Дело № 2-46/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2016 года п.Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики,
под председательством судьи Соловьевой К.А.,
с участием зам. прокурора Урмарского района Демьянова Г.И.,
при секретаре судебного заседания Кузьминой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора (адрес изъят) в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
(адрес изъят) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 по том мотивам, что прокуратурой (адрес изъят) 20 и (дата) проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРН №), в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В ходе данной проверки установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежат здания магазинов «Мега Центр», расположенного по адресу: (адрес изъят), и «Атлант», расположенного по адресу: (адрес изъят). Вместе с тем, в нарушение требований указанных норм Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минрегиона России от (дата) №, ИП ФИО2 не принято надлежащих мер по исполнению требований к обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Так, имеющиеся при входе в здание магазинов «Мега Центр» и «Атлант» пандусы не соответствуют требованиям, предусмотренным п. (дата) Свода правил, так как уклоны пандусов круче 1:20 (длина пандуса при входе в магазин «Мега Центр» составляет 1,25 м при высоте подъема 45 см, длина пандуса при входе в магазин «Атлант» составляет 2,5 м при высоте подъема около 50-60 см). Кроме того, данные пандусы не имеют поручней. Вопреки требованиям п. 5.2.1 Свода правил на расположенной перед зданием магазина «Мега Центр» автостоянке не выделены места для транспорта инвалидов. Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком не ведется целенаправленная работа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности и беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Круг лиц, посещающих объект социальной инфраструктуры, индивидуально не определен.
Просит обязать ИП ФИО2 в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан, в том числе использующих кресла-коляски, в здания магазинов «Мега Центр», расположенного по адресу: (адрес изъят), и «Атлант», расположенного по адресу: (адрес изъят), путем обустройства входа в здания пандусом и поручнями в соответствии с требованиями п.п. (дата), (дата), 5, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минрегиона России от (дата) №, а также выделения на автостоянке перед магазином «Мега Центр» мест для транспорта инвалидов согласно п.п. 4.2.4 и 5.2.1 Свода правил 59.13330.2012.
В судебном заседании зам. прокурора (адрес изъят) ФИО5 исковые требования прокурора (адрес изъят) поддержал в полном объеме по указанным в нем основаниям.
Ответчик - индивидуальный предприниматель ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора (адрес изъят) признал, не отрицая факта выявленных нарушений прокуратурой района в ходе проверки от (дата) по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов в части беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, указанных в иске, то есть в отношении объектов, расположенных в (адрес изъят) (адрес изъят) (адрес изъят) и (адрес изъят). В настоящее время они пандусы к указанным в иске объектам установили, но доказательств об этом суду представить не может, так как какую-либо документацию об этом не оформили. Обязуется до вступления решения в законную силу соответствующие документы об исполнении ими указанных в иске нарушений предоставить в суд.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа, в том числе, к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с п. 9.1. Республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 февраля 2008 года № 21, при проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии со СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, ВСН 62-91, РДС 35-201-99.
Задание на проектирование утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Согласно п. 9.2 Республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.02.2008 № 21, к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Согласно п.п. 5, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее - Свод правил), в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
В силу п. 4.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
В соответствии с п. 4.1.15 Свода правил длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Пунктом 4.2.4 Свода правил установлено, что разметку места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размером 6,0x3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины - 1,2 м.
В судебном заседании установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здания магазинов «Мега Центр» и «Атлант» пандусы не соответствуют требованиям, предусмотренным п. 4.1.14 Свода правил, так как уклоны пандусов круче 1:20 (длина пандуса при входе в магазин «Мега Центр» составляет 1,25 м при высоте подъема 45 см, длина пандуса при входе в магазин «Атлант» составляет 2,5 м при высоте подъема около 50-60 см). Кроме того, данные пандусы не имеют поручней, что нашло свое подтверждение в справке помощника прокурора (адрес изъят) ФИО6 от (дата).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 об обязании о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора (адрес изъят) ФИО3 Республики в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРН №) в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан, в том числе использующих кресла-коляски, в здания магазинов «Мега Центр», расположенных по адресу: (адрес изъят), и «Атлант», по адресу: (адрес изъят), путем обустройства входа в здания пандусами и поручнями в соответствии с требованиями п.п. (дата), (дата), 5, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011г. №, а также выделения на автостоянке перед магазином «Мега Центр» мест для транспорта инвалидов согласно п.п. 4.2.4 и 5.2.1 Свода правил 59.13330.2012.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Урмарский районный суд.
Судья: К.А. Соловьева