№ 33а-2335/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л. и Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 20 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя Вшивцева В.А. – Потапова С.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 января 2017 года, которым отказано в удовлетворении требований Вшивцева В.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании постановлений и обязании изменить границы территориальной зоны.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М.,
У С Т А Н О В И Л А:
Представитель Вшивцева В.А. – Потапов С.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконными Постановлений Администрации МОГО « Сыктывкар» № 10/3211 от 12 октября 2016 года и № 12/4247 от 08 декабря 2016 года «Об отказе в изменении границы территориальной зоны в м. Красная гора г. Сыктывкара Республики Коми» об отказе Вшивцеву В.А. в изменении границы территориальной зоны объектов инженерной инфраструктуры ("номер") путём выделения её части (земельные участки с кадастровыми номерами "номер", "номер" в м. Красная гора г. Сыктывкара) в зону застройки индивидуальными жилыми домами ("номер").
В судебном заседании административный истец участия не принимал, его представитель заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Администрации МОГО «Сыктывкар» возражала против удовлетворения заявленных Вшивцевым В.А. требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Вшивцева В.А. – Потапов С.Н. просит вынесенное решение отменить, как незаконное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны и их представители участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учётом требований статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, и возражений относительно жалобы.
Проверив дело в полном объёме, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного решения суда.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов
государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления регламентировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По правилам статьи 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке законности оспариваемых действий подлежат установлению их соответствие требованиям нормативно правовых актов и нарушение указанными действиями прав, законных интересов административного истца.
Из содержания искового заявления следует, что фактическим основанием обращения в суд с настоящим иском явилось несогласие заявителя с решениями об отказе в изменении границы территориальной зоны "номер" для земельных участков площадью 4929 кв.м. и 4931 кв.м., разрешенное использование: для обслуживания производственных зданий, расположенных по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Красная Гора (кадастровые номера "номер" и "номер").
Как следует из материалов дела, "дата" Вшивцев В.А. обратился к административному ответчику с заявлением об изменении границы территориальной зоны Ж-3 путём присоединения к ней части территориальной зоны "номер", в пределах которых расположены принадлежащие ему земельные участки.
Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» № 10/3211 от 12 октября 2016 года в изменении границы территориальной зоны объектов инженерной инфраструктуры ("номер") путём выделения её части (земельные участки с кадастровыми номерами "номер" и "номер" в м. Красная гора г. Сыктывкара) в зону застройки индивидуальными жилыми домами ("номер") заявителю было отказано в связи с расположением территории во втором поясе санитарной охраны источников водоснабжения и отсутствием централизованных сетей в данном районе.
"дата" Вшивцев В.А. повторно обратился в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением об изменении границы территориальной зоны "номер" путём присоединения к ней части территориальной зоны "номер", в пределах которых расположены принадлежащие ему земельные участки, ссылаясь на необоснованность вынесенного постановления от 12 октября 2016 года.
Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» № 12/4247 от 08 декабря 2016 года в изменении границы территориальной зоны объектов инженерной инфраструктуры ("номер") путём выделения её части (земельные участки с кадастровыми номерами "номер" и "номер" в м. Красная гора г. Сыктывкара) в зону застройки индивидуальными жилыми домами ("номер") заявителю было отказано в связи с несоответствием Генеральному плану МО ГО «Сыктывкар».
По данным кадастрового учета, из состава земельного участка с кадастровым номером "номер", площадью 9860 кв.м. с разрешённым использованием: для обслуживания производственных зданий, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами "номер" и "номер", того же вида разрешенного использования.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Данные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса.
В частности, статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет представительные органы местного самоуправления.
Утверждение представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Самостоятельный же выбор правообладателем основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков возможен лишь в соответствии с градостроительным регламентом (части 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из указанного следует, что изменение вида разрешенного использования на непредусмотренный градостроительным регламентом, возможно только посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки в порядке, установленном статьями 31, 32 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со статьёй 33 Градостроительного кодекса РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, поданные физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Из положений части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как верно указал суд первой инстанции, для каждого земельного участка, расположенного в пределах границ МОГО « Сыктывкар», разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам. При определении вида разрешённого использования во внимание принимается целевое назначение земельных участков, предоставляемых в пределах той или иной территории, с целью соблюдения при строительстве требований регламентов о соблюдении минимальных расстояний между постройками, противопожарных разрывов, и других обязательных требований.
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30 апреля 2010 года № 314/04-560 утверждены Правила землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар» - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержится порядок применения Правил землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар».
Согласно Правилам землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», и представленной выкопировки электронной карты города, земельные участки административного истца (м. Красная Гора) расположены в территориальной зоне "номер".
Основные виды разрешённого использования для указанной зоны: электростанции, ТЭЦ, котельные и газораспределительные станции большой мощности, газохранилища, АТС, районные узлы связи, КНС, распределительные подстанции, газораспределительные подстанции, котельные небольшой мощности, водопроводные станции (водозаборные и очистные сооружения) и подстанции (насосные станции с резервуарами чистой воды), водозаборные скважины, повысительные водопроводные насосные станции, водонапорные башни, городские канализационные очистные сооружения, локальные канализационные очистные сооружения, локальные очистные сооружения поверхностного стока, передающие и принимающие станции радио- и телевещания, связи, технические зоны: линии электропередачи, трубопроводы, подъездные железнодорожные и автомобильные пути, лесопарки (лесные массивы), озеленение специального назначения, пункты первой медицинской помощи без ремонтных мастерских и гаражей и с ремонтными мастерскими и гаражами, отделения милиции, государственной инспекции безопасности дорожного
движения, пожарной охраны, опорные пункты охраны общественного порядка, отделения связи, почтовые отделения, телефонные и телеграфные пункты, научные и опытные станции, метеорологические станции, склады и оптовые базы IV - V класса вредности по классификации СанПиН, стоянки открытого типа индивидуального легкового автотранспорта до 100 машино-мест, антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи, объекты инженерной защиты населения от ЧС.
Условно разрешёнными видами использования для указанной зоны являются: бани, сауны, химчистки, парикмахерские, прачечные, бизнес-центры, офисные центры
Вспомогательные виды разрешенного использования: мастерские по мелкому ремонту и обслуживанию автомобилей, автомобильные мойки, пункты питания, помещения или здания для охраны.
Земельный участок с кадастровым номером "номер", из которого впоследствии были образованы участки с кадастровыми номерами "номер" и "номер", с установленным для его территориальной зоны видом разрешённого использования приобретен истцом "дата", то есть после утверждения 30 апреля 2010 года Правил землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар» № 31/04-560. На указанном земельном участке расположены нежилое здание, проходная, станочный и отделочный цеха, собственником которых является Вшивцев В.А. В этой связи при определении границ территориальной зоны "номер" органом местного самоуправления уже принято во внимание целевое назначение остальных расположенных в пределах указанной зоны объектов, возможность эффективного целевого использования указанной территории в целом. Каких- либо доказательств то, что расположенные в пределах территориальной зоны "номер" земельные участки и объекты капитального строительства используются неэффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений, в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы представителя административного истца не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. При этом указанные доводы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции по обстоятельствам рассмотренного дела, которым дана надлежащая оценка доводам сторон, на основе совокупности представленных сторонами доказательств. Право собственности административного истца на земельные участки никем не ограничивается, в силу части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, он вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Вместе с тем внесение изменений в Правила землепользования и застройки возможно лишь при соблюдении предусмотренных действующим законодательством процедур, при этом право принятия решения о внесении изменения в Правила землепользования и застройки либо отклонения предложения о внесении изменений в указанные правила принадлежит главе местной администрации.
Нарушений процедуры принятия оспариваемых административным истцом постановлений при рассмотрении дела судом не установлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Вшивцева В.А. – Потапова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: