Решение по делу № 2-140/2017 от 15.05.2017

Дело № 2-140/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    07 июля 2017 года              с. Усть-Кокса

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Плотниковой М.В.,

при секретаре Иродовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюленевой М.Ю. к МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» о возложении обязанности установить заработную плату без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда, внести в трудовой договор изменения по установлению заработной платы без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда путем подписания дополнительных соглашений, произвести перерасчет заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

Тюленева М.Ю. обратилась в суд с иском к МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» о возложении обязанности установить заработную плату без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда, внести в трудовой договор изменения по установлению заработной платы без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда путем подписания дополнительных соглашений, произвести перерасчет заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 5680 рублей 65 копеек, судебных расходов по оформлению нотариальной доверенности в сумме 1200 рублей, компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей.

В обоснование требований истец указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ работает поваром на 0,78 ставки и кухонным рабочим на 0,3 ставки в МБОУ «Усть-Коксинская СОШ». Заработная плата истца в феврале, марте 2017 г. составила 9446 рублей 45 копеек. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.1993 г. №512 районный коэффициент начисляется на заработную плату, которая должна быть не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда. С 01.07.2016 г. установлен минимальный размер оплаты труда 7500 рублей. Заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть применен и начислен районный коэффициент.

В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении иска в полном объеме, пояснила, что районный коэффициент должен начисляться на минимальный размер оплаты труда, а работодатель включает его в минимальный размер оплаты труда, потому заработная плата ей недоначисляется. Также истец просила взыскать в ее пользу с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 7000 рублей.

Представитель истца Бондарева Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, о причинах неявки не сообщила, отложить рассмотрение дела не просила.

Представитель ответчика Бочкарева И.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, пояснила, что трудовые права истца не нарушены, заработная плата истца включает в себя должностной оклад, выплату компенсационного и стимулирующего характера и составляет не менее установленного законом минимального размера оплаты труда.

Представители третьих лиц - Управления образования и молодежной политики администрации МО «Усть-Коксинский район», Министерства образования и науки Республики Алтай в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Министерства образования и науки Республики Алтай просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на заявленные требования, которым просил отказать в удовлетворении иска.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя истца и представителей третьих лиц с направлением им копии решения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 93 Трудового кодекса РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При работе по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Трудовой кодекс РФ не содержит нормы о том, что заработная плата лица, работающего по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Тюленева М.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ работает в МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» в должности кухонного рабочего. На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Тюленева М.Ю. переведена на должность повара. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлено выполнение трудовых обязанностей по должности повара на 0,78 ставки и по должности кухонного рабочего на 0,3 ставки. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада, выплат компенсационного характера – персональный и районный коэффициент, доплата за выслугу лет, вредные условия труда.

Из расчётных листков следует, что в феврале, марте 2017 г. Тюленевой М.Ю. с учетом внутреннего совместительства начислена заработная плата в размере <данные изъяты>, апреле 2017 г. с учетом внутреннего совместительства начислено <данные изъяты>.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из ст. 129 ТК РФ исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ.

Частью 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ), действующей в настоящее время установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (ч.ч. 3, 4, 5).

Согласно названной статье ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из указанного следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в размере 7 500 рублей в месяц.

Как установлено в судебном заседании, размер оклада по занимаемой истцом должности в 2017 гг. был меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом, однако с учетом установленных и начисленных истцу надбавок, районного и персонального коэффициента, размер выплачиваемой ежемесячной заработной платы превысил установленный федеральным законом с 01.07.2016 г. минимальный размер оплаты труда, что позволяет прийти к выводу, что размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы с учетом внутреннего совместительства, персонального коэффициента, районного коэффициента, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом с 01.07.2016 г., что соответствует требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Исходя из смысла указанной нормы, доходами работника признается именно начисленная сумма, с которой рассчитываются налоги. Действующее трудовое законодательство не содержит условий, согласно которым размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу ст. 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.

Довод истца, что работодатель нарушает положения трудового законодательства и его права, необоснованно недоначисляет и не выплачивает заработную плату, судом отклоняется, поскольку, в судебном заседании установлено, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента, потому право истца на получение повышенного размера оплаты труда, не нарушено.

Положения ст.ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ, а также п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 года №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» к спорным правоотношениям не применимы, поскольку истец не относится к лицам, работающим в районах Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также районах Севера.

Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 29 мая 1993 года №512 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай», в Республике Алтай утвержден районный коэффициент - 1,4. Между тем установление указанного коэффициента не свидетельствует об отнесении Усть-Коксинского района Республики Алтай к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также районам Севера.

Кроме того, указанные нормы не содержат требований о том, что при начислении работникам заработной платы районный коэффициент должен применяться после доведения заработной платы до величины МРОТ.

В силу ст. 151 ГК РФ возмещение морального вреда в связи с нарушением личных неимущественных прав граждан осуществляется в денежной форме с учетом степени вины причинителя вреда и степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Учитывая, что нарушений трудовых прав истца в части оплаты труда в судебном заседании не установлено, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска в части компенсации морального вреда.

Оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов в виде оплаты услуг представителя и расходов по выдаче нотариальной доверенности не имеется ввиду отказа в удовлетворении заявленных требований (ст. 98 ГПК РФ).

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Тюленевой М.Ю. к МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» о возложении обязанности установить заработную плату без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда, внести в трудовой договор изменения по установлению заработной платы без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда путем подписания дополнительных соглашений, произвести перерасчет заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Плотникова

2-140/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюленева М.Ю.
Ответчики
МБОУ Усть-Коксинская СОШ
Другие
Министерство образования и науки Республики Алтай
Бондарева Е.В.
Управление образования и моложедной политики администрации МО "Усть-Коксинский район"
Суд
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
ust-koksinsky.ralt.sudrf.ru
15.05.2017Передача материалов судье
15.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2017Судебное заседание
30.06.2017Судебное заседание
07.07.2017Судебное заседание
07.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее