 4- точке 7, точка 6- точке 5, точка 7- точке- 4. В градостроительном плане указаны не все точки границ участка, учтенные в ГКН. Как пояснил в суде представитель администрации г. Чебоксары, поскольку изображение на градостроительном плане земельного участка является схематическим, для того, чтобы не перегружать графическую часть плана, на нее не были нанесены все точки координат, определяющие местоположение границ земельного участка в ГКН.

Таким образом, отображение границ земельного участка на градостроительном плане никоим образом не меняет местоположение границ, учтенных в ГКН, данным планом местоположение земельного участка не может быть куда-либо смещено, поскольку план не обязывает правообладателя к изменению границ, уже учтенных в ГКН и имеющихся на местности. Учитывая изложенное, довод о неправильном отражении на градостроительном плане сведений о границах, не может быть принят во внимание. То обстоятельство, что в плане указаны не все точки, учтенные в ГКН, как определяющие границы земельного участка, не нарушает прав истца.

Как указывалось выше, основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98). Согласно пункту 3.8 этой Инструкции красные линии и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе: в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.

В соответствии с пунктом 4.6 Инструкции в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения может осуществляться корректировка красных линий по решению органов местного самоуправления, утвердивших их.

В 2006 году осуществлена корректировка красных линий и транспортной схемы территории в районе ул. <адрес>, которая согласована главным архитектором г. Чебоксары 19 октября 2006 года.

Из фрагмента карты функциональных зон генерального плана, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23.12.2014 № 1787, фрагмента карты планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области энергоснабжения, транспортной инфраструктуры, культурно-бытового обслуживания и специального назначения, а также фрагмента карты Чебоксарского городского округа с нанесением красных линий усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , как и близлежащие земельные участки, расположенные по нечетной стороне <адрес> №№ 95-109 и др. пересечены красной линией. Генеральный план, утвержденный решением Чебоксарского городского Собрания депутатов, в своей графической части предусматривает планируемое расширение дороги по <адрес>, и, как следствие, перенос местоположения красной линии.

Ранее Постановлением администрации г. Чебоксары от 30.12.2009 года №319 утвержден проект планировки территории жилого района по <адрес>.

Сведения, включенные в градостроительный план, выданный Киселевой А.А., о прохождении красных линий внесены в него на основании и в соответствии с указанным проектом планировки территории жилого района по <адрес> и корректировки красных линий и транспортной схемы территории в районе <адрес>.

Учитывая, что утвержденной градостроительной документацией предусмотрены проектируемые красные линии, в суде не нашел подтверждение довод истца о незаконности выдачи ему градостроительного плана с расположением красной линии на чертеже градостроительного плана на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

Более того, как усматривается из фрагмента карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.03.2016 № 187, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне Ж-5.1. Это подзона застройки жилыми домами смешанной этажности со сложившейся застройкой индивидуальными жилыми домами. Согласно п. 45 данных Правил –целью выделения данной подзоны является создание условий для эффективной реконструкции сложившейся застройки, с учетом ее градостроительной ценности, сохранения имеющейся индивидуальной (коттеджной) застройки, строительства современной многоэтажной застройки и пр. В этой подзоне строительство нового индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.

Эта информация также отражена в самом градостроительном плане и должна учитываться землепользователем при застройке принадлежащего ему земельного участка, а органами местного самоуправления - при выдаче разрешения на строительство или реконструкцию объекта.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. Нормы материального и процессуального права судом не нарушены, его выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, согласно ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Учитывая, что оснований для отмены или изменения решения, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется, судебная коллегия полагает необходимым оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 177, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу представителя Киселевой А.А. Урукова В.Н. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 ноября 2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий С.А. Губарева

Судьи Е.А.Арсланова

А.В. Ярадаев

33а-687/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Киселева А.А.
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Арсланова Е.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
18.01.2017[Адм.] Передача дела судье
20.02.2017[Адм.] Судебное заседание
06.03.2017[Адм.] Судебное заседание
24.03.2017[Адм.] Передано в экспедицию
24.03.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее