Судья Р.М. Сахавов | Дело № 33- 17636 /2018 |
Учет 146г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2018 года | город Казань |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей А.М. Гильмутдинова, Л.Ф. Митрофановой,
при секретаре судебного заседания С.П. Серове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф. Митрофановой гражданское дело по иску А.К. Мельниковой к В.Ю. Манакову, И.С. Читановой, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании реестровой ошибкой, об исключении сведений о границах земельного участка, о внесении исправлений в сведения государственного кадастра недвижимости
по апелляционной жалобе А.К. Мельниковой на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 августа 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы А.К. Мельниковой об отмене решения суда, выслушав объяснения А.К. Мельниковой и ее представителя Н.В. Шалаевой в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения И.С. Читановой и представителя В.Ю. Манакова – Н.Р. Валиева против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
А.К. Мельникова обратилась в суд с иском к В.Ю. Манакову, И.С. Читановой, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании реестровой ошибкой, об исключении сведений о границах земельного участка, о внесении исправлений в сведения государственного кадастра недвижимости.
В обоснование требований указано, что А.К. Мельникова является собственником земельного участка, общей площадью 800 кв.м, с кадастровым номером .....
В соответствии со справкой ОСНТ № 14 от 03 июля 2018 года с 1960 года пользователем участка № 43 площадью 870 кв.м являлись Н.А. Мельников со своим родственником В.Г. Султановым до их смерти в 1999 году и 1998 году соответственно. На территории входа на садовый участок стояла деревянная будка. По центру противоположной стороны у забора стояла железная круглая будка. Ограждение было выполнено из металлических труб по периметру. Забор был из сетки рабица, а со стороны бани - металлический штакетник. Забор существовал с 1960 года, его не передвигали по настоящее время, что подтверждается пояснением свидетелей. Участок в 1999 году был закреплен за его супругой А.В. Мельниковой, так как у В.Г. Султанова наследников не было. В 2006 году на средства семьи сына на участке была построена баня. В 2008 году по заявлениям заинтересованных лиц участок № 43 площадью 870 кв.м был переоформлен от А.В. Мельниковой на А.К. Мельникову.
Истица для оформления земельного участка в собственность провела межевание, в результате которого площадь земельного участка уменьшилась с 870 кв.м до 800 кв.м. Межевой план изготовлен обществом с ограниченной ответственностью «Меридиан», сведения о границах земельного участка содержатся в землеустроительном деле, на основании которого земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в регистрирующем органе.
В период с 2008 по 2018 годы истец построила на земельном участке в пределах существующего забора садовый дом - дачу, септик. Забор вдоль переулка Степной перенесли вглубь участка от центра дороги на 7,5 метра. Заменили забор из сетки-рабица и штакетник на деревянный забор.
С 2017 года соседним земельным участком .... с кадастровым номером .... владеет В.Ю. Манаков, а земельный участком .... с кадастровым номером .... – И.С. Читанова, которые начали строиться. Ответчики сообщили ей, что смежная граница их земельных участков находится не по существующему с 1960 года забору, а проходит с наложением на 2,10 метра на участок .... и наложением на 1 метр на участок .... на 1 метр с одной стороны и 2,5 метра с другой стороны.
В.Ю. Манаков снес забор истца и деревянную будку и поставил новый забор, о чем был составлен акт. И.С. Читанова потребовала перенести забор, для чего необходимо снести баню, перенести хозпостройки и демонтировать септик.
Согласно выписке из ЕГРН об объектах недвижимости площадь земельного участка .... в садовом обществе «Мир» составляет 617 кв.м, а согласно архивным документам она составляла 630 кв.м. Площадь земельного участка .... в садовом обществе «Мир» зафиксирована 770 кв.м., а согласно архивным документам числилось 603 кв. м.
Ответчик В.Ю. Манаков предложил в случае выявления ошибки при межевании выкупить у истца земельный участок в размере наложения.
Истец просит признать реестровой ошибкой сведения, содержащие в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами ...., .... и ....; изменить тип площади земельных участков с уточненной на декларированную, с кадастровыми номерами: - ...., по адресу: <адрес> - ...., по адресу: <адрес> -...., по адресу: <адрес>; исключить из ЕГРН сведения об описании местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., .....
В судебном заседании суда первой инстанции А.К. Мельникова и ее представитель М.Я. Хайров исковые требования поддержали в полном объеме.
В.Ю. Манаков на судебное заседание не явился, извещен, направил своего представителя Н.Р. Валиева.
И.С. Читанова, представитель В.Ю. Манакова - Н.Р. Валиев, представитель Читановой и Н.Р. Валиева по заявлению Г.И. Крюкова, исковые требования не признали.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан– начальник Лениногорского отдела А.А. Сафина на судебное заседание не явилась, представила отзыв, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Общегородского садоводческого некоммерческого товарищества Т.А. Савгильдина не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд постановил решение, которым отказал в полном объеме в удовлетворении исковых требований Мельниковой Анисы Камильевны к Манакову Василию Юрьевичу, Читановой Ильзире Салиховне, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании реестровой ошибкой, об исключении сведений о границах земельного участка, о внесении исправлений в сведения государственного кадастра недвижимости.
В апелляционной жалобе А.К. Мельникова ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
В качестве основания для отмены решения суда указывает на отсутствие оценки суда наличию реестровой ошибки, поскольку при установлении границ использовалось неточное оборудование. К тому же в акте согласования границ земельного участка отсутствовала подпись истца.
И.С. Читанова в возражениях на апелляционную жалобу указывает, что выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно. Считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции А.К. Мельникова и ее представитель Н.В. Шалаева доводы апелляционной жалобы поддержали.
И.С. Читанова и представитель В.Ю. Манакова – Н.Р. Валиев возражали против доводов апелляционной жалобы.
Лениногорский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан, Общегородское садоводческое некоммерческое товарищество направили в суд апелляционной инстанции ходатайства с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, считает, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что А.К. Мельникова является собственником земельного участка .... площадью 800 кв.м с кадастровым номером ...., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, садовое общество «Мир», что подтверждается архивной справкой из постановления главы администрации Лениногорского района и г.Лениногорска «О закреплении земель садоводческих товариществ города и района» .... от 16 августа 1993 года, выданной исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации .... от 08 сентября 2008 года.
16 июня 2008 года А.К. Мельниковой было проведено межевание границ вышеуказанного земельного участка .....
Согласно архивной справке из постановления главы администрации Лениногорского района и г. Лениногорска «О закреплении земель садоводческих товариществ города и района» .... от 16 августа 1993 года, выданной исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район», а также согласно справке .... от 25 августа 2008 года и справке .... от 03 июля 2018 года Общегородского садоводческого некоммерческого товарищества в фактическом пользовании А.К. Мельниковой находится земельный участок, площадью 870 кв.м.
Границы земельного участка с кадастровым номером .... были согласованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, в проектной документации согласования границ земельного участка имеется подпись истца, подпись заместителя председателя Общегородского садоводческого некоммерческого товарищества Н.И.Агафоновой, а описание земельного участка подготовлено на основании правоустанавливающего документа – архивной справки из постановления главы администрации Лениногорского района и г. Лениногорска «О закреплении земель садоводческих товариществ города и района» .... от 16 августа 1993 года, выданной исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район».
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца об исправлении реестровой ошибки, заключающейся в ошибочном предоставлении истцу земельного участка меньшей площадью, фактически направлены на изменение местоположения границ находящегося в собственности истца земельного участка с кадастровым номером .....
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, так как они не противоречат обстоятельствам дела и соответствуют положениям действующего законодательства.
При этом судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценку наличию реестровой ошибки, поскольку при установлении границ использовалось неточное оборудование и отсутствовала подпись истца в акте согласования границ земельного участка.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определённой вещи.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Частью 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельных участков подлежало в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40 Закона о кадастре).
Аналогичное требование воспроизведено и в статье 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Приведённые положения законов направлены на обеспечение учёта законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Закона о кадастре, статья 64 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что воспроизведённая в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы исправляется на основании документов свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Из приведённых норм права следует, что требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в реестр объектов недвижимости.
Соответственно, резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в реестр объектов недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ земельных участков либо указание документ, содержащий необходимые сведения, как неотъемлемую часть решения.
При этом наличие или отсутствие реестровой (кадастровой, технической) ошибки в сведениях реестра об объектах недвижимости, вовлечённых в спор, входит в предмет доказывания по требованию (исковому требованию) об установлении (определении) спорной части границ. Требование о признании или исправлении реестровой (кадастровой) ошибки в качестве самостоятельного способа защиты законом не предусмотрено, удовлетворение судом данного требования само по себе не приведёт к восстановлению прав лица, обратившегося в суд за судебной защитой.
При таких данных, с учетом того, что границы земельного участка истца установлены в надлежащем законом порядке, а исковые требования об исправлении реестровой ошибки фактически легализуют самозахват смежных земельных участков, не принадлежащих истцу, доводы апеллянта являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы А.К. Мельниковой не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда, установленных статьей 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 14 августа 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.К. Мельниковой – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи