Решение по делу № 33-2915/2017 от 19.05.2017

Докладчик Юркина И.В.                              Апел. дело № 33-2915/2017 Судья Сядарова Н.И.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 июня 2017 года                                                        г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:

председательствующего Юркиной И.В.

судей Алексеева Д.В., Карачкиной Ю.Г.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Стефинова И.М. к администрации Аликовского района Чувашской Республики о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Аликовского района Чувашской Республики на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2017 года.

Заслушав доклад председательствующего Юркиной И.В., выслушав объяснения представителя ответчика администрации Аликовского района Чувашской Республики Васильева В.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Стефинова И.М. и его представителя Немова С.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Стефинов И.М. обратился суд с иском к администрации Аликовского района Чувашской Республики о признании права пользования квартирой ... на условиях договора социального найма, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Согласно протоколу заседания профсоюзного комитета Северных электрических сетей от 5 ноября 2001 в 2002 году Стефинову И.М. на состав семьи из пяти человек был выдан ордер на занятие двухкомнатной квартиры ... (далее – спорная квартира, спорное жилое помещение), в которой истец с семьей проживает до настоящего времени. Истец в спорном жилом помещении произвел капитальный ремонт и стал регулярно оплачивать коммунальные услуги. Спорная квартира является для истца единственным жильем для проживания. В 2003 году ОАО «Чувашэнерго» РАО «ЕЭС России» передало состоящие на балансе Северных электрических сетей жилые дома и по ... администрации Аликовского района Чувашской Республики. Поскольку дом ... не значился на балансе предприятия, то он официально не был передан администрации Аликовского района Чувашской Республики. Между тем, данный дом значится в похозяйственной книге администрации Аликовского района Чувашской Республики. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на положения Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», истец полагает, что спорное жилое помещение находится в жилом доме, принадлежавшем ранее государственному предприятию, и в настоящее время является объектом муниципальной собственности, в связи с чем к спорным правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

В судебном заседании истец Стефинов И.М. и его представитель Немов С.В. исковые требования поддержали по изложенным в иске доводам.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Аликовского района Чувашской Республики Васильев В.С. исковые требования не признал и суду пояснил, что истец Стефинов И.М. не нуждается в жилом помещении, поскольку на праве собственности имеет жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ....

Представители третьих лиц филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике, Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги - «Чувашэнерго» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2017 года за Стефиновым И.М. признано право пользования жилым помещением в квартире ... на условиях договора социального найма.

На данное решение ответчиком администрацией Аликовского района Чувашской Республики подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указано, что дом ... не вошел в перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе Северных электрических сетей ОАО «Чувашэнерго» РАО «ЕЭС России», передаваемых в муниципальную собственность Аликовского района Чувашской Республики. При этом судом первой инстанции оставлен без внимания факт, что оплата коммунальных услуг за спорное жилое помещение за период с 1 декабря 1995 года по 30 сентября 2007 года вносилась истцом в Северные электрические сети ОАО «Чувашэнерго» РАО «ЕЭС России», и суд ограничился лишь запросом о нахождении спорного жилого помещения на балансе ПАО «МРСК Волги». Однако спорная квартира в реестре муниципального имущества Аликовского района Чувашской Республики и в реестре муниципального имущества Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики не значится.

Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения профсоюзного комитета Северных электрических сетей, оформленного протоколом от 5 ноября 2001 года Стефинову И.М. на состав семьи из пяти человек выдан ордер на право занятия служебно-жилой квартиры ....

Согласно выпискам из похозяйственной книги , и за 2002-2015 годы Стефинов И.М., его бывшая супруга ФИО17 дочери ФИО18 ФИО20, ФИО21. и внучка ФИО19 зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении.

Решением Собрания депутатов Аликовского района Чувашской Республики от 17 июня 2003 года утвержден перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе Северных электрических сетей ОАО «Чувашэнерго» РАО «ЕЭС России», передаваемых в муниципальную собственность Аликовского района Чувашской Республики, и на баланс управления капитального строительства при администрации Аликовского района Чувашской Республики приняты три жилых дома.

В перечне объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе Северных электрических сетей ОАО «Чувашэнерго» РАО «ЕЭС России», передаваемых в муниципальную собственность Аликовского района Чувашской Республики, указаны жилые дома и по ....

Из актов приемки-передачи, согласованных с администрацией Аликовского района Чувашской Республики 14 августа 2003 года и утвержденных министром имущественных отношений Чувашской Республики 26 августа 2003 года, следует, что ОАО «Чувашэнерго» передает с баланса Северных электрических сетей ОАО «Чувашэнерго», а управление капитального строительства при администрации Аликовского района Чувашской Республики принимает безвозмездно в муниципальную собственность жилые дома (1965 года постройки), (1984 года постройки), (1984 года постройки) по ....

Из сообщения филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» от 21 мая 2015 года, адресованного Стефинову И.М. и ФИО17 усматривается, что жилой дом ... на балансе филиала ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» не числится и в собственности ОАО «МРСК Волги» не находится. Данный жилой дом не входит в состав производственно-технологического комплекса производственно-эксплуатационной базы Аликовского РЭС и в состав электрической подстанции 110/35/10 кВ «Аликовская». Поскольку данный жилой дом не принадлежит ОАО «МРСК Волги» и филиалом не эксплуатируется, то ОАО «МРСК Волги» не имеет каких-либо прав на земельный участок под жилым домом. Данный жилой дом относится к объектам, не подлежащим приватизации в силу положений статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», поэтому он не мог быть передан акционерному обществу открытого типа энергетики и электрификации Чувашской Республики «Чувашэнерго» в составе приватизированного имущества.

Аналогичная информация изложена и в сообщении филиала ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» от 27 марта 2017 года, адресованного суду первой инстанции.

Из материалов дела следует, что спорная квартира не значится в Реестре государственного имущества Чувашской Республики, в Реестре муниципального имущества Аликовского района Чувашской Республики и в реестре муниципального имущества Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что предоставленное истцу спорное жилое помещение находится в доме, ранее принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве служебного жилья, и в настоящее время является объектом муниципальной собственности, в связи с чем к спорным правоотношениям должны применяться нормы, регулирующие правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.

В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не содержат.

Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Кроме того, согласно пункту 1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности (в том числе жилищный и нежилой фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении соответствующего Совета народных депутатов, относятся к муниципальной собственности.

В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к указанному постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

В период возникновения спорных правоотношений действовало постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», и пунктом 5 этого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.

В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

В статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также содержится запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.

Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что включение объектов жилищного фонда, к которым относятся служебные жилые помещения, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий не допускалось. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, при приватизации государственного предприятия – Чувашского производственного объединения энергетики и электрификации «Чувашэнерго» жилищный фонд, в том числе и дом, в котором находится спорное жилое помещение, подлежал передаче в муниципальную собственность.

В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона должен быть заключен договор социального найма.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В силу части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Установив, что вселение семьи Стефинова И.М. в спорную квартиру произведено на законных основаниях и никем из заинтересованных лиц не оспорено, ордер на вселение в спорное жилое помещение недействительным не признан, предоставленное истцу жилое помещение находится в жилом доме, принадлежавшем ранее государственному предприятию, использовалось в качестве служебного жилого помещения и в настоящее время является объектом муниципальной собственности, поскольку в силу закона такой объект подлежал передаче в муниципальную собственность, вывод суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, является правильным.

Тот факт, что на момент рассмотрения данного иска спорное жилое помещение не принято в муниципальную собственность, не может повлечь за собой неблагоприятные последствия для истца, поскольку соблюдение законов Российской Федерации в равной мере является обязанностью как граждан, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

Более того, в силу прямого указания статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» дата передачи служебных жилых помещений в ведение органов местного самоуправления правового значения для применения к спорным правоотношениям норм законодательства о социальном найме жилых помещений не имеет.

Следовательно, при наличии установленной законом и не исполненной органами власти и должностными лицами обязанности передать служебные жилые помещения в ведение органов местного самоуправления возникновение прав граждан в рамках отношений социального найма и их реализация не могут быть поставлены в зависимость от времени непосредственной передачи жилого помещения органам местного самоуправления и от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что дом ... не вошел в перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящегося на балансе Северных электрических сетей ОАО «Чувашэнерго» РАО «ЕЭС России», передаваемых в муниципальную собственность Аликовского района Чувашской Республики, что оплата коммунальных услуг за спорное жилое помещение за период с 1 декабря 1995 года по 30 сентября 2007 года вносилась истцом в Северные электрические сети ОАО «Чувашэнерго» РАО «ЕЭС России», спорная квартира в реестре муниципального имущества Аликовского района Чувашской Республики и в реестре муниципального имущества Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики не значится, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку по существу указанные доводы направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку имеющихся в деле доказательств, не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу администрации Аликовского района Чувашской Республики на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 28 марта 2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Юркина

Судьи Д.В. Алексеев

Ю.Г. Карачкина

33-2915/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Стефинов И.М.
Ответчики
Администрация Аликовского района Чувашской Республики
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Юркина И.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
19.05.2017Передача дела судье
21.06.2017Судебное заседание
27.06.2017Передано в экспедицию
27.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее