Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2017 года
Клинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Иоффе Н.Е.
при секретаре Суродиной О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 547\17 по административному иску Козлова Е. А. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета,
Установил:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику, в обоснование которого указал следующее.
Решением Клинского городского суда от /дата/ по делу № за Козловым Е.А. признано право собственности на нежилое помещение, офис №, /площадь/, расположенного по адресу: /адрес/
В решении указано, что оно является основанием для регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет. Решение вступило в законную силу.
Во исполнение решения суда Козлов Е.А. обратился в филиал ФГБУ"ФКП Росреестра" по Московской области, предоставив необходимые документы для постановки принадлежащего ему нежилого помещения на кадастровый учет.
Однако, ответчиком было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета нежилого помещения на кадастровый учет со ссылкой на ч.4 ст.25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку здание, в котором расположено помещение, принадлежащее истцу, не поставлено на кадастровый учет.
Решением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Отдел кадастрового учета № от /дата/ истцу отказано в осуществлении кадастрового учета на основании п.6 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Указанное решение Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области нарушает права истца на надлежащее и своевременное оформление права собственности на принадлежащее ему имущество, лишает возможности распоряжаться помещением по своему усмотрению, поскольку без оформления кадастрового паспорта невозможно оформить право собственности и заключить гражданско - правовые договоры, потому что до внесения сведений в ЕГРП и ГКН объекта прав юридически не существует, правомочия по его использованию и распоряжению у собственника отсутствуют.
Кроме того, не может быть исполнено решение суда о признании права собственности на указанное помещение. При этом само обращение Козлова Е.А. в суд с иском о признании права собственности было вызвано нарушением прав со стороны застройщика, который не оформил надлежащим образом документацию, позволяющую оформить приобретенное помещение без судебной защиты.
Оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренных статьей 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" у Козлова Е.А. не имеется. Он является собственником помещения на основании судебного акта.
Козлов Е.А. обратился к кадастровому инженеру, был подготовлен технический план, отвечающий требованиям закона. Технический план содержит все необходимые для постановки на кадастровый учет сведения, в том числе проектную документацию, чертеж помещения, указание на соответствие его проекту и акту приема-передачи в части описания площади. Технический план помещения составлен и подписан кадастровым инженером. Технический план соответствует требованиям ст.41 ФЗ от 24.07.2007 N 221-Ф3" О государственном кадастре недвижимости".
Проектная документация и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, документы, подтверждающие право на земельный участок под зданием в целом включены в состав технического плана и представлены ответчику.
Ст.21 Ф3" О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом. Истец не может заставить собственника здания обратиться с самостоятельным заявлением о постановке на кадастровый учет здания, и его права не могут быть поставлены в зависимость от действий или бездействий третьих лиц.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по изложенным в иске доводам.
Представитель административного ответчика, ФГБУ «ФКП Росреестра» возражал против иска, указав, что решение является законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, кадастровый инженер Болтовский В.К., поддержал административный иск, пояснив, что технический план им изготовлен в точном соответствии с решением суда, никаких противоречий в площади помещения не имеется.Проектная документация представлена на весь дом, внесение изменений в проектную документацию при разнице в площади помещения 5 кв.м., не требуется. Помещение истца должно быть поставлено на кадастровый учет. Полномочий у административного истца по постановке на кадастровый учет всего дома не имеется.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих лиц, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статьи 27 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости",действовавшего на момент возникновения правоотношений, основаниями для отказа в осуществлении кадастрового учета являются:
- имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
-объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
межевой план, технический план, акт обследования или карта-план территории заверены подписью лица, не являющегося кадастровым инженером в соответствии с требованиями части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы.
Заочным решением Клинского городского суда от /дата/ по делу № за Козловым Е.А. признано право собственности на нежилое помещение, офис №, /площадь/, расположенного по адресу: /адрес/.
Определением Клинского городского суда от /дата/ разъяснено решение Клинского городского суда от /дата/ и указано, что оно является основанием для постановки на кадастровый учет вышеуказанного нежилого помещения.
Административный истец обратился к кадастровому инженеру, которым был подготовлен технический план, который содержит все необходимые для постановки на кадастровый учет сведения, в том числе проектную документацию, чертеж помещения, указание на соответствие его проекту и акту приема-передачи в части описания площади. Технический план помещения составлен и подписан кадастровым инженером. Технический план соответствует требованиям ст.41 ФЗ от 24.07.2007 N 221-Ф3" О государственном кадастре недвижимости".
Технический план на нежилое помещение был подготовлен на основании заочного решения Клинского городского суда Московской области № от /дата/.
С целью исполнения решения суда Козлов Е.А. обратился в филиал ФГБУ"ФКП Росреестра" по Московской области, предоставив необходимые документы для постановки принадлежащего ему нежилого помещения на кадастровый учет.
Однако, ответчиком было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета нежилого помещения на кадастровый учет со ссылкой на ч.4 ст.25 Федерального закона от /дата/ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку здание, в котором расположено помещение, принадлежащее истцу, не поставлено на кадастровый учет.
Решением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Отдел кадастрового учета №2 № от /дата/ истцу отказано в осуществлении кадастрового учета на основании п.6 ч.2 ст.27 Федерального закона от /дата/ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как установлено судом, Козлов Е.А. является собственником помещения на основании судебного акта. Решение Клинского городского суда вступило в законную силу и никем не оспаривалось.
В силу ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации
Согласно части 4 статьи 25 вышеназванного Закона о кадастре, если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются однозаявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы.
Требования к подготовке технического плана помещения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583, не содержат закрытого перечня документов, которые могут быть использованы при подготовке технического плана помещения. Основным документом, подтверждающим готовность здания как объекта недвижимости, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
В силу положений статей 7, 25, 27, 41 Закона о кадастре в государственном кадастре могут быть учтены помещения, расположенные в здании или сооружении, то есть в объекте, завершенном строительством.
Таким образом, разрешение подтверждает, что заявленный к кадастровому учету объект недвижимости является зданием и, следовательно, постановка на государственный кадастровый учет МКД невозможна без разрешения, что следует из письма Минэкономразвития России от 01.12.2014г. КГД23и-4305.
При этом согласно части 11 статьи 41 Закона о кадастре технический план многоквартирного дома содержит информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме.
Вместе с тем, в составе сведений разрешения отсутствуют сведения о помещениях, предусмотренные статьей 7 Закона о кадастре, что в свою очередь не позволяет в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на день возникновения спорных правоотношений, разрешение представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно пункту 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, в отношении многоквартирного дома предусмотрена в соответствии с требованиями законодательства в области градостроительной деятельности, подготовка проектной документации, выдача разрешения.
Согласно пункту 32 Требований к подготовке технического плана помещения графическая часть технического плана помещения оформляется на основе поэтажного плана, являющегося частью проектной документации, графической части технического паспорта здания (или сооружения), сведения о которых указаны в разделе "Исходные данные".
При отсутствии указанных документов в целях оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений от руки чернилами или пастой синего цвета изготавливается внемасштабный, но с соблюдением пропорций чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления плана этажа либо плана здания (сооружения). Указанный чертеж (копия чертежа) включается в состав приложения.
В соответствии с Письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.05.2015г. N 10-1554-КЛ, при постановке на государственный кадастровый учет здания многоквартирного дома и расположенных в нем помещений (часть 4.1 статьи 25 Закона о кадастре) должно быть использовано разрешение.
Кроме того, при подготовке технического плана на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005г. N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" необходимо использовать и проектную документацию.
Проектная документация и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, документы, подтверждающие право на земельный участок под зданием в целом включены в состав технического плана и представлены административному ответчику. Поскольку эти документы необходимы и достаточны, то оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета у ответчика не имелось.
Ст.21 Ф3"О государственном кадастре недвижимости", действовавшего на момент возникновения правоотношений, устанавливает, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом. Административный истец не может обязать собственника здания обратиться с самостоятельным заявлением о постановке на кадастровый учет здания, и его права не могут быть поставлены в зависимость от действий или бездействий третьих лиц.
Кроме того, в ст. 25 указанного закона отмечено наличие именно одного заявления об осуществлении кадастрового учета помещения, которое является основанием в том числе для постановки здания. Эти нормы содержатся в статье, определяющей особенности кадастрового учета отдельных объектов. При этом, исходя из системного толкования положений ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, следует, что само по себе отсутствие кадастрового учета здания не может являться безусловным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета нежилого помещения, расположенного в нем. Для получения необходимых документов, которые в силу закона не могут быть у истца, регистрирующий орган вправе запросить самостоятельно в порядке информационного взаимодействия у муниципального органа власти.
При изложенных обстоятельствах, суд считает заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Суд, признавая незаконным оспариваемое решение органа кадастрового учета, принимает решение об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области повторно рассмотреть заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Руководствуясь ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
Решил:
Признать незаконным решение Отдела кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области № от /дата/ об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, нежилого помещения, /площадь/ расположенного по адресу: /адрес/.
Обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по /адрес/ повторно рассмотреть заявление Козлова Е. А. № от /дата/ о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, нежилого помещения, площадью 113,1 кв.м, расположенного по адресу: /адрес/.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено /дата/.
Судья Клинского горсуда: Иоффе Н.Е.