Решение по делу № 2-32/2017 (2-1456/2016;) от 29.09.2016

Дело № 2-32/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2017 года                                                                          г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Удалов Р.В., при секретаре Лебедевой Е.А.,

с участием: истицы Тороповой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тороповой Ю.С. к Администрации городского округа _________ о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Торопова Ю.С. обратилась в Шарьинский районный суд с иском к администрации Поназыревского муниципального района _________ о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, а именно, истец просила возложить обязанность на администрацию Поназыревского муниципального района _________ предоставить Тороповой Ю.С. из специализированного жилищного фонда _________ по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Поназыревского муниципального района _________.

Требования мотивированы тем, что Торопова Ю.С. родилась ДД.ММ. в городе _________. С ДД.ММ. она стала жить с мамой Б.Г.А. и бабушкой Г.М.П. в _________. В ДД.ММ. умерла мама. На основании постановления главы _________ от ДД.ММ. №000 истицу направили в госучреждение для детей-сирот. С ДД.ММ. она воспитывалась в школе-интернат для детей сирот, оставшихся без попечения родителей в городе _________. С ***** обучалась в музыкальном училище _________. В ДД.ММ. вышла за муж, сменила фамилию, проживала в _________ на жилой площади мужа. Брак расторгнут в ДД.ММ.. В ДД.ММ. переехала жить в _________, где проживает по настоящее время. В ДД.ММ. вновь вышла замуж, сменила фамилию, проживает на жилой площади мужа. Постановлением главы _________ от ДД.ММ. №000 установлено, что по окончании обучения истица должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди. По достижении 18 лет ДД.ММ. обратилась к главе городского округа _________ с заявлением о предоставлении жилого помещения. Администрацией _________ направлен запрос в администрацию Якшанского сельского поселения _________, на который поступил ответ и акт обследования закрепленного за истицей _________, дом к дальнейшей эксплуатации не пригоден, капитально отремонтировать или выплатить за него компенсацию невозможно, администрация _________ ходатайствует о выделении жилья в _________. В _________ истице отказали в предоставлении жилья, так как в качестве сироты она была выявлена в _________ и получать жилье нужно именно там. Торопова Ю.С. обратилась в администрацию Якшанского сельского поселения _________ с просьбой о выделении жилья, получила отказ в виду отсутствия финансирования. Истица обращалась в администрацию Президента РФ, департамент социальной защиты населения _________, но везде получала отказ по различным основаниям, то не установлен статус сироты, то истек возраст как сироты. Последний ответ получен от администрации _________ ДД.ММ., согласно которого истец не получила жилья, так как не обращалась с соответствующим заявлением в Якшанскую сельскую администрацию _________. Жилого помещения истица не получала, закрепленного жилого помещения не имеет. Государственные (муниципальные) органы до настоящего времени не обеспечили реализацию права истицы на предоставление жилого помещения.

Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО, Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», Торопова Ю.С. просила удовлетворить заявленные требования.

В ходе рассмотрения дела Торопова Ю.С. уточнила исковые требования и просила произвести замену ответчика. Так как длительное время истица проживает и работает в _________, просила признать ответчиком на администрацию городского округа _________ и возложить на ответчика обязанность предоставить ей из специализированного жилищного фонда _________ по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа _________.

Определением суда в соответствии со ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ произведена замена ответчика на администрацию городского округа _________, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация _________, департамент по труду и социальной защите населения _________, департамент финансов _________.

