Дело №2-439/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 октября 2015 года <адрес>
Балтачевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,
при секретаре Хакимовой Р.Г.,
с участием истца Галлямова Р.Х.,
представителя ответчика администрации сельского поселения Старобалтачевский сельсовет МР <адрес> РБ Х.,
третьего лица Г.Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галлямова Р.Х. к администрации сельского поселения Старобалтачевский сельсовет МР <адрес> РБ о признании права собственности в порядке наследования, признании недействительным государственного акта на право владения, постоянного пользования землей,
УСТАНОВИЛ:
Галлямов Р.Х. обратился в районный суд с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование иска указано, что 30.07.1993 умерла его мать И.Г., постоянно проживавшая до своей смерти в д.<адрес> РБ. В собственности матери находился жилой дом с надворными постройками, расположенный на земельном участке площадью 3200 кв.м. в д.Иликеево. 02.04.1992 Кумьязинским сельсоветом было выдано свидетельство на право собственности на землю в д.Иликеево, где и расположен жилой дом с надворными постройками. Данное свидетельство выдано на земельный участок площадью 3200 кв.м. В 1991-995 годах в указанном жилом доме мать истца проживала одна. В ходе оформления наследства выяснилось, что 07.04.1993 на указанный выше земельный участок выдан государственный акт на право владения, постоянного пользования землей на имя Г.Г.. Площадь данного земельного участка составляет 3200 кв.м. Объяснить появление данного государственного акта на право владения в сельском поселении объяснить не смогли. При выдаче нового акта на право владения на имя другого человека, который не проживал в доме матери, ранее выданное свидетельство на право собственности на земельный участок не было изъято и земельный участок не изъят у прежнего собственника. Государственный акт на право владения, постоянного пользования землей выдан Г.Г. на основании решения Кумьязинского сельского совета от 07.04.1993 № №.
Истец просит признать недействительными решение Кумьязинского сельского совета от 07.04.2013 №№, на основании которого выдан государственный акт на право владения, постоянного пользования землей на Г.Г. и государственный акт на право владения, постоянного пользования землей от 07.04.1993.
В ходе производства по гражданскому делу истец Галлямов Р.Х. уточнил исковые требования, в котором просил признать недействительными решение Кумьязинского сельского совета от 07.04.2013 №№, на основании которого выдан государственный акт на право владения, постоянного пользования землей на имя Г.Г. и государственный акт на право владения, постоянного пользования землей от 07.04.1993, а также признать за ним в порядке наследования право собственности на указанный земельный участок, площадью 3200 кв.м., находящийся в д.<адрес> РБ, с кадастровым номером 02:08:040601:9, принадлежащий его матери И.Г., умершей 30.07.1993.
Определением от 22.09.2015 уточненные исковые требования истца были приняты судом.
В судебном заседании Галлямов Р.Х. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлеоврить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации СП Старобалтачевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ Х. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Привлеченный в качестве третьего лица Г. Р.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований истца, показал, что умерший Г.Г. являлся ему отцом.
Привлеченные в качестве третьих лиц Г. А.Г., Г. Р.Г. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и месте судебного заседания.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство к имуществу И.Г. открылось в день ее смерти 13.07.1993, в период действия ГК РСФСР.
Согласно ст. 528 ГК РСФСР временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.
В силу ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или, когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского Кодекса Российской Федерации" часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Как следует из материалов дела, ФИО25 умерла 30.07.1993 (л.д. 4).
Из свидетельства о рождении истца Галлямова Р.Х. вытекает, что умершая Г.Г. являлась матерью истца.
Согласно выписки из похозяйственной книги за исх. № от 27.05.2015, выданной на основании похозяйственной книги № №, лицевой счет № №, стр. № за 1991-1996 сельского поселения Кумьязинский сельсовет, жилой дом и надворные постройки: баня, сарай принадлежали умершей 30.07.1993 И.Г. Жилой дом и надворные постройки расположены по адресу: д.<адрес> РБ. Данная выписка выдана Администрацией сельского поселения Старобалтачевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.
Установлено, что 06.10.2008 решением Совета сельского поселения Старобалтачевский сельсовет МР <адрес> РБ № объединены Старобалтачевский сельсовет и Кумьязинский сельсовет.
Из свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного 02.04.1992 Кумьязинским сельсоветом следует, что матери истца И.Г. (так значится в архивных документах) предоставлен приусадебный участок в д.<адрес> РБ.
Также в похозяйственной книге № Кумьязинского сельсовета на 1991-1995 года первым членом хозяйства по <адрес>.Иликеево записана мать истца.
Поскольку представленные суду документы подтверждают принадлежность спорного имущества на момент смерти И.Г., суд приходит к выводу, что государственный акт на право владения, постоянного пользования землей на имя Г.Г. выдан на основании решения от 07.04.1993 № незаконно, вследствие чего не может порождать юридических последствий.
Следовательно, государственный акт на право владения спорным земельным участком, выданный на основания решения Кумьязинского сельсовета № от 07.04.1993 является недействительным.
Г.Г. был выдан указанный государственный акт на право владения спорным земельным участком еще при жизни И.Г., которой еще 02.04.1992 было выдано свидетельство на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству, как к собственному имуществу.
Согласно разъяснений п. 34 вышеуказанного постановления наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Из запрошенного судом наследственного дела 102/2015 И.Г., умершей 30.07.1993, следует, что наследником И.Г. является истец Галлямов Р.Х., который обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства 27.05.2015 года. Данное заявление зарегистрировано в реестре за № 2-748.
Кроме того, решением Балтачевского районного суда РБ от 27.04.2015 установлен факт принятия Галлямовым Р.Х. наследства, открывшегося после смерти матери И.Г., умершей 30.07.1993. Из решения также следует, что после смерти матери в указанном доме проживал его брат Г. Г.Х., который умер 2012 году, а в апреле 2015 умерла родная сестра Г.Г.Х. После смерти матери истец фактически принял наследство, в частности похоронил мать на собственные средства, содержал дом в надлежащем состоянии, продолжает пользоваться огородом. Кроме него, других наследников у его матери не имеется, в связи с чем ему необходимо было установить факт принятия наследства.
Поскольку ч. 1 п. 5 ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, то судом правильно сделан вывод, что наследники, принявшие наследство в виде жилого дома с надворными постройками после смерти матери, вправе оформить в собственность бесплатно земельный участок, на котором находится наследственное имущество.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░.08.04 0079, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07.04.2013 №№, ░░ ░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 3200 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, <░░░░░>, ░.░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 02:08:040601:9, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ 30.07.1993.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░