Дело № 12-40/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сухопаров В.И.
при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «22» февраля 2017 года жалобу ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года № 215 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ,
установил:
Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 23 августа 2016 года № 215 ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено назначение в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Северо-Западный лесной терминал» обратилось в суд с жалобой, в которой указало, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением процессуальных норм, должностными лицами Государственного учреждения «Сыктывдинское лесничество» не соблюден установленный порядок проведения проверки. Кроме того, Управлением лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» Кирушев Н.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме, дополнительно пояснил, что на момент проведения проверки в квартале 2, выдел 17,18 находилась древесина, принадлежащая предыдущему арендатору ООО «СЛПК».
Должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении – начальник Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Шевелев С.В., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 29).
Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337 утверждены Правила заготовки древесины, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации (далее - Правила).
В силу ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Согласно п. 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В силу ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие, законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с договором аренды лесного участка от 22.04.2008 № 25, заключенному между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «Сыктывдинский ЛПК», арендатору передан в аренду лесной участок, площадью 81408,0 га, в том числе расположенный на территории ГУ «Сыктывдинское лесничество» Шыладорское участковое лесничество в кварталах 116-118, 154-155, 184-192, 207-210, 234- 242, 285-292, 332-339, 383-390, 404-405, 433-453, 485-501, 512-517, 528-535, 544-617, площадью 41523,0 га, Пажгинское участковое лесничество в кварталах 1-10, 17-26, 33-54, 65-88, 101-115, 129-145, 157-166, 178-187, 200-211, 222-233, 116-126, 146-150, 188-189, 234-237, 244-251, 254-261. Вид использования лесов - заготовка древесины.
Договором от 01 июня 2015 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 25 от 22 апреля 2008 года ООО «Сыктывдинский ЛПК» передало свои права и обязанности новому арендатору - ООО «Северо-Западный лесной терминал».
Таким образом, ООО «Северо-западный лесной терминал» является лесопользователем.
В соответствии с лесной декларацией от 25.03.2014, ООО «Сыктывдинский ЛПК» в период с 04.04.2014 по 03.04.2015 использовало леса, расположенные в квартале 2, выделах 17,18 Пажгинского участкового лесничества для заготовки древесины.
На основании утвержденного руководителем ГУ «Сыктывдинское лесничество» плана проведения осмотров, обследований лесных участков на территории ГУ «Сыктывдинское лесничество» от 30.06.2016 № 51 и в соответствии с плановым заданием от 6.07.2016 лесничим-руководителем Пажгинского участкового лесничества проведен плановый осмотр, обследование лесных участков в Пажгинском участковом лесничестве.
В ходе обследования выявлено складирование заготовленной древесины на лесном участке (квартал 2 выдел 17, 18 – 59 куб. м., в т.ч. сосна 17 куб.м., ель 19 куб.м., береза 17 куб.м., осина 6 куб.м.).
На данный участок декларации на использование лесов в целях создания объекта лесной инфраструктуры (лесного склада) на период проведения проверки в адрес ГУ «Сыктывдинское лесничество» не поступало.
То есть выявлено нарушение п. 5 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 1.08.2011 № 337.
За нарушение п. 5 Правил заготовки древесины в отношении юридического лица ООО «Северо-Западный лесной терминал» 9.08.2016 был составлен протокол № 19-2016/22 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в соответствии с административным законодательством обязанность по доказыванию вины в суде в совершении административного правонарушения лица, привлекаемого к административной ответственности, лежит на должностном лице, возбудившем дело об административном правонарушении либо на административном органе.
При этом, как указано выше, из лесной декларацией от 25.03.2014 следует, что ООО «Сыктывдинский ЛПК» в период с 04.04.2014 по 03.04.2015 использовало леса, расположенные в квартале 2, выделах 17,18 Пажгинского участкового лесничества для заготовки древесины.
Из материалов дела также следует, что 14.05.2015 произведен осмотр мест рубок в кварталах 2,3,19, и установлено, что в квартале 2, на делянке 3 (выделы 17,18), объем не вывезенной древесины составляет 9590 куб.м.. Указанная древесина не вывезена ООО «Сыктывдинский ЛПК».
Представитель ООО «Северо-Западный лесной терминал» утверждает, что обнаруженная в ходе осмотра 6.07.2016 в квартале 2 выделах 17, 18 древесина в объеме 59 куб. м., является остатками древесину обнаруженной 14.05.2015 и соответственно не вывезена прежним лесопользователем - ООО «Сыктывдинский ЛПК».
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, суду не представлено достоверных, не вызывающих сомнений доказательств принадлежности обнаруженной 06.07.2016 древесины ООО «Северо-Западный лесной терминал», а соответственно и доказанности факта совершения именно этим юридическим лицом вмененного административного правонарушения.
Должностным лицом при рассмотрении административного материала в отношении ООО «Северо-Западный лесной терминал» не в полном объеме установлены все фактические обстоятельства дела, выводы должностного лица не основаны на требованиях действующего законодательства, в связи с чем, суд приходит к выводу, что постановление начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 23 августа 2016 года № 215 подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия в действиях ООО «Северо-Западный лесной терминал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление начальника Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года № 215 о привлечении ООО «Северо-Западный лесной терминал» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия в действиях ООО «Северо-Западный лесной терминал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.И. Сухопаров