В судебном заседании истица Торопова Ю.С. уточненные требования к администрации городского округа _________ поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно суду пояснила, что до смерти мамы она проживала с мамой, отчимом, братьями и сестрами по адресу: _________, данный дом принадлежал ее бабушке Г.М.П. После смерти мамы в ДД.ММ., детей определили в приют _________, младшего брата в _________ в дом малютки. В ДД.ММ. ее с двумя сестрами и братом отправили в _________, в которой истица находилась и обучалась с 2000 по 2003 год. С 2000 года в _________ ни кто не проживал, дом разрушен, не пригоден для проживания, бабушка проживала по другому адресу, умерла ДД.ММ. в _________. С ДД.ММ. истица обучалась в _________, проживала в общежитии училища. После окончания училища стала работать воспитателем в детском саду «_________ _________, проживала на съемной квартире. Жилье как ребенку сироте ей не предоставлялось. В ДД.ММ. обратилась в администрацию _________ с заявлением о предоставлении жилого помещения как сироте. Администрация _________ направляла запрос в администрацию Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района. В администрации Тороповой Ю.С. пояснили, так как она выявлена сиротой на территории _________, для предоставления жилья должна обращаться туда. При обращении в администрацию _________ ей не разъяснялось, что необходимо обратится с заявлением в органы социальной защиты населения опеки и попечительства для включения в список детей сирот, подлежащих обеспечению жильем. Также об этом ей не разъясняли ни в период пребывания в _________, ни в период обучения в училище искусств _________. Ни органы социальной защиты населения опеки и попечительства, ни администрация _________ не разъясняли права ребенка сироты на получение жилого помещения. В ДД.ММ. истица Ожегова Ю.С. вышла замуж, изменила фамилию на Смирнова, стала проживала в _________ на жилой площади мужа. В период брака муж С.М.Е. на вырученные средства от продажи принадлежавшей ему до брака комнаты приобрел в свою собственность квартиру, на предоставленные ему родственниками средства приобрел в свою собственность дом. Собственником данных жилых помещений истица не являлась, денежных средств на их приобретение не предоставляла, так как заработная плата в детском саду была небольшая, каких-либо сбережений, наследства или иных средств истица не имела. В ДД.ММ. она обращалась с заявлением к губернатору _________ по вопросу предоставления жилья, получала ответ, что поручено органам местного самоуправления решить данный вопрос, указанная переписка не сохранилась. Летом ДД.ММ. истица подала заявление на развод, оставаясь зарегистрированной в _________ переехала в _________. После расторжения брака по договору о разделе имущества собственником жилых помещений (квартира, дом) является бывший муж С.М.Е. В _________ летом ДД.ММ. истица устроилась на работу в _________», в котором работает по настоящее время. С ДД.ММ. заочно обучалась в Шарьинском педагогическом колледже на воспитателя, на время учебы и работы ей была предоставлена комната в общежитии колледжа. Проживая и работая в _________ в ДД.ММ. продолжала обращаться в различные инстанции о предоставлении жилья как сироте. Обращалась в администрацию _________ к заместителю главы по социальным вопросам, к губернатору _________, в Администрацию Президента РФ, в прокуратуру, к главе Якшангского сельского поселения. В ДД.ММ. зарегистрировала брак, изменила фамилию на Торопова и проживает в _________ в квартире, принадлежащей на праве собственности мужу - Т.О.Н. Данное жилье принадлежит супругу, он его приобрел до брака, доли в этой квартире истица не имеет. Какое-либо жилье по договору найма ей когда-либо не предоставлялось, в собственности жилья не имеет. Считает, что она имеет право на получение жилого помещения как сирота, просила удовлетворить уточненные исковые требования.

Дело рассматривается в отсутствие ответчика администрации городского округа _________. Представителем ответчика по доверенности Смирновой А.В. представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия ответчика в связи с невозможностью обеспечить явку представителя. Ответчик поддерживает позицию, изложенную ранее в письменных возражениях на исковое заявление.

В возражениях ответчика от ДД.ММ. за подписью главы городского округа _________ указано, что в силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет, следовательно до достижения возраста 23 лет лица указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется. Своевременно за Тороповой Ю.С. право на получение жилого помещения закреплено не было: на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а в последствии в список детей-сирот, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения Торопова Ю.С. не поставлена. По достижении возраста 18 лет (в январе 2006 года) Торопова Ю.С., будучи студентом музыкального училища _________ и достигнув совершеннолетия, являлась дееспособной, у нее был достаточный промежуток времени - до исполнения 23 лет, чтобы предпринять какие-либо попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Каких-либо доказательств того, что Торопова Ю.С. предпринимала все возможные действия для постановки на учет в качестве нуждающегося, в иске не приводится. Статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Торопова Ю.С., достигшая 28 лет, утратила и положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на нее не распространяются, так как она утратила одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

По информации Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства _________ от ДД.ММ. №000, закрепленное за Тороповой Ю.С. жилое помещение, расположенное по адресу: _________, признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ. №000, таким образом, закрепленное жилое помещение признано непригодным для проживания в период, когда истице уже исполнилось 26 лет, следовательно, Торопова Ю.С. не может рассматриваться, как лицо указанной категории, подлежащее обеспечению жильём в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, поскольку она была обеспечена жилым помещением.

Выйдя в ДД.ММ. замуж, истицей совместно с супругом были приобретены в собственность два жилых помещения (договор купли - продажи жилого дома от ДД.ММ. общей площадью 43,3 кв.м., договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ. общей площадью 48,7 кв.м.). Заключив и подписав ДД.ММ. договор раздела имущества между бывшими супругами, согласно которого вышеуказанные жилые помещения остаются в собственности бывшего супруга, и получив взамен этого 68 000 рублей, Торопова Ю.С. добровольно ухудшила свои жилищные условия.

Администрации городского округа _________ просит в удовлетворении исковых требований Тороповой Ю.С. к администрации о предоставлении жилого помещении отказать (л.д. 142).

Дело рассматривается в отсутствие третьих лиц администрации Костромской области, департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, департамента финансов Костромской области, ходатайствовавших о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Администрацией Костромской области за подписью представителя на основании доверенности в суд представлена письменная позиция по делу, согласно которой отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления городских округов _________ отдельными государственными полномочиями _________ по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями урегулированы Законом Костромской области от 23 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО, исходя из которого участие администрации области в отношениях по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории городских округов и муниципальных районов Костромской области не предусмотрено. Законом Костромской области от 20.12.2016 №176-б-ЗКО «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в бюджете Костромской области денежные средства на расходы муниципальных образований по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предусмотрены. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта РФ органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта РФ, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями. Требование обязать администрацию муниципального образования предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области противоречит действующему законодательству (л.д. 169-170).

Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области за подписью представителя на основании доверенности в суд представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дополнительные гарантии со социальной поддержке на обеспечение жилыми помещениями предоставляются лицам в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Торопова Ю.С. достигла возраста 28 лет, с заявлением и необходимыми документами о постановке на учет в качестве нуждающегося как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не обращалась, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не состоит. Отец истицы умер после достижения ей возраста 18 лет, статус истицы как ребенка-сироты, имеющего право на получение по договору найма специализированного жилого помещения, не подтверждается материалами дела. Департамент по труду и социальной защите населения _________ заявленные исковые требования не признает (л.д. 223-224).

Департамент финансов Костромской области за подписью директора департамента в суд представлены письменные пояснения, согласно которых из положений законодательства следует, что в законах Костромской области «Об областном бюджете» на 2016, 2017 годы предусмотрены субвенции, передаваемые бюджетам муниципальных городов и районов на осуществление органами местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Учитывая заявленные истцом требования, надлежащим ответчиком является орган местного самоуправления городской округ город Шарья. Вместе с тем требование истца обязать обеспечить жильем в первоочередном порядке, т.е. вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (л.д. 225-231).

Заслушав истицу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в действующей редакции), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как установлено судом, Ожегова Ю.С. (истица) родилась ДД.ММ. в _________. Изменение фамилии истицы на Смирнова произведено в связи с регистрацией брака ДД.ММ., изменение фамилии истицы на Торопова произведено в связи с регистрацией брака ДД.ММ. (л.д. 11, 107, 93, 16).

Отец Тороповой Ю.С. - О.С.Н., ДД.ММ. осужден _________ судом к наказанию в виде лишения свободы на срок 14 лет 01 месяц, ДД.ММ. осужден _________ судом к исключительной мере наказания, которая на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ. заменена на 25 лет лишения свободы, последующими судебными решениями в порядке исполнения приговора к отбытию определено 15 лет лишения свободы. О.С.Н. умер в учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы ДД.ММ., место смерти ФГУ ИК-55 ОУХД ГУФСИН по _________ ДД.ММ. (л.д. 14, 48, 52, 78).     

Мать Тороповой Ю.С. - Б.Г.А., умерла ДД.ММ., место смерти _________ (л.д. 13, 108).

Из сведений, представленных Межрайонным территориальным отделом социальной защиты населения, опеки и попечительства № 6 Департамента по труду и социальной защите населения _________, следует, что в журнале первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, имеются сведения, что Ожегова Ю.С. принята на учет в статусе оставшейся без попечения родителей в ДД.ММ.. На основании распоряжения главы самоуправления _________ от ДД.ММ. №000 была помещена на полное государственное обеспечение в МУ «Территориальный центр социальной поддержки населения» _________ и находилась там с ДД.ММ. по ДД.ММ.. Постановлением главы самоуправления _________ от ДД.ММ. №000 Ожегова Ю.С. определена в госучреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Нейскую школу-интернат (л.д. 99).

В соответствии с постановлением главы самоуправления _________ от ДД.ММ. №000 несовершеннолетние Ожегова Ю.С. ДД.ММ., ее сестра О.М.С. ДД.ММ., ее сводные брат и сестра Д.И.В. ДД.ММ. и Д.П.В. ДД.ММ., направлены в госучреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12, 109).

Из установленных по делу обстоятельств, учитывая, что на момент смерти матери, истица являлась несовершеннолетней - ей исполнилось *****, а отец истицы фактически с момента рождения до совершеннолетия последней отбывал наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, усматривается, что в несовершеннолетнем возрасте Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. в силу закона относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Факт утраты истицей попечения родителей бесспорно установлен в том числе тем, что после смерти матери и до достижения совершеннолетия она воспитывалась в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом Торопова Ю.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно сведений Управления по вопросам миграции УМВД России по _________, сопоставленных со сведениями копии паспорта истицы, Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. была зарегистрирована по месту жительства: с ДД.ММ. по адресу: _________; с ДД.ММ. по адресу: _________; ДД.ММ. по настоящее время по адресу: _________ (л.д. 82, 185, 187).

Из искового заявления, пояснений истицы, материалов дела следует, что с ДД.ММ. Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. воспитывалась в Государственном образовательном учреждении _________ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «*****», далее ГОУ КО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «*****», которое являлось учреждением департамента образования и науки _________ и было ликвидировано ДД.ММ. (л.д. 91, 128).

С ДД.ММ. Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. обучалась по очной форме в ГОУ «*****», в период поступления относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается информацией Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 1 Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, копией студенческого билета, копией диплома (л.д. 103, 110, 188).

Из пояснений Тороповой Ю.С. следует, что в период обучения в училище истица проживала в общежитии училища. По окончании училища стала работать в образовательном учреждении _________ - ***** проживать на съемной квартире. С ДД.ММ. Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. жила и работала в _________. ДД.ММ. отделе ЗАГС по городскому округу _________ истица зарегистрировала брак с С.М.Е., после регистрации брака проживала на жилой площади, принадлежащей на правах собственности мужу, брак расторгнут ДД.ММ. (л.д. 93, 95, 15).

С ДД.ММ. Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. по настоящее время проживает и работает в _________, что подтверждается копиями трудовых договоров от ДД.ММ. и от ДД.ММ. с МОУ детский сад №000 «***** городского округа _________, копиями договоров о найме жилого помещения общежития ОГБОУ СПО «Шарьинский педагогический колледж _________»», сведениями о регистрации по месту пребывания и месту жительства (л.д. 182-184, 178-179, 180, 189-190, 82).

ДД.ММ. в отделе ЗАГС по городскому округу _________ истица зарегистрировала брак с Т.О.Н. (л.д. 16).

Согласно справки, выданной МУП Традиция _________, семья Тороповой Ю.С. состоит из двух человек (муж Т.О.Н.), зарегистрированных по адресу: _________ (л.д. 122).

В соответствии с представленными суду сведениями жилое помещение по вышеуказанному адресу на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ. находится в собственности Т.О.Н.., право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ. (л.д. 62-64, 84).

Из материалов дела следует, что истице Тороповой (Ожеговой, Смирновой) Ю.С. на территории _________ жилых помещений по договорам социального, специализированного найма не предоставлялось (л.д. 46, 50, 118). Сведений, что истица является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, у суда не имеется.

Согласно представленным суду сведениям ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ на Торопову (Ожегову, Смирнову) Ю.С. ДД.ММ. года рождения, сведения о регистрации права собственности на строения, помещения на территории _________ не обнаружены (л.д. 89). При этом указанные сведения о регистрации совместной собственности за Смирновой Ю.С. в двух квартирах в _________ в порядке приватизации в ДД.ММ. не имеют отношения к истице, так как в указанное время она имела фамилию Ожегова и проживала в _________.

В соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на ДД.ММ. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на жилые помещения Тороповой Ю.С. (предыдущие ФИО: Смирнова Ю.С., Ожегова Ю.С.), дата рождения ДД.ММ.. Уведомление содержит информацию представленную всеми территориальными органами Росреестра (л.д. 114).

Рассматривая доводы ответчика об отсутствии нуждаемости истицы в жилом помещении: 1) в связи с наличием закрепленного за ней жилого помещения по адресу: _________, которое признано непригодным для проживания в период, когда истице уже исполнилось 26 лет, в связи с чем она не может рассматриваться как лицо, подлежащее обеспечению жильём в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, поскольку была обеспечена жилым помещением, 2) в связи с добровольным ухудшением истицей своих жилищных условий при заключении договора о разделе имущества между бывшими супругами, согласно которого приобретенные в период брака с С.М.Е. жилой дом и квартира остаются в собственности бывшего супруга, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ одним из обязательных условий предоставления детям - сиротам жилого помещения является отсутствие у них закрепленного жилого помещения.

Как было указано ранее, постановлением главы самоуправления _________ от ДД.ММ. №000 несовершеннолетняя Ожегова Ю.С. ДД.ММ. направлена в госучреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом пунктом 2 постановлено обеспечить ее по окончании пребывания в госучреждении жилым помещением вне очереди (л.д. 12, 109).

Из материалов дела следует, что Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. с ДД.ММ. воспитывалась в ГОУ КО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «_________». С ДД.ММ. Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. обучалась по очной форме в ГОУ «_________», которое согласно выданного ей диплома окончила ДД.ММ..

Постановлением главы администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района _________ от ДД.ММ. №000 за Ожеговой Ю.С. ДД.ММ. закреплено жилье по адресу: _________ (л.д. 131).

Указанное постановление вынесено в период, когда истице исполнилось девятнадцать лет восемь месяцев и спустя четыре месяца после того, как она завершила обучение в образовательном учреждении профессионального образования.

Из информации главы Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района следует, что собственником указанного выше жилого помещения является Г.М.П., ДД.ММ. года рождения, жилое помещение было закреплено за Ожеговой Ю.С. постановлением №000 на основании того, что там проживали ее родители (л.д. 130).

Ответчик в отзыве ссылается на заключение межведомственной комиссии Якшанвского сельского поселения от ДД.ММ. №000, которым проживание в жилом помещении признано непригодным. Однако в соответствии с информацией администрации Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района указанное заключение межведомственной комиссии представить не возможно ввиду его отсутствия, обследование не проводилось (л.д. 221).

Вместе с тем из представленной суду заверенной надлежащим образом копии акта обследования помещения от ДД.ММ., закрепленного за Ожеговой Ю.С., следует, что комиссией в составе заместителя главы администрации, ведущего специалиста и специалиста по социальным вопросам проведено обследование жилого дома по адресу: _________, установлено, что в доме ни кто не проживает, стены из бревен начали разрушаться, пришли в негодность полы, рамы, частично разрушены стекла, сгнили подоконные подушки, подстропильные балки, разрушены печи. Комиссия пришла к заключению: дом к дальнейшей эксплуатации не пригоден (л.д. 222).

Согласно выписки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником жилого дома по адресу: _________, является Г.М.П., ДД.ММ. года рождения (л.д. 164), которая в соответствии с записью акта о смерти №000 умерла ДД.ММ., последнее место жительства _________ _________ (л.д. 167).

По информации нотариусов Поназыревского нотариального округа и Кологривского нотариального округа _________ наследственных дел после смерти Г.М.П. не заводилось (л.д. 199-200).

Таким образом, на основании представленных доказательств судом установлено, что на момент совершеннолетия Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. не имела закрепленного жилого помещения. Закрепленное за истицей в 19-летнем возрасте жилое помещение, в котором она проживала до направления в госучреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечало предъявляемым требованиям, так как через три месяца после принятия решения о закреплении, жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, что исключало возможность вселения истицы в закрепленное жилое помещение.

Из пояснений истицы следует, что после направления в 2000 году в госучреждение в доме по адресу _________, ни кто не проживал, дом не пригоден для проживания, что также подтверждается информацией администрации Якшангского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ. (л.д. 130).

Как следует из п. 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Согласно ст. 38 Семейного кодекса РФ раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов (пункт 1). Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено (пункт 2).

Из пояснений Тороповой Ю.С. и материалов дела следует, что в период брака истицы с С.М.Е. на имя супруга было приобретено недвижимое имущество: жилой дом по адресу: _________, _________, _________; двухкомнатная квартира по адресу: _________. При этом истица указала и представила документы, что данное недвижимое имущество было приобретено не за счет общих доходов, а на денежные средства С.М.Е. вырученные от продажи имевшейся до брака в его собственности недвижимости и денежные средства, предоставленные ему его родственниками (л.д. 143-149, 202-204).

В соответствии с нотариально удостоверенным договором раздела имущества между бывшими супругами от ДД.ММ., в собственности С.М.Е. оставлены принадлежащие ему на праве собственности жилой дом по адресу: _________, _________, _________; двухкомнатная квартира по адресу: _________ (л.д. 123).

Давая оценку доказательствам по делу и доводам ответчика о добровольном ухудшении жилищных условий истицей, суд учитывает, что положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей последствия намеренного ухудшения жилищных условий, применимы лишь к гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъекта Российской Федерации либо муниципального жилищного фонда.

Юридически значимым обстоятельством при решении вопроса обеспечения жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является отсутствие у лица в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.

Объективная нуждаемость истицы Тороповой Ю.С. в жилье ввиду отсутствия у нее в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, подтверждается материалами дела.

Рассматривая довод ответчика о том, что достигшая возраста 28-лет на момент обращения с иском в суд Торопова Ю.С. не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как она до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением не встала на учет нуждающихся в получении жилых помещений, не предпринимала все возможные действия для постановки на данный учет, суд учитывает следующее.

Постановлением главы самоуправления _________ от ДД.ММ. №000 Ожегова Ю.С. ДД.ММ. рождения должна быть обеспечена по окончании пребывания в госучреждении жилым помещением вне очереди (л.д. 12, 109).

Таким образом, на момент направления истицы в госучреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением органа местного самоуправления за несовершеннолетней Ожеговой Ю.С. признано право получение внеочередного жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ следует, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, возлагается на органы опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 147 Семейного кодекса РФ (в редакции действовавшей до 01 января 2008 года) детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений (пункт 1). Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи (пункт 2). Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возлагается на органы опеки и попечительства (пункт 3).

Приведенные выше нормы права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, предусматривают обязанность государственных органов обеспечивать защиту прав и интересов, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции действовавшей до 01 января 2013 года, т.е. на момент достижения Тороповой (Ожеговой, Смирновой) Ю.С. совершеннолетия и на момент окончания учреждения профессионального образования) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С ДД.ММ. Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. находилась в госучреждении для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей «Нейская школа-интернат», по окончании которой с ДД.ММ. проходила обучение в «_________» и проживала в _________, следовательно, обязанность по защите ее прав, в том числе жилищных, возлагалась на органы опеки и попечительства _________ и _________ соответственно периодам обучения.

Как было установлено судом, в данные периоды, в том числе на момент окончания учреждения профессионального образования, закрепленного жилого помещения она не имела.

Однако, на момент выпуска истицы из «_________», как администрация учреждения, так и орган опеки и попечительства муниципального образования _________, а также на момент окончания обучения истицы в «_________» орган опеки и попечительства муниципального образования _________, не провели проверку и не установили возможность возвращения Тороповой (Ожеговой, Смирновой) Ю.С. на прежнее место жительства в _________ (место выявления), а также не выяснили вопрос о необходимости обеспечения ее жилым помещением по месту жительства (_________) как лица, не имеющего закрепленного жилья. В последующем уполномоченными органами также не предпринимались меры по защите жилищных прав и интересов Тороповой (Ожеговой, Смирновой) Ю.С., обращения в адрес органов исполнительной власти о постановке на учет и обеспечении жилым помещением по окончании обучения в учреждения профессионального образования не направлялись.

Из материалов дела следует, что Тороповой (Ожеговой, Смирновой) Ю.С. предпринимались меры по реализации своего права как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением, в том числе до достижения возраста 23 лет.

Как следует из пояснений истицы, в июле 2008 года она обращалась в администрацию _________ с заявлением о предоставлении жилого помещения как сироте. Данный факт нашел свое подтверждение представленными суду доказательствами.

В соответствии с информацией администрации городского округа _________ и копией «Книги учета приема граждан по личным вопросам» проживающая на территории _________ (в возрасте 20 лет) Ожегова Ю.С. ДД.ММ. обращалась на прием по личным вопросам к главе городского округа _________ по вопросу предоставления ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Карточка приема отсутствует в связи с истечением срока хранения. Во время приема Ожеговой Ю.С. в устной форме был разъяснен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в соответствии с действующим на дату обращения законодательством. В интересах Ожеговой Ю.С. администрацией городского округа _________ ДД.ММ. был направлен запрос в администрацию Якшангского сельского поселения о пригодности для проживания жилого помещения, закрепленного за Ожеговой Ю.С., возможности предоставления ей другого жилого помещения либо компенсации. Жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Тороповой Ю.С. (ранее - Ожеговой) на территории _________ администрацией городского округа _________ не предоставлялось. Сведения об обращении в администрацию Ожеговой Ю.С. в Департамент по труду и социальной защите населения _________ для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, администрацией не направлялись (л.д. 118-120).

Из запроса администрации городского округа _________ в администрацию Якшангского сельского поселения от ДД.ММ. №000 следует, что на прием главы городского округа _________ с заявлением о предоставлении жилого помещения обратилась Ожегова Ю.С., ДД.ММ., проживающая по адресу: _________ революции, _________. Ожегова Ю.С. ранее была зарегистрирована и проживала по адресу: _________. В ДД.ММ. Ожегова Ю.С. была направлена в детский дом _________, после пребывания в котором обучалась в «_________». С ДД.ММ. Ожегова Ю.С. работает в детском саду №000 _________. При направление в детское государственное учреждение за Ожеговой Ю.С. было закреплено жилое помещение по адресу: _________, право на которое она сохранила по настоящее время. Прошу сообщить пригодно ли для проживания жилое помещение по указанному адресу, если нет - будет ли оно отремонтировано, предоставлено иное жилье или компенсация по обеспечению жильем Ожеговой Ю.С. и в какой срок (л.д. 17).

Из ответа на запрос администрации Якшангского сельского поселения от ДД.ММ. №000 следует, что жилье по адресу: _________, закрепленное за Ожеговой Ю.С. капитально отремонтировать или выплатить за него компенсацию нет возможности, предоставить иное соответствующее требованиям жилье не возможно, администрация ходатайствует о предоставлении жилого помещения Ожеговой Ю.С. на территории муниципального образования _________. Приложение акт обследования помещения, согласно которого комиссия пришла к заключению: дом к дальнейшей эксплуатации не пригоден (л.д. 18-19).

Таким образом, факт обращения в органы местного самоуправления за предоставлением Тороповой (Ожеговой, Смирновой) Ю.С. жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имел место до достижения истицей 23-летнего возраста.

При таких обстоятельствах, несмотря на отсутствие заявления Тороповой (Ожеговой, Смирновой) Ю.С. о включении ее в соответствующий список, формируемый Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства _________, не издание департаментом соответствующего приказа о включении ее в список, следует признать, что Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. не была поставлена на соответствующий учет и не обеспечена жилым помещением вне очереди по независящим от нее причинам.

Из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года, следует, что ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав указанных лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы, относится к уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, и как следствие, служат основанием для защиты в судебном порядке их права на внеочередное обеспечение жильем.

В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 1 января 2013 года пункте 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

Право на обеспечение жилым помещением до 01 января 2013 года Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала.

Как следует из представленных суду документов в период с ДД.ММ. Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. неоднократно обращалась в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении ей жилого помещения как лицу из категории детей, оставшихся без попечения родителей:

- ДД.ММ. заявление Шарьинскому межрайонному прокурору _________, - согласно ответа прокурора _________ от ДД.ММ. отказано со ссылкой на достижение 23-летнего возраста, рекомендовано в встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации Якшангского сельского поселения (л.д. 176, 197);

- обращение к заместителю главы администрации городского округа _________ по социальным вопросам, - согласно ответа начальника Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №000 Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства _________ от ДД.ММ. не установлен факт подтверждения статуса лица из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, так как неизвестно, находился ли отец О.С.П. в тюрьме до достижения истицей 18 лет (л.д. 25);

- ДД.ММ. обращение в электронную приемную губернатора _________ рассмотренное Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства _________, - согласно ответа за подписью директора департамента от ДД.ММ. закрепленное за Тороповой (Ожеговой, Смирновой) Ю.С. жилое помещение признано непригодным для проживания на момент достижения заявительницей возраста 27 лет, в органы исполнительной власти с заявлением и необходимыми документами по вопросу включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, до настоящего времени заявитель не обращалась (л.д. 26-27);

- ДД.ММ. обращение на имя Президента РФ направлено в администрацию _________ в целях принятия мер, направленных на реализацию права на обращение в органы местного самоуправления, - согласно ответа за подписью главы Поназыревского муниципального района от ДД.ММ. с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в МТОСЗН № 6 заявитель не обращалась (л.д. 22-24).

В то же время возникшая у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации до достижения Тороповой (Ожеговой, Смирновой) Ю.С. 23-летнего возраста обязанность по предоставлению вне очереди надлежащего жилого помещения по месту ее жительства на территории _________ не исполнена.

В рассматриваемом случае истец не может быть лишен гарантированного и нереализованного по уважительным причинам права на получение жилья, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее предъявляемым требованиям, при установлении факта нуждаемости в жилом помещении.

На момент рассмотрения дела местом постоянного жительства истицы Тороповой (Ожеговой, Смирновой) Ю.С. является _________.

Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 3 Закона).

При этом в силу ч. 2 ст. 3 названного Закона Костромской области№ 620-5-ЗКО перечислены государственные полномочия, которыми наделяются названные органы, среди них: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для лиц данной категории; принятие решений о предоставлении им жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет; принятие решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключение с указанными лицами договоров социального найма этих жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам названной категории содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

Согласно ст. 10 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.

Законом Костромской области от 20 декабря 2016 года № 176-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (ст. 19) утверждено распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, на 2017 год согласно приложению 18 к настоящему Закону, в том числе таблица 20 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам городских округов в 2017 году на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Городскому округу город Шарья переданы субвенции в размере 6 873,7 тыс. рублей.

Таким образом, принимая во внимание, что истица постоянно проживает на территории города Шарьи, обязанность по предоставлению истице жилого помещения специализированного жилищного фонда должна быть возложена на муниципальное образование городской округ город Шарья, что согласуется с действующими нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

С учетом изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, тот факт, что Торопова (Ожегова, Смирнова) Ю.С. имела соответствующий статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, органами местного самоуправления своевременно не была поставлен на учет как лицо указанной категории, нуждающееся в обеспечении жилым помещением, при отсутствии причин, препятствующих такой постановке, суд приходит к выводу о том, что требования истицы к администрации городского округа город Шарья о предоставлении жилья обоснованы, а потому подлежат удовлетворению. При этом жилое помещение должно быть предоставлено не из специализированного жилищного фонда Костромской области (указано в иске), а из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные исковые требования Тороповой Ю.С. к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа город Шарья Костромской области предоставить Тороповой Ю.С., ДД.ММ. года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарно-техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                                               Р.В. Удалов

2-32/2017 (2-1456/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Торопова (Ожегова) Юлия Сергеевна
Ответчики
Администрация городского округа г. Шарья
Другие
Департамент финансов Костромской области
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Администрация Костромской области
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
29.09.2016Передача материалов судье
29.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.11.2016Предварительное судебное заседание
28.11.2016Предварительное судебное заседание
26.12.2016Предварительное судебное заседание
20.01.2017Предварительное судебное заседание
26.01.2017Судебное заседание
31.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее