Дело № 2-1660/2014 г.                                                                       

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2014 года               г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи С.В. Скрябневой,

при секретаре судебного заседания             В.Н. Иванове,

с участием лиц, согласно протоколу судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района Владимирской области в защиту интересов Паршиковой Алены Александровны к администрации Петушинского района Владимирской области, администрации Владимирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Петушинского района Владимирской области в интересах Паршиковой А.А., обратился в суд с иском, в котором просит: обязать администрацию муниципального образования «Петушинский район», обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Паршикову Алену Александровну благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Паршикова А.А. является ребенком-сиротой. Мать - *. умерла дата. Отец - *. лишен родительских прав решением * суда адрес от дата. Постановлением главы администрации адрес от дата признан факт невозможности проживания Паршиковой А.А. в ранее занимаемом помещении по адресу: адрес, Советская, адрес. Постановлением от дата Паршикова А.А. включена в муниципальный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с требованиями законодательства жилые помещения предоставляются лицам, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилого помещения. Несмотря на возникновение у Паршиковой А.А. права на предоставление ей благоустроенного жилого помещения, оно ей не предоставлено до настоящего времени.

В судебном заседании представитель заявителя иска старший помощник прокурора Петушинского района *. поддержала требования прокурора Петушинского района, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Истец - Паршикова А.А. в судебном заседании полностью поддержала исковые требования.

Представитель ответчика - администрации Петушинского района Владимирской области * действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. В представленном суду отзыве указала, что администрация Петушинского района надлежащим образом исполняет переданные государственные полномочия, приобретая на все средства субвенции квартиры и распределяя их в хронологическом порядке при возникновении права на получение жилого помещения у детей - сирот. Указано, что Паршикова А.А. была включена в муниципальный список детей-сирот под , в областном списке под . Указывает, что удовлетворение требований прокурора будет нарушать права и законные интересы других детей-сирот, которые состоят в областном сводном списке до нее. При этом в настоящее время право Паршиковой на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по договору найма специализированного жилого фонда не нарушено. Считает, что правовых основания для предоставления администрацией Петушинского района по договору найма специализированного жилого помещения истцу благоустроенного жилого помещения вне областного списка нет. Просит отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо - представитель Отдела опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации Петушинского района» Владимирской области *, при решении данного вопроса полагалась на усмотрение суда.

Ответчик - администрация Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Третье лицо - Департамент образования администрации Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

В представленном суду отзыве представитель администрации Владимирской области, Департамента образования администрации Владимирской области * действующая по доверенности, указала, что администрация Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

В отзыве указано, что финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного бюджета в виде субвенций. Так, Законом Владимирской области от дата № 158-ОЗ «Об областном бюджете на * год» на реализацию в * году вышеназванного государственного полномочия муниципальному образованию * район выделены субвенции в сумме * рублей. Планируется приобрести * квартир. Бюджетные средства областного бюджета * года через департамент образования администрации области переведены на счет муниципального образования Петушинского район. Согласно Порядку ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории адрес, утвержденному постановлением адрес от дата , орган местного самоуправления, наделенный государственными полномочиями по обеспечению лиц указанной категории жилыми помещениями ежеквартально формирует сведения по муниципальному образованию, который представляет в департамент образования администрации Владимирской области. Департамент образования формирует областной сводный список, Паршикова А.А. в списке по муниципальному образованию Петушинский район значится под порядковым , в областном сводном списке под . Указано, что формирование сводного списка исключает понятие очередности, однако не исключает понятие «хронологический порядок». Указано, что право Паршиковой А.А. на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено, она имеет право на обеспечение жилым помещением согласно Списку, по дате рождения, при наступлении обстоятельств, предусмотренных законодательством. Законодательством в области бюджетных отношений не предусматривается обязанность администрации области по распределению субвенций на обеспечение предоставления жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в бюджете РФ по каждому конкретному лицу указанной категории граждан. Администрация Владимирской области правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходные обязательства Владимирской области и размеры субвенций муниципальных образований на выполнение переданных им государственных полномочий не наделена. В данном случае она лишь выполняет обязанность по обеспечению передачи через департамент образования средств субвенций. Доказательств, что администрация Владимирской области надлежащим образом не исполнила обязанность в * году и не исполнит ее в дальнейшем суду не представлено. Указано, что определяя администрацию области ответчиком по настоящему делу, требований к администрации области не предъявляет. Письменный отзыв приобщен к материалам дела.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В Конвенции ООН «О правах ребенка», общепризнанных нормах международного права и в Р. законодательстве закреплен приоритет интересов благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.

Статья 20 Конвенции гласит, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

В соответствии с ч. l ст. 15 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъекта РФ.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства, которое носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами "ж, к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, установлены Федеральным законом от дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении *, дата года рождения, ее родителями являются * и *

Согласно копии свидетельства о смерти I-НА от дата * умерла дата.

Заочным решением Ленинского районного суда адрес от дата отец ребенка * лишен родительских прав в отношении дочери Паршиковой А.А..

Постановлением администрации адрес от дата установлен факт невозможности проживания Паршиковой А.А., дата года рождения, в ранее занимаемом помещении по адресу адрес

Постановлением администрации адрес от дата Паршикова А.А. включена в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Истец Паршикова А.А. достигла совершеннолетнего возраста дата включена в областной сводный Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по состоянию на дата год под по муниципальному образованию * район Паршикова А.А. значится под

По состоянию на дата у Паршиковой А.А. права на какие-либо объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ от дата "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

На основании ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ от дата "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных средств.

Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от дата N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы представителя ответчика администрации Петушинского района о том, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот, которые зарегистрированы до Паршиковой А.А. отклоняются судом, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющее указанное право от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом. При этом отсутствие или нехватка денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от предоставления жилья гражданам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Таким образом, судом установлено, что Паршиковой А.А. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные исковые требования к администрации Петушинского района Владимирской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В части требований прокурора Петушинского района Владимирской области, в интересах Паршиковой А.А., к администрации Владимирской области, суд приходит к следующему.

Истец в качестве ответчика указывает администрацию Владимирской области, однако каких-либо требований к ответчику администрации Владимирской области ни заявитель иска, ни истец не предъявляют.

В силу действующего законодательства в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования, а также обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Между тем доказательств того, что ответчиком администрацией Владимирской области нарушены права истца материалы дела не содержат, не добыл таких доказательств и суд.

При таких обстоятельствах, а также учитывая положения вышеназванного законодательства, суд считает, что заявленные исковые требования к администрации Владимирской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2014 ░░░░

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░                   ░.░. ░░░░░░░░░

2-1660/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Паршикова А.А.
Прокурор Петушинского района Д.А. Соколов
Ответчики
Администрация Владимирской области
Администрация Петушинского района
Другие
Департамент образования администрации Владимирской области
Органы опеки и попечительства администрации Петушинского района
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Дело на сайте суда
petushinsky.wld.sudrf.ru
18.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2014Передача материалов судье
21.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2014Судебное заседание
27.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее