Дело № 33-4678/2012
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 3 октября 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Насиковской А.А.,
с участием прокурора Астапенко С.А.,
при секретаре Вандерлинской Н.К.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 11 сентября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., объяснения заинтересованного лица Парфенова В.А. и его представителя Солдатова И.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя заявителя Кудрявцева А.Н. – Рулева И.В., заключение представителя Ленинградской областной прокуратуры – Астапенко С.А., полагавшего обжалуемое определение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Кудрявцев А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от 30 августа 2012 года №, в соответствии с которым Парфенов В.А. был зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образовании <...> третьего созыва по <...> №.
В обоснование заявленных требований Кудрявцев А.Н. указал, что постановлением территориальной избирательной комиссии <...> от 18 июля 2012 года № на 14 октября 2012 года назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования <...> третьего созыва. Он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов <...> № согласно решению территориальной избирательной комиссии от 20 августа 2012 года №.
Парфенов В.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов по указанному избирательному округу в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии № от 30 августа 2012, выдвинут в порядке самовыдвижения. При регистрации Парфенова В.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов, представленные им подписные листы не соответствуют форме, установленной приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; протокол об итогах сбора подписей в территориальную избирательную комиссию представлен не был. В нарушение п.5 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ подписные листы были изготовлены не за счет средств избирательного фонда Парфенова В.А. Территориальная избирательная комиссия обязана была отказать Парфенову В.А. в регистрации на основании п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 11 сентября 2012 года заявленные требования Кудрявцева А.Н. удовлетворены.
Судом признано незаконным и отменено решение от 30 августа 2012 года № территориальной избирательной комиссии <...> с полномочиями окружной избирательной комиссии <...> № о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> третьего созыва Парфенова В.А. по <данные изъяты> №.
В апелляционной жалобе Территориальная избирательная комиссия Тосненского муниципального района Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным. По мнению комиссии, выводы суда о несоответствии закону формы подписных листов являются неправомерными, суд не указал в решении, в чем именно подписные листы не соответствуют установленной форме. Территориальная избирательная комиссия также ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено, что требования закона о необходимости изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с регистрацией кандидата Парфенова В.А.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене оспариваемого решения суда.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования <...> от 18 июля 2012 года № назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования <...> третьего созыва на 14 октября 2012 года в многомандатных избирательных округах, в том числе, в Тельмановском пятимандатном избирательном округе №. Указанным постановлением утверждена схема многомандатных избирательных округов.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Согласно ч.8 ст. 20 Закона Ленинградской области от 15 марта 2012 года № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области», выдвижение кандидата, муниципального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе, при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (ч. 1 ст. 24 указанного Закона Ленинградской области).
Пунктом 11 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 9 ст. 21 Закона Ленинградской области от 15.03.20012 № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» установлено, что избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При этом ч. 4 ст. 23 Закона Ленинградской области установлено, что при проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, прилагаемым к Федеральному закону, достоверность и наличие в них определенных статьей 21 настоящего областного закона сведений о кандидате, лицах, удостоверяющих подписные листы, соблюдение установленных правил их указания.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования должна быть оформлена согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Соответствующей формой подписного листа предусмотрено указание в нем сведений о выборах депутатов (наименование представительного органа муниципального образования и дата голосования) и сведений о кандидате.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования <...> от 30 августа 2012 года № кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> третьего созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу № зарегистрирован Парфенов В.А., который согласно протоколу об итогах сбора подписей, 24 августа 2012 года представил в избирательную комиссию два подписных листа с количеством подписей в листах: лист №- 5 подписей, лист №- 9 подписей.
Согласно ведомости проверки подписных листов 24 августа 2012 года территориальная избирательная комиссия признала достоверными 14 подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> третьего созыва.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей от 27 августа 2012 года количество достоверных подписей - 14, оснований для отказа в регистрации кандидата Парфенова В.А., не выявлено.
В соответствии с пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону.
Форма подписного листа установлена приложением 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой он начинается указанием на выборы депутатов с указанием наименования представительного органа муниципального образования, даты голосования. Затем в подписном листе записано, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижение или выдвижение кандидата в депутаты по наименованию или номеру избирательного округа гражданина с указанием гражданства, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности или рода занятий, места жительства. Далее подписной лист представляет из себя таблицу: в первой графе которой указан номер по порядку, во второй - фамилия, имя, отчество, в третьей - год рождения, в четвертой - адрес места жительства, в пятой серия и номер паспорта, в шестой- дата внесения подписи, в седьмой- подпись. Заканчивается подписной лист удостоверением подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием его данных и даты внесения. Подписывает этот лист кандидат и указывает дату.
Согласно пункту 14 статьи 37 указанного Федерального закона, при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. Такая же норма установлена частью 10 статьи 21 Закона Ленинградской области от 15 марта 2012 № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области».
Имеющийся в материалах дела подписной лист № (по нумерации согласно протоколу об итогах сбора подписей) содержит 9 подписей избирателей. Данный подписной лист не содержит сведений о кандидате, о выборах депутатов, о наименовании представительного органа муниципального образования, дате голосования и имеет форму не соответствующую форме установленной в приложении № Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Поэтому суд первой инстанции правильно указал, что изготовление подписного листа такой формы, какая представлена Парфеновым В.А., законом не предусмотрено. Другого подписного листа в территориальную избирательную комиссию Парфенов В.А. не предоставлял.
При таких обстоятельствах, в силу п. 8 ст. 37 и пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, девять подписей избирателей в подписном листе № (по нумерации согласно протоколу об итогах сбора подписей) являются недействительными.
Судебная коллегия также находит правильными выводы суда первой инстанции в части признания незаконным изготовления подписных листов не за счет средств избирательного фонда.
Согласно п. 5 ст. 37 Федерального закона, подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
В соответствии с пп. «и» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что 24 августа 2012 года Парфенов В.А. заявил в территориальную избирательную комиссию об открытии специального избирательного счета, однако изготовление подписных листов было осуществлено не за счет избирательного фонда, что Парфеновым В.А. при рассмотрении дела не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в соответствии с пп. «и» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона правомерно признал недействительными все подписи избирателей в подписных листах за Парфенова А.В.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Парфенов В.А. был вправе отказаться от использования ранее созданного избирательного фонда, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона.
Как следует из п. 1 ст. 58 Федерального закона, кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Согласно ч.3 ст. 38 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области», подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 38 настоящего областного закона).
В свою очередь, часть 2 ст. 38 Областного закона устанавливает, что создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат письменно уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах в заявлении, предусмотренном частью 2 статьи 20 настоящего областного закона, либо отдельным документом.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что кандидат обладает правом отказаться от создания избирательного фонда при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. Однако при этом кандидат обязан направить в соответствующую избирательную комиссию заявление об отказе от создания избирательного фонда по форме, установленной законом. В то же время законодательство в сфере избирательного права не предусматривает возможности кандидата отказаться от использования избирательного фонда, если он уже был создан.
Как было установлено, Парфенов В.А. открыл избирательный счет, однако изготовил подписные листы не за счет средств избирательного фонда.
Ссылки жалобы на то, что Парфенов В.А. письменно сообщил в ТИК об отказе от создания избирательного фонда, являются несостоятельными, поскольку не подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям ст. 59 и ст. 60 ГПК РФ и противоречат материалам дела, содержащим заявление Парфенова В.А. в территориальную избирательную комиссию об открытии специального избирательного счета.
В соответствии с п/п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
Поэтому судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что решение избирательной комиссии от 30 августа 2012 года о регистрации Парфенова В.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <...> третьего созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу № подлежит отмене по указанным выше основаниям, ввиду отсутствии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 11 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья <...>