Решение по делу № 2-254/2013 от 07.02.2013

Дело № 2-254/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        ДД.ММ.ГГГГ                                                                                             г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Шмелевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Кабаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова С.П. к администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»,

установил:

Первоначально Емельянов С.П. обратился в суд с иском к администрации города Алатырь об обязании предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г. Алатырь с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения или жилого помещения по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ году он получил отказ, поскольку согласно постановлению администрации г. Алатырь № от ДД.ММ.ГГГГ, ему была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение жилья, и он снят с учета по улучшению жилищных условий.

Он является ветераном боевых действий и в соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 3 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения при условии, что он нуждается в постоянном жилье и встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Он состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и до получения письма с администрации был уверен, что и по сей день состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как до сих пор жильем по норме не обеспечен, поскольку для расчета размера субсидии устанавливается для семьи, получающей субсидию: 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Просил обязать администрацию города Алатыря предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ истец свои требования уточнил и просил признать его состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года; обязать администрацию города Алатыря предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма.

Истец Емельянов С.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в письменном заявлении.

Суду пояснил, что действительно в ДД.ММ.ГГГГ по безвозмездной субсидии он получил в собственность (по 1/4 доли в праве общей долевой собственности) на состав семьи из 4-х человек: его, жены, сына и его матери, двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, на общих основаниях, а не как ветеран боевых действий. Площадь квартиры составляет 53,59 кв.м., поэтому на каждого члена его семьи приходится 13,4 кв.м., тогда как, согласно учетной норме предоставления жилого помещения, должно составлять 18 кв.м. Он не был обеспечен учетной нормой площади жилого помещения и считается по настоящее время нуждающимся в улучшении жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ, после получения квартиры по <адрес>, он сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий в администрацию г. Алатырь не представлял, поскольку считает, что это является его правом, а не обязанностью. ДД.ММ.ГГГГ свою долю он подарил своей жене Емельяновой Л.В., с которой брак был расторгнут по решению мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и по этому же решению место жительства несовершеннолетней дочери Емельяновой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определено с ним, по его месту жительства. Он в настоящее время проживает с дочерью по договору найма жилого помещения по адресу: <адрес>, где и зарегистрирован. Жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет. Считает, что он не утратил право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Законом «О ветеранах» и его незаконно исключили в ДД.ММ.ГГГГ из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем самым орган местного самоуправления нарушил его права. Администрация г.Алатырь не известила его о снятии с учета, и он считал себя состоящим на учете по настоящее время. Ежегодную перерегистрацию он не проходил с ДД.ММ.ГГГГ. Субсидии, положенные ему как ветерану боевых действий, он не получал. Свои требования дополнять и уточнять не будет, просит суд рассмотреть их в заявленном объеме.

Представитель ответчика - администрации города Алатыря Чувашской Республики - Владимирова Н.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, просила применить последствия пропуска срока исковой давности и в иске отказать.

Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации г. Алатырь семья Емельянова С.П., состоящая из 3 человек, проживающих в квартире №, жилой площадью 17,01 кв.м. в доме № по <адрес>, была включена в списки очередности на улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации г. Алатырь Емельянову С.П. на состав семьи из 4 человек была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение квартиры площадью 54,9 кв.м. по адресу: <адрес> (ныне <адрес>). ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации <адрес> Емельянову С.П., его жене Емельяновой Л.В., его матери Емельяновой Л.В., сыну Емельянову Е.С. передана в собственность двухкомнатная квартира № в <адрес>, общей площадью 53,59 кв.м., жилой 27,51 кв.м., по 1/4 доли в праве общей долевой собственности, как участвовавшим в строительстве социального жилья, согласно постановлению главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, получившим безвозмездную субсидию в сумме <данные изъяты> рублей и оплатившим полностью долю в сумме <данные изъяты> руб., и с учетом мены квартиры между Емельяновым С.П. и муниципальным образованием г. Алатырь в счет доли в строительстве двухкомнатной квартиры №. Ранее занимаемую квартиру № в <адрес> истец с семьей освободил и с этого времени никаких претензий к администрации не заявлял. Истец был вправе отказаться от получения в собственность своей семьи двухкомнатной квартиры по безвозмездной субсидии, если бы считал себя и после этого нуждающимся в улучшении жилищных условий. С момента получения истцом в собственность указанной квартиры, он был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. И с ДД.ММ.ГГГГ ни разу не обращался с соответствующими документами о перерегистрации его, не представлял никаких документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий, и он в списках очередников, как ветеран боевых действий, на учет не вставал. Истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив принадлежащую ему долю в праве собственности на квартиру своей жене, с которой потом расторг брак, определив место жительства своей несовершеннолетней дочери с ним, как он указывает по <адрес>. Тогда как на самом деле дочь ФИО1 по настоящее время проживает с матерью в квартире № <адрес>, которая регулярно приводит и забирает дочь из детского сада № «<данные изъяты>». Мать истца на момент получения субсидии просто числилась зарегистрированной в <адрес>, хотя фактически постоянным место жительством ее является <адрес>, где она проживала и проживает по настоящее время с мужем, ранее работала поваром в <адрес> общеобразовательной школе.

Исковые требования к ним о признании его состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ просит оставить без удовлетворения, поскольку им пропущен срок исковой давности. Исковые требования о признании за ним права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма также просит оставить без удовлетворения, поскольку надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Третьи лица - Емельянова Л.В., несовершеннолетний Емельянов Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Емельянова Л.В., представитель орган опеки и попечительства администрации г. Алатырь Кондакова С.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ года, представитель Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, представитель КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде извещены своевременно и надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело без участия неявившихся лиц.

Свидетель ФИО2 суду показала, что она работает <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» администрации города Алатыря Чувашской Республики. С ДД.ММ.ГГГГ она вела учет и распределение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Емельянов С.П. стоял на учете с ДД.ММ.ГГГГ, как нуждающийся в улучшении жилищных условии, в общем списке, а не как ветеран боевых действий. В ДД.ММ.ГГГГ истцу была выделена безвозмездная субсидия на долевое строительство жилья по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ Емельянов С.П. обратился в администрацию города Алатыря ЧР с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, как ветерану боевых действий. Ею был направлен ему ответ о том, что он в ДД.ММ.ГГГГ снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку он уже получил государственную поддержку в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилья. На момент получения квартиры по <адрес> в состав семьи истца входили: супруга, несовершеннолетний сын и его мать, хотя мать состояла в зарегистрированном браке и проживала в <адрес> по месту жительства ее мужа. В личном деле имеется заявление от ее мужа Емельянова П.С., который отказался претендовать на проживания в квартире № <адрес>. В настоящее время истец не значится и не значился в сводных списках Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, как ветеран боевых действий, и удостоверение, подтверждающие его льготы, он впервые предоставил только в ДД.ММ.ГГГГ. Истец ни разу не приходил на перерегистрацию, не предоставлял документы, подтверждающие нуждаемость его в улучшении жилищных условий, хотя он ежегодно обязан был перерегистрироваться, если считал себя нуждающимся в улучшении жилищных условий, и предоставлять органу местного самоуправления соответствующие документы об этом. Они выкладывают информацию о предстоящей перерегистрации в средствах массовой информации, и граждане должны сами следить за этим. Жильем обеспечиваются только ветераны боевых действий, без учета членов семьи. Государственная поддержка ветеранам боевых действий предоставляется Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Ветераны боевых действий по городу Алатырь состоят в списках Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, их порядка 20 человек, истец там не значится.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, оценив показания свидетеля, суд приходит к следующему:

Статья 195 ГК РФ устанавливает, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности, в соответствии со ст. 196 ГК РФ, устанавливается в три года.

Статьей 200 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Таким образом, поскольку о том, что в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации города Алатыря Чувашской Республики, он не значиться, Емельянов С.П. узнал лишь в ДД.ММ.ГГГГ (при получении письма зам.главы администрации города Алатыря - председателя комиссии по жилищным вопросам ФИО3 исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), суд считает, что срок исковой давности им не пропущен. Доказательств обратного, в соответствии со ст.56-57 ГПК РФ, сторона ответчика суду не представила. В связи с изложенным, ходатайство представителя ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности суд оставляет без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Как усматривается из материалов дела, Емельянов С.П., проживающий в квартире №, жилой площадью 17,01 кв.м., в <адрес> с составом семьи из 3 человек, был признан на основании постановления № главы администрации г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, нуждающимся в жилом помещении исходя из обеспеченности его жильем по установленным нормам и был включен в списки очередности на улучшении жилищных условий.

В соответствии с Порядком предоставления безвозмездных субсидий» от 14 февраля 2000 года №8/02-27, Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 6 от 31 января 2000 г. «О строительстве социального жилья в 2000 году», Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 12 от 26 января 2001 г. «О строительстве социального жилья в 2001 году» и на основании постановления № главы администрации г. Алатырь ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, Емельянову С.П. на состав семьи из 4 человек: ему, его жене Емельяновой Л.В., сыну Емельянову Е.С. и его матери Емельяновой Л.В., была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение жилья, как нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На основании постановления главы администрации г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № Емельянову С.П., Емельяновой Л.В., Емельяновой Л.В., Емельянову Е.С. передана в собственность двухкомнатная квартира общей площадью 53,59 кв.м., жилой 27,51 кв.м., по 1/4 доле в праве общей долевой собственности, как лицам, участвовавшим в строительстве социального жилья, согласно постановлению главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, получившим безвозмездную субсидию в сумме <данные изъяты> руб. и оплатившим полностью долю в сумме <данные изъяты> руб., с учетом мены квартиры между Емельяновым С.П. и муниципальным образованием города Алатырь в счет доли в строительстве двухкомнатной квартиры.

Статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР (на момент возникших правоотношений в 2003 г.) была установлена норма жилой площади - 12 квадратных метров на одного человека.

Статьей 40 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

В соответствии с пунктом 42 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, предоставляемое, гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Согласно пункту 37 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. N 142 (в ред. от 24.01.2002 г. № 8), действовавших на момент предоставления жилой площади истцу, жилое помещение предоставляется на одного человека, как правило, в размере от 9 до 12 кв. метров, и не может быть менее средней обеспеченности жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда в населенных пунктах Чувашской Республики.

Учитывая, что у Емельянова С.П. в ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи входили: он, его жена, его сын и его мать, ему должно было быть предоставлено жилое помещение не менее 48 (12 метров х 4) кв. метров.

Емельянову С.П. жилое помещение было предоставлено в виде отдельной квартиры, общая площадь которой составляет 53,59 кв. метров.

Таким образом, при предоставлении квартиры в ДД.ММ.ГГГГ права истца не были нарушены, поскольку он был согласен на предоставление ему жилого помещения общей площадью 53,59 кв. м, из нихжилой - 27,51 кв.м. в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно пункту 7 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Из пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. N 142 ( в ред. от 24.01.2002 г. № 8) следует, что в 2000-2003 годах нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8,0 кв. метров.

Таким образом, после получения ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатной квартиры общей площадью 53,59 кв. м, из них жилой - 27,51 кв. м. Емельянов С.П. вместе со своей семьей перестал быть нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как имел обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более 8,0 кв. метров.

Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

В части второй статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР было указано, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

В нарушение статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, Емельянов С.П. о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не был поставлен в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что сняв Емельянова С.П. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и не поставив его в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета, администрация г. Алатырь не нарушила его жилищные права, и данное нарушение не является основанием для восстановления Емельянова С.П. в списках граждан, нуждающихся в получении жилых помещений в г. Алатырь Чувашской Республики, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Алатырь с его согласия ему была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение двухкомнатной квартиры в общую долевую собственность всех членов семьи истца ( по 1/4 доли каждому, в т.ч. и истцу). Емельянов С.П. был обеспечен жилым помещением в пределах нормы жилой площади, действующей на момент предоставления ему жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ истец Емельянов С.П. по договору дарения передал безвозмездно своей жене Емельяновой Л.В. принадлежащую ему 1/4 долю в праве собственности на квартиру, общей площадью 53,59 кв.м., состоящую из <данные изъяты>, находящуюся по адресу: <адрес>, расположенную на <данные изъяты> этаже четырехэтажного кирпичного дома, ДД.ММ.ГГГГ постройки.

ДД.ММ.ГГГГ брак между супругами Емельяновыми был расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка № г. Алатырь Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании указанного решения мирового судьи место жительство несовершеннолетней дочери Емельяновой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определено по месту жительства отца Емельянова С.П.

ДД.ММ.ГГГГ Емельянов С.П. снимается с регистрационного учета в указанной квартире и, как следует из его объяснений, с этого времени проживает вместе со своей дочерью в <адрес> по договору коммерческого найма, где и зарегистрирован в настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ Емельянов С.П. обращается в администрацию г. Алатырь с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений или жилого помещения по договору социального найма, как ветерану боевых действий.

ДД.ММ.ГГГГ на его обращение администрация города Алатыря ему сообщает, что он в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации, не значится, поскольку ему в ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась безвозмездная субсидия на приобретение жилья.

При этом Емельянов С.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не обращался в орган местного самоуправления, с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий, не представил органу местного самоуправления пакет необходимых документов. В суде не просил о восстановлении его в списках очередности на улучшении жилищных условий.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд исходит из того, что до заключения договора дарения 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № в доме № по <адрес> истец не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В своем иске Емельянов С.П. ссылается на нормы закона, действующие после предоставления ему безвозмездной субсидии, ссылаясь при расчете размера субсидии на норму площади жилья 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на учете на получение жилья по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что при разрешении вопроса о правомерности снятия заявителя с учета нуждающихся в жилой площади, следует руководствоваться вышеперечисленными нормами права и исходить из установленного обстоятельства обеспеченности Емельянова С.П. жилым помещением по норме предоставления, так как он до ДД.ММ.ГГГГ имел на праве собственности 1/4 долю в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 53,59 кв.м, жилой площадью 27,51 кв.м., что превышает норму предоставления на одного члена семьи, предусмотренную Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. N 142 ( в ред. от 24.01.2002 г. № 8), действовавшими до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В тот момент на каждого зарегистрированного в квартире по адресу: Чувашская Республика, <адрес> приходилось по 13,40 кв.м. общей площади.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным решения о снятии истца с учета, поскольку Емельянов С.П. достиг, на момент ему предоставления двухкомнатной квартиры, уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения.

Таким образом, установлено, что семья Емельяновых реализовала свое право на улучшение жилищных условий в порядке очередности, в связи с чем отпали основания, по которым они в ДД.ММ.ГГГГ были отнесены к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Учитывая изложенное, Емельнов С.П. ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях обоснованно и оснований для его восстановления на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имеется, так как право на улучшение жилищных условий было реализовано семьей Емельяновых при получении двухкомнатной квартиры в собственность. При этом, истец добровольно выразил свое согласие на приобретение этой жилой площади в собственность семьи, освободив ранее занимаемую им квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Однако, суд считает, что право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения или жилого помещения по договору социального найма, как ветерану боевых действий, Емельяновым С.П. в настоящее время не утрачено.

Емельянов С.П. участвовал в боевых действиях в Чеченкой Республике, имеет удостоверение ветерана боевых действий и вправе воспользоваться льготами, установленные ст. 16 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

Как следует из материалов дела и установлено судом, Емельянов С.П., как участник боевых действий на территории Сев. Кавказа, не состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в администрации г. Алатырь в льготной очереди и не обращался с таким заявлением в орган местного самоуправления.

Как следует из объяснений самого истца, он не проходил ежегодную перерегистрацию с ДД.ММ.ГГГГ. Он полагает, что ответчик незаконно исключил его из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Иного жилья в настоящее время не имеет. Субсидии, положенные ему, как ветерану боевых действий, он не получал.

Согласно с п. 2 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.

В администрацию с указанными документами, подтверждающими его статус, как ветерана боевых действий, Емельянов С.П. в указанный период не обращался.

На основании пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в частности обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем настоящей категории граждан.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов:

1) ветераны Великой Отечественной войны,

2) ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий),

3) ветераны военной службы,

4) ветераны государственной службы,

5) ветераны труда.

Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах", предусмотрены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

Так, п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах", предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ), в соответствии с которым с 1 января 2004 г. в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принимавших участие в боевых действиях и контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации начали действовать дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов боевых действий, в том числе, первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.

С учетом положений статей 1 и 6 Закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса РФ N 189-ФЗ от 29.12.2004 г., ст. 6 Жилищного кодекса РФ, учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. осуществлялся на основании статей 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялось по месту работы, а по желанию - также и по месту их жительства.

В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме.

В силу положений ст. 6 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Статьями 49 - 59 ЖК РФ установлены порядок принятия на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, основания и порядок предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов по договорам социального найма, данный Жилищный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 г. Законом РФ N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. и положения вышеуказанных статей не распространяются на действующие до введения в действие Жилищного кодекса РФ жилищные взаимоотношения.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Согласно статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 указанного Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Полномочия по формированию списка граждан, относящихся к категории ветеранов боевых действий, принадлежат органу местного самоуправления.

Граждане исключаются из Единого списка, федерального реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в случаях: 1) получения гражданином субсидии; 2) принятия решения о снятии гражданина с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) истечения срока действия документа, подтверждающего отнесение гражданина к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки; 4) смерти гражданина либо вступления в силу решения об объявлении гражданина умершим или вступления в силу решения о признании его безвестно отсутствующим.

В соответствии с п. п. 3 статьи 13 Закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таким образом, истцу следовало правильно изложить свои материально-правовые требования, то есть выбрать способ защиты своего права.

По смыслу ч. 1, 3 ст. 39, ч. 1 и 2 ст. 131 ГК РФ применительно к настоящему делу право выбора предмета и основания иска принадлежит истцу. Причем исковое заявление подается в суд в письменной форме, и это требование является обязательным и при изменении исковых требований.

Соответственно, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Указанное означает, что поскольку по настоящему делу суду не предоставлено право выйти за пределы исковых требований, то оно подлежит рассмотрению и разрешению по тому предмету и по тому основанию, которые изложены в исковом заявлении.

Из буквального содержания искового заявления, поданного Емельяновым С.П. следует, что он просил «обязать администрацию г. Алатырь предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма, как ветерану боевых действий», уточнив впоследствии свои требования, Емельянов С.П. просил «признать его состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.; обязать администрацию г. Алатырь предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма, как ветерану боевых действий» и впоследствии эти требования в установленном законом порядке изменены не были, хотя судом истцу такое право разъяснялось. Истец не просил обязать ответчика включить его в льготные списки, как ветерана боевых действий. Кроме того, юридически значимым по делу обстоятельством является нуждаемость истца в улучшении жилищных условий, как ветерана боевых действий в соответствии с Законом «О ветеранах».

Исходя из положений ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, в соответствии с которыми каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые он ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, истец, обратившись с вышеуказанным иском, должен был представить доказательства, в частности, что он обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с программой "О ветеранах", либо отказ ответчика в постановке его на учет.

Проанализировав изложенное в совокупности, суд приходит к выводу об оставлении исковых требований Емельянова С.П. без удовлетворения по основаниям, изложенным выше.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Емельянова С.П. к администрации г. Алатырь Чувашской Республики о признании его состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения или жилое помещение по договору социального найма, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

2-254/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Емельянов С.П.
Ответчики
администрация г. Алатырь ЧР
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
07.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2013Передача материалов судье
08.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2013Предварительное судебное заседание
28.03.2013Судебное заседание
11.04.2013Судебное заседание
16.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2013Дело сдано в канцелярию
15.07.2013Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее