Дело № 2-1337/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года г.Нефтеюганск.
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Григорьевой К.А., с участием представителя процессуального истца – Дудник Н.А., представителя ответчика – Исламутдинова Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Юграсервис» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика ООО «Юграсервис» (далее - Общество) в срок не позднее (дата) осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух со стационарного источника выбросов: производственной базы, расположенной в Промышленной зоне Мамонтовского КРС в г.Пыть-Яхе, на основании разрешения на выбросы и в соответствии с утвержденным проектом нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), осуществляя производственный экологический контроль при выбросе вредных веществ.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено осуществление Обществом производственной деятельности в отсутствие утвержденного проекта нормативов ПДВ и разрешения на выброс вышеуказанной производственной базой в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ: диоксида азота, оксида железа, марганца, оксида углерода, диоксида серы и др., в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель процессуального истца заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился, пояснив, что все необходимые документы они планируют получить уже в июне 2017 года.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы допустимых выбросов.
Нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (п. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона).
Статьей 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ПДВ) (п. 1); технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (п. 2); предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. 3).
Постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 г. N 183 (ред. от 4 сентября 2012 г.) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (п. 6); в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (п. 7).
В пункте 3 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" также предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Следовательно, для осуществления деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, необходимо установление предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Судом установлено, что ООО «Юграсервис» осуществляет деятельность по ремонту оборудования для производств нефтяной и газовой промышленности, в процессе которой на основании договора субаренды имущества от (дата), заключенного с ООО «РН-Юганскнефтегаз», эксплуатирует производственную базу, включающую в себя РММ: сварочный пост и участок обработки, расположенную в Промышленной зоне Мамонтовского КРС г.Пыть-Яха, в результате чего в атмосферу осуществляется выброс таких загрязняющих веществ как: диоксид азота, оксид железа, марганец, оксид углерода, диоксид серы и др.
Данные обстоятельства подтверждаются: Актами проверки от (дата), (дата), постановлениями о назначении административного наказания № от (дата), № от (дата) и не оспариваются ответчиком.
Поскольку на момент рассмотрения дела по существу ответчик вменяемые ему нарушения природоохранного законодательства не устранил, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения, заявленного прокурором иска.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что Обществом уже предприняты меры направленные на выполнение требований природоохранного прокурора, срок исполнения которых ответчик планирует завершить до (дата), суд находит разумным возложить на Общество обязанность эксплуатировать вышеуказанные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в соответствии с разрешением на выбросы в установленный прокурором срок.
Поскольку в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ процессуальный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при предъявлении иска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, на основании п. 8 ст. 333.20 названного Кодекса с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере (иные данные) рублей, принимая во внимание, что прокурор обратился в суд не в интересах организации по смыслу ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░-░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░