Дело № 2-2054/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2012 года
Кировский районный суд г.Перми в составе
председательствующего судьи Поносовой И.В.,
при секретаре Наумовой О.В.,
с участием истца Цепаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Цепаевой Л.И. к Администрации города Перми о возложении обязанности,
установил:
Цепаева Л.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности бесплатно оформить право собственности на земельные участки по адресу: <АДРЕС>, площадью 670 кв.м.
В обоснование иска Цепаева Л.И. указала, что является фактическим владельцем двух земельных участков по адресу: <АДРЕС> В доме №..., приобретенном родителями ее мужа в 1957 году, Цепаева Л.И. и члены ее семьи проживают и состоят на регистрационном учета. С увеличением семьи ими был построен дом №... в 1976 году. После смерти родителей и мужа, оба домовладения были приняты истцом в наследство. Все годы по ним платились налоги на землю и строения, на оба домовладения имеются технические паспорта от 1992 года и от 2006 года. Оформлению прав на данное имущество препятствовало то обстоятельство, что до недавнего времени поселок числился в зоне затопления, со сменой зоны на жилую, данное препятствие отпало. Исходя из основного принципа земельного законодательства – единства судьбы земельных участков и прочно связных с ним объектов, во всех случаях, когда осуществляется правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом, возникает право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка. Такое право закреплено ч. 4 ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ»: «граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации». Под сделками в данном случае понимаются любые действия, которые привели к правомерному пользованию земельным участком. Наличие технического паспорта и домовой книги свидетельствует о существовании жилого дома как объект права, а прописка в нем - бесспорным подтверждением права на объект недвижимости, поскольку для физического лица ранее считалось достаточным указание места жительства. При наличии ранее возникшего права пользования земельным участком, гражданину не может быть отказано в его приватизации (п. 3 ст. 20 ЗК РФ).
Определением судьи в порядке подготовки дела к судебному разбирательству привлечен в качестве третьего лица Департамент земельных отношений администрации города Перми.
В судебном заседании истец на иске настаивает, пояснив, что проживает 72 года в домовладении на Промучастке, право собственности на дома не оформлены, земельные участки на кадастровом учете не состоят.
Представитель ответчика – администрации г.Перми в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в ранее представленных возражениях по иску указал, что в соответствии со ст. ст. 6 и 11.1 Земельного кодекса РФ, земельный участок становится объектом земельных отношений только после того, как он будет сформирован в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет. До определения границ земельного участка, такой земельный участок не является объектом правоотношений. Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Для приобретения права на земельный участок собственник здания, строения, сооружения обязан обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Другой порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в настоящее время законодательством не установлен, что исключает использование иных способов оформления прав на такие земельные участки. Право собственности на домовладения, расположенные в <АДРЕС> Цепаевой Л.И. не подтверждено. Право на домовладение не зарегистрировано. В соответствии со ст. 133 Конституции РФ ограничение прав органов местного самоуправления не допускается. Таким образом, в случае вынесения решения о признании права собственности на земельный участок, судом будет фактически осуществлено распоряжение земельным участком, право на которое имеется только у ДЗО администрации г. Перми и ограничено быть не может. Кроме того, решением Кировского районного суда г.Перми истцу было отказано в признании права собственности на земельный участок по адресу <АДРЕС>.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. ст. 6 и 11.1 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости.
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 5 п. 1 статьи 1 ЗК РФ предусмотрено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Истцом заявлены требования о возложении обязанности на ответчика оформить бесплатно право собственности истца на спорные земельные участка на основании фактического владения домовладениями и земельными участками по адресу: <АДРЕС>
Заявленные исковые требования, исходя из предмета и оснований требований иска, фактически являются требованиями о предоставлении спорных земельных участков в собственность бесплатно,
В соответствии со ст. 3 п. 4 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 20 п. 3 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Из материалов инвентарного дела, представленного ГУП «...», следует, что на земельном участке площадью 1274 кв.м по адресу: <АДРЕС> расположено домовладение (жилой дом с надворными постройками), на возведение которых разрешение не предъявлено. На домовладение составлен технический паспорт. В материалах правового дела отсутствуют сведения о предоставлении на каком – либо праве земельного участка истцу, либо иным лицам под существующую постройку.
Согласно представленной в суд домовой книге, истица Цепаева Л.И. зарегистрирована и проживает в доме по адресу: <АДРЕС>
Из материалов инвентарного дела, представленного ГУП «...», следует, что на земельном участке площадью 670 кв.м по адресу: <АДРЕС> расположено домовладение (жилой дом с надворными постройками), на возведение которых разрешение не предъявлено. На домовладение составлен технический паспорт. В материалах правового дела отсутствуют сведения о предоставлении на каком – либо праве земельного участка истцу, либо иным лицам под существующую постройку.
Решением Кировского районного суда г. Перми от 27 декабря 2007 года, вступившим в законную силу 10 января 2008 года, Цепаевой Л.И. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г. Перми о признании права собственности на домовладение, расположенное в <АДРЕС> в существующей постройке.
Решением Кировского районного суда г.Перми от 14 марта 2011 года Цепаевой Л.И. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г. Перми о признании ранее возникшего права пользования земельным участком, расположенным по адресу: <АДРЕС>.
Решением суда установлено, что истцом не представлено суду доказательств того, что у нее ранее возникло право пользования спорным земельным участком, а также не представлено доказательств того, что на спорном земельном участке расположено строение (домовладение), принадлежащее ей на праве собственности.
Обстоятельства, установленные вышеуказанными судебными решениями по ранее рассмотренным делам в соответствии со ст. 61 п. 2 ГПК РФ обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, в суде установлено, что у истицы Цепаевой Л.И. не возникло право собственности на домовладения, расположенные на земельном участке по адресу: <АДРЕС>
В связи с чем, факт регистрации, проживания и пользования истицей вышеуказанным домовладением не порождает у Цепаевой Л.И. прав в отношении земельного участка, на котором находится данное домовладение.
Действующее законодательство, регулирующее земельные правоотношения, связывает возникновение права на земельный участок с правом граждан на строения, расположенном на нем.
Следовательно, право истицы Цепаевой Л.И. производно от ее права на домовладение.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Поэтому во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом, возникает право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.
Из анализа представленных суду доказательств, следует, что домовладение по адресу: <АДРЕС> никому на праве собственности не принадлежало. Земельный участок в установленном законом порядке никому, на каком бы то ни было праве, для осуществления строительства дома, либо под существующую застройку не предоставлялся.
Как решением суда, так и материалами технического учета, установлено, что домовладения по адресу: <АДРЕС> является самовольными строениями.
Судом установлено, что у лиц, проживавших в доме по адресу: <АДРЕС> до истицы, не возникло в установленном законом порядке право владения, пользования и распоряжение земельным участком, соответственно, такое право не могло возникнуть и у истицы Цепаевой Л.И. ранее.
Согласно п. п. 8 и 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Материалами дела установлено, что у истца отсутствуют документы, подтверждающие право владения и пользования спорными земельными участками.
То обстоятельство, что истица осуществляла налоговые платежи за землю, осуществляла страхование имущества, расположенного на спорном земельном участке, не является бесспорным доказательством возникновения у нее права пользования данным земельным участком.
В соответствии со ст. 36 п. 5 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Вышеуказанный перечень документов, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 года за № 370. Данным перечнем предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагаются, в т.ч. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлено, что Цепаева Л.И. обращалась в соответствующие муниципальные органы о представлении в собственность земельных участков по адресу: <АДРЕС>, на что ей разъяснялось о порядке разрешения данного вопроса в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ.
В соответствии с Земельным кодексом РФ и положением «О департаменте имущественных отношений администрации г. Перми и департаменте земельных отношений администрации г. Перми» департамент земельных отношений администрации г. Перми производит осуществление полномочий администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, истица не лишена возможности в установленном законом порядке разрешить вопрос о приобретении в собственность земельного участка.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом при разрешении данного спора по существу не установлено нарушения прав, свобод и законных интересов истца Цепаевой Л.И. администрацией г. Перми, в связи с чем требования истца о возложения обязанности на администрацию г.Перми по оформлению в собственность Цепаевой Л.И. земельных участков по адресу: <АДРЕС> не обоснованны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Цепаевой Л.И. в удовлетворении исковых требований к Администрации города Перми о возложении обязанности бесплатно оформить право собственности на земельные участки по адресу <АДРЕС> площадью 1274 кв.м., по адресу <АДРЕС> площадью 670 кв.м. – отказать.
Решение суда в течение одного месяца с момента принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья: И.В.Поносова