Дело 2 - 245/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 мая 2017 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Н.А., при секретаре Котриковой Ю.С., с участием представителя ответчика Бурова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску У. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Пучежском муниципальном районе Ивановской области о включении в страховой стаж периода работы и перерасчете страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
У. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Пучежском муниципальном районе Ивановской области (далее УПФР в Пучежском муниципальном районе Ивановской области), отказавшему ему в зачете в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости, периода с января 1994 года по декабрь 1994 года, в который он трудовую деятельность не осуществлял по причине ликвидации <данные изъяты> районного Совета народных депутатов, где ранее занимал должность председателя, но получал заработную плату, выплачиваемую указанным Советом.
В судебное заседание У. не явился, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, представил суду заявление, в котором требования поддержал, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Буров И.С. иск У. не признал по тем основаниям, что периоды получения социальных выплат без трудового участия не могут быть включены в страховой стаж для получения пенсии по старости.
Суд, на основании ч. 5 ст.167 ГПК РФ, рассматривает дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя ответчика, судебные прения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Часть 4 ст. 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В период с 11 апреля 1992 года по 04 января 1994 года У. занимал должность председателя <данные изъяты> районного Совета народных депутатов.
Распоряжением Главы администрации <данные изъяты> района Ивановской области от 04 января 1994 года У. освобожден от должности председателя Совета в связи с ликвидацией <данные изъяты> районного Совета народных депутатов (п.1 ст. 33 КЗоТ РФ), с предоставлением социальных гарантий, предусмотренных ст. 93 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» (л.д.25).
В силу ч.2 ст. 93 Закона РФ от 06.07.1991 года № 1550-1 (ред. от 22.10.1992) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» руководители Совета и местной администрации, их заместители, руководители структурных подразделений аппарата Совета и местной администрации, их заместители продолжают получать назначенную им Советом заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от должности в случаях, указанных в законе (в ред. Закона РФ от 22.10.92 N 3703-1).
Согласно справке, выданной администрацией <данные изъяты> муниципального района от 11 марта 2017 года №, У. после увольнения его 4 января 1994 года в связи с ликвидацией организации получал социальные гарантии, предусмотренные ст. 93 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» за период с января по декабрь 1994 года (л.д.10).
С 20 марта 2016 года У. является получателем страховой пенсии по старости бессрочно.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 4 марта 2017 года № в страховой стаж У. не включен период с 5 января 1994 года по 6 января 1995 года по тем основаниям, что денежные выплаты, которые получал истец, относятся к социальным гарантиям лицам, уволенным в связи с ликвидацией организации, и не являются суммами, начисленными за трудовую деятельность.
Согласно ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Как следует из п. 54 Указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26.03.1993 г. № 1-28-У «Ответы на вопросы по применению закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавших в спорный период, заработная плата, выплачиваемая руководителям местных Советов, местной администрации и должностным лицам местной администрации, до устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от должности, в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 93 Закона РСФСР от 06.07.1991 г., а так же доплата до уровня прежней заработной платы, выплачиваемая в соответствии с п. 3 ст. 93 указанного закона являются выплатами компенсационного характера и не учитываются при исчислении пенсий.
Согласно положениям ст. 89 - 92 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в редакции, действовавшей в спорный период, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
В общий трудовой стаж включались наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, следующие периоды:
а) временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболеванием;
б) уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
в) уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности;
г) проживание жен офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности для их трудоустройства, но не более 10 лет в общей сложности;
д) проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
е) пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
ж) выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
К периодам работы и (или) иной деятельности, включаемым в страховой стаж Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. ст. 10 и 11, относятся периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела в суде действуют положения ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», согласно ст. 11 и 12 которого в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, период, в течение которого на лицо распространялись социальные гарантии руководителей Совета, местной администрации, других должностных лиц, предусмотренные ст. 93 Закона РФ от 06.07.1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской федерации», законодательством, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, действовавшим как на момент получения истцом выплат, предусмотренных ч. 2 указанного закона, так и на момент назначения ему пенсии по старости и на настоящее время, в качестве периода, включаемого в страховой стаж, предусмотрен не был.
Законом РФ от 06.07.1991г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» включение данного периода в стаж работы, дающей право на назначение пенсии, так же не предусмотрено.
Содержащиеся в Законе РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», перечни периодов, засчитываемых в страховой стаж, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Удержание подоходного налога с выплат за период с апреля по декабрь 1994 года, получаемых истцом, само по себе не является основанием к включению спорного периода в страховой стаж.
Трудовая деятельность в спорный период не осуществлялась, что подтверждается записями в его трудовой книжке (л.д11-24).
С учетом изложенного доводы истца о включении спорного периода в его страховой стаж со ссылкой на то обстоятельство, что получаемые им в соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона РФ от 06.07.1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», в течение года после увольнения выплаты, согласно «Инструкции о составе средств, направляемых на потребление», утвержденной Госкомстатом РФ 13.10.1992 г. № 6-3/124, были именно заработной платой, не являются основанием к удовлетворению заявленных требований.
Анализ правовых актов позволяет сделать вывод об отсутствии указания на то, что период предоставления социальных гарантий по ст. 93 Закона РФ от 06.07.1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» включается в страховой стаж для начисления пенсии по старости.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования У. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Пучежском муниципальном районе Ивановской области о включении в страховой стаж периода работы с января по декабрь 1994 года и перерасчете страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба может быть подана в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н. А. Овчинникова