судья Карташов Е.В. |
№ 33-1084-2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
19 апреля 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Захарова А.В. |
судей |
Щукиной Л.В. |
Гориной Л.Н. |
|
при секретаре |
Пухове М.О. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора гарнизона Заозерск в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» о понуждении создать нормативный запас топлива,
по апелляционной жалобе Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 11 января 2017 года, которым постановлено:
«иск военного прокурора гарнизона Заозерск в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» создать в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу и поддерживать в отопительном периоде 2016-2017 годов на эксплуатируемых теплогенерирующих объектах неснижаемый нормативный запас котельного топлива в размере: котельная * котельная *,* котельная *, котельная * котельная * котельная * котельная * котельная *
Взыскать с Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в доход бюджета государственную пошлину в размере *** рублей».
Заслушав доклад судьи Щукиной Л.В., возражения военного прокурора отдела военной прокуратуры Северного флота Тесля С.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
заместитель военного прокурора гарнизона Заозерск, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - АО «ГУ ЖКХ») о понуждении создать нормативный запас топлива.
В обоснование иска указал, что в результате прокурорской проверки исполнения требований жилищного законодательства, направленного на поддержание нормативных запасов топлива на котельных, расположенных в ..., установлено, что котельные с инвентарными *, * *, * *, *, *, * и * расположенные в ..., работают на твердом топливе угле, норматив запаса топлива на котельных составляет: котельная * котельная * котельная *, котельная *, котельная * котельная *, котельная *, котельная * котельная *
При этом фактический запас топлива на котельных по состоянию на _ _ составляет: котельная * на 28 суток, котельная * на 20 суток, котельная * на 10 суток, котельная * на 9 суток, котельная * на 1 сутки, котельная № * на 13 суток, котельная * на 16 суток, котельная * на 15 суток, котельная * на 1 сутки.
Отсутствие норматива запаса топлива, необходимого для обеспечения бесперебойной работы котельных, ведет к нарушению прав военнослужащих и граждан на нормальные условия жизнедеятельности в зимний период, создает предпосылки к подрыву боеготовности и боеспособности воинских частей и учреждений, дислоцированных на поднадзорной военной прокуратуре гарнизона Заозерск территории, что требует незамедлительного устранения выявленных нарушений.
С учетом уточнений просил суд обязать ответчика АО «ГУ ЖКХ» создать в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу и поддерживать в отопительном периоде 2016-2017 годах на эксплуатируемых теплогенерирующих объектах неснижаемый нормативный запас котельного топлива в следующем объеме: котельная * кг., котельная * кг., котельная * – * кг., котельная * кг., котельная * – *., котельная * кг., котельная * – *., котельная *.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала.
Представитель ответчика АО «ГУ ЖКХ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просил в иске отказать.
Представитель третьего лица ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны России, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому с иском согласился.
Представитель третьего лица Министерства обороны России, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика АО «ГУ ЖКХ», ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новое решение.
Указывает, что заключенные государственные контракты ограничены определенным сроком, поэтому поставка тепловой энергии не может осуществляться свыше указанных сроков.
Полагает, что решение суда нарушает права и законные интересы ответчика и возлагает на него дополнительные обязательства по поставке тепловой энергии за период с 01 апреля до конца отопительного сезона в отсутствие финансирования без заключенного с Министерством обороны Российской Федерации государственного контракта на поставку тепловой энергии.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика АО «ГУ ЖКХ», представитель третьего лица ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, представитель третьего лица Минобороны России, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В силу части 1 и части 5 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, установлено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно пунктам 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 (далее – Порядок), норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с пунктом 3 Порядка неснижаемый нормативный запас топлива определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
В силу пункта 4 Порядка неснижаемый нормативный запас топлива на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатируемого запаса топлива.
Согласно пункту 20 Порядка количество суток, на которые рассчитывается неснижаемый нормативный запас топлива, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки: твердое топливо при доставке автотранспортом - 7 суток.
В силу пункта 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее Правила и нормы), в летний период должны быть проведены следующие работы по котельным - осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от _ _ * ответчик АО «ГУ ЖКХ» определен единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
_ _ между Минобороны России и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт * на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций на срок до _ _ , в соответствии с которым АО «ГУ ЖКХ» обязан обеспечить надежность теплоснабжения и безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения в соответствии с требованиями Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от _ _ * на срок действия государственного контракта от _ _ * в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ» предоставлено недвижимое имущество, в том числе котельные с инвентарными *, *, *, *, * *, * *, * расположенные в ....
_ _ между ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России и АО «ГУ ЖКХ» заключен договор * о передаче недвижимого имущества во временное безвозмездное пользование, согласно которому котельные с инвентарными *, *, *, *, * *, *, * * расположенные в ..., были переданы во временное безвозмездное пользование ответчику, а АО «ГУ ЖКХ» приняло на себя обязанность использовать недвижимое имущество в соответствии с условиями договора и назначением имущества.
Кроме того, _ _ между Минобороны России и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт * на оказание услуг по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций на срок до _ _ , согласно которому АО «ГУ ЖКХ» приняло на себя обязанность обеспечить надежность теплоснабжения и безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения, сетей горячего водоснабжения в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от _ _ * Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2017 - 2018 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием объектов газового хозяйства, казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, с комплексным техническим обслуживанием, текущим ремонтом, санитарным содержанием объектов, а также с вывозом твердых коммунальных и жидких бытовых отходов с объектов казарменно-жилищного фонда для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
_ _ между Минобороны России и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт * на оказание услуг по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций в 2017 году на срок до _ _ , согласно которому АО «ГУ ЖКХ» обязан обеспечить надежность теплоснабжения и безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения, сетей горячего водоснабжения в соответствии с действующим законодательством.
Приказом АО «ГУ ЖКХ» от _ _ * утверждены нормативные запасы топлива АО «ГУ ЖКХ» в отопительный период 2016 - 2017 годов.
В соответствии с пунктами 2, 4 приказа *, неснижаемый нормативный запас на теплогенерирующих объектах, работающих на твердом топливе, установлен на 7 суток исходя из планового среднесуточного расхода топлива наиболее холодного месяца отопительного периода. Местом хранения неснижаемых нормативных запасов топлива определены прикотельные топливные склады.
По делу установлено, что общий норматив запаса топлива (ОНЗТ) на котельных *, *, *, *, * *, *, * (Печенгского и Заозерского гарнизонов), по состоянию на _ _ на 17.00 МСК, определен ответчиком в размерах: котельная *, котельная * котельная *, котельная * котельная * котельная * котельная * котельная *
В ходе проведенной военной прокуратурой проверки установлено, что на котельных * и *, работающих на твердом топливе (уголь), фактический запас топлива не соответствует установленным нормативам, по состоянию на _ _ фактический запас котельного топлива составляет: котельная * при нормативном неснижаемом запасе топли-* котельная * при нормативном неснижаемом запасе топлива *.
Исходя из изложенного, учитывая обращения главы администрации муниципального образования городское поселение Печенга, Совета депутатов муниципального образования городское поселение ..., а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик не представил суду доказательств надлежащего исполнения обязанности по поддержанию неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных, расположенных в ..., в отопительный период в условиях Крайнего Севера, а отсутствие топлива на котельных следует расценить как крайнюю необходимость, то есть как действия для устранения опасности, угрожающей населению и безопасности государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, суд правомерно усмотрел наличие правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на АО «ГУ ЖКХ» обязанности создать и поддерживать в отопительном периоде 2016-2017 годов на эксплуатируемых теплогенерирующих объектах неснижаемый нормативный запас котельного топлива.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку АО «ГУ ЖКХ», осуществляющее эксплуатацию котельных, обязано иметь нормативные запасы резервного топлива.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы о нарушении прав ответчика являются несостоятельными, поскольку вышеуказанные положения Порядка не освобождают ответчика от исполнения обязанности по обеспечению нормативного запаса топлива.
Кроме того, согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 года № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для освобождения ответчика от выполнения приведенных требований закона, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлены.
Срок исполнения решения суда установлен в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом необходимости соблюдения прав жителей Печенгского района Мурманской области на предоставление услуги по теплоснабжению.
Выводы суда мотивированы, основаны на фактических обстоятельствах дела, представленным сторонами доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для переоценки этих доказательств судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Печенгского районного суда Мурманской области от 11 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: