Дело № 2-398/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2017 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Старцевой А.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Нытвенского района Батуева Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» <адрес>» <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушения природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Нытвенского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на выбросы, образующиеся от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных по адресам: <адрес>;
провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; оформить и получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующиеся от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных по адресам: <адрес>.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха предприятиями, осуществляющими свою деятельность на территории <адрес>.
В ходе проверки установлено, что МУП «ЖКХ <адрес>» допущены нарушения законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха.
Одним из видов деятельности МУП «ЖКХ <адрес>» является предоставление коммунальных услуг по обеспечению населения и предприятий (организаций) <адрес> тепловой энергией и водой. Обеспечение населения тепловой энергией осуществляется путем эксплуатации двух стационарных котельных, расположенных по адресам: <адрес> (используемое топливо - природный газ); <адрес> (используемое топливо - древесина, уголь). Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду при работе стационарных источников выброса вредных (загрязняющих) веществ, в атмосферный воздух происходит выброс следующих вредных веществ: азота диоксид, углерод (сажа), углерода оксид. При этом на предприятии не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработан и не утвержден проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. О необходимости устранения указанных нарушений природоохранного законодательства директору МУП «ЖКХ <адрес>» указывалось в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, однако в установленный законом месячный срок нарушения закона устранены не были.
В судебном заседании исковые требования поддержал помощник прокурора <адрес> Батуев Р.В. по доводам, изложенным в исковом заявлении, также указал, что ответчику было вынесено предписание, установлен срок для выполнения необходимых мероприятий, до настоящего времени нарушения не устранены В ответе прокурору и в плане усовершенствования ответчик указал на срок устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ, указанный срок представитель истец считает разумным.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ» <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Представитель третьего лица Государственной инспекции по экологии и природопользованию <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 2 ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 14 указанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно приложению № 2 к Методическим указаниям и руководству по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 30.06.2015 N 300, стационарное сжигание топлива включает в себя выбросы СО2 в атмосферу, возникающие в результате сжигания всех видов газообразного, жидкого и твердого топлива в котельных агрегатах, турбинах, печах, инсинераторах и других теплотехнических агрегатах, осуществляемого с целью выработки тепловой и/или электрической энергии для собственных нужд организаций или отпуска потребителям, а также для осуществления иных технологических операций.
Под стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует понимать любой источник с организационным или неорганизационным выбросом вредных веществ в атмосферу, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности, объекта) индивидуального предпринимателя, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 373, установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес>» <адрес> является действующим юридическим лицом (л.д. 32-38). Основной вид деятельности данного юридического лица – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, в т.ч. распределение пара и горячей воды (тепловой энергии, обеспечение работоспособности котельных, а так же иные дополнительные виды деятельности.
В результате прокурорской проверки установлено, что МУП «ЖКХ <адрес>» допускаются нарушения природоохранного законодательства. МУП «ЖКХ <адрес>» на территории Григорьевского сельского поселения осуществляет деятельность по обеспечению населения тепловой энергией посредством двух стационарных котельных, расположенных в <адрес> и в <адрес>, на предприятии не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработан и не утвержден проект предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха не внедряются и не используются; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено (л.д. 7-8).
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в адрес МУП «ЖКХ <адрес>» вынесено представление ДД.ММ.ГГГГ по принятию мер к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, причин и условий, способствующих их совершению (л.д. 9-11).
В ходе судебного заседания судом так же были исследованы материалы, подтверждающие, что ответчиком на представление прокурора предоставлена информация, из которой следует, разработанных и согласованных в установленном законом порядке проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на выбросы, образующиеся от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ у МУП «ЖКХ <адрес>» не имеется, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не произведена, не имеется и надлежаще оформленного в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующиеся от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ (л.д. 12, 13-14).
Во исполнение предписания прокурора МУП «ЖКХ <адрес>» разработан План устранения нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, согласно которого срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). Иных доказательств, указывающих на то, что ответчиком принимаются и другие необходимые меры по устранению нарушений, суду не представлено, что так же следует из содержания Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18) и и разрешения на выброс от ДД.ММ.ГГГГ по производственной территории, срок действия которого окончен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд приходит к выводу о том, что ответчик, являясь участником отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, урегулированных Законом РФ "Об охране атмосферного воздуха", не разработал и не утвердил проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не проведена инвентаризация источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, им не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Действия ответчика по несоблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушают интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанный истцом срок для устранения нарушений законодательства по охране атмосферного воздуха суд признает обоснованным и разумным.
На основании изложенного требования прокурора <адрес> суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес>» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующее:
- разработать и согласовать в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на выбросы, образующиеся от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных по адресам: <адрес>;
- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- оформить и получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующиеся от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных по адресам: <адрес>.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес>» <адрес> в пользу бюджета Нытвенского муниципального района <адрес> государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 02 мая 2017 года.
Судья Л.А. Пищикова