Решение от 13.11.2015 по делу № 9а-189/2015 от 12.11.2015

Дело –189/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 декабря 2015 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд

в составе председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,

при секретаре: Мельниковой Н.А.,

с участием представителя заявителя Шагровой А.Н.,

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК – Юхновой Ю.С.,

представителя Министерства имущественных отношений СК Самойленко М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Ессентукское КООП» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель заявителя ООО «Ессентукское КООП» Сидельникова А.В. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в котором просит:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:110134:24, площадь 12330 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, 3–189/2015, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 года- 3–189/2015.

В обоснование требований указала, что ООО «Ессентукское КООП» является собственником земельного участка.

В соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» по состоянию на 01 января 2012 года кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составила 3–189/2015рублей.

Согласно отчету об оценке № 022/01/15 от 17 марта 2015 года, составленному оценщиком Торгово-Промышленной Палаты Ставропольского края Понкратовой Л.А., рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года <…>рублей.

На данный отчет об оценке в установленном порядке получено положительное экспертное заключение нормативно – методической экспертизы № 1119/2015 от 22 апреля 2015 года, подтверждающее, что отчет об оценке № 022/01/15 от 17 марта 2015 года соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Со ссылкой на ст.66 Земельного кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 20.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просила ее требования удовлетворить.

В судебном заседании, после ознакомления с заключением эксперта № 40\10\15-Э от 23 октября 2015 года, представитель заявителя по доверенности Шагрова А.Н. уточнила заявленные требования и просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <…>рублей по состоянию на 01.01.2012 года (т.2-л.д.118-120 ).

Представителем ФГБУ ФКП Росреестра Юхновой Ю.С. предоставлены письменные пояснения на заявление, в которых просит отказать в удовлетворении заявленных требований, как к ненадлежащему ответчику.

Министерством имущественных отношений Ставропольского края предоставлены пояснения на заявление, в которых указано, что Министерство является ненадлежащим заинтересованным лицом по заявленным требованиям, просит вынести законное и обоснованное решение, в соответствии с требованиями действующего законодательства. (т.1, л.д.170-172).

В судебном заседании представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю Юхнова Ю.С. поддержала доводы пояснений, просила вынести законное и обоснованное решение и не возражала против права истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края Самойленко М.Г. просил суд вынести законное и обоснованное решение, не возражал против права истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю администрации МО Ессентукского сельсовета, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явились. От представителя администрации МО Ессентукского сельсовета поступило ходатайство о проведении судебного заседания без его участия.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.

Согласно пункту 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, в случае, когда изменение площади земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость этого земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе данных результатов.

Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.

Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 1 января 2012 года.

Согласно отчету об оценке № 022/01/15 от 17 марта 2015 года, составленному оценщиком Торгово-Промышленной Палаты Ставропольского края Понкратовой Л.А., рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года <…> рублей.

На данный отчет об оценке в установленном порядке получено положительное экспертное заключение нормативно – методической экспертизы № 1119/2015 от 22 апреля 2015 года, подтверждающее, что отчет об оценке № 022/01/15 от 17 марта 2015 года соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство заявителя о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка.

По заключению судебной экспертизы 40/10/15-Э от 23 октября 2015 года, выполненной экспертом Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Кавказский федеральный университет», рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2012 года составляет 4039308, 00 (четыре миллиона тридцать девять тысяч триста восемь) рублей.

Согласно части 13 статьи 86 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.

Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного, суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение об определении рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Федеральному закону N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки, и признал его относимым и допустимым доказательством размера рыночной стоимости земельных участков.

Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении 40/10/15-Э от 23 октября 2015 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:29:110134:24, ░░░░░░░ 12330 ░░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░-░ ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░, <…>░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2012 ░░░░ ░ ░░░░░░░ <…>░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

9а-189/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
Истцы
Ольховик Е.Е.
Ответчики
Совет г.Лермонтова
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.stv.sudrf.ru
12.11.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.11.2015[Адм.] Передача материалов судье
13.11.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее