Решение по делу № 2-2351/2016 от 16.12.2016

Гр.дело №2-383/17г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2017 года <адрес>

Можайский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хлюстова В.В.,

при секретаре Власовой Н.В.,

с участием прокурора, Зениной А.С.,

представителя ответчика – Администрации Можайского муниципального района, Берестянского Ю.А.,

представителя 3-го лица – АО «Мосводоканал», Ханиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к Администрации Можайского муниципального района, Цветковой Татьяне Сергеевне, 3-и лица – АО «Мосводоканал», Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о понуждении к использованию земельного участка в соответствии с установленными ограничениями, внесении в ГКН и ЕГРП сведений об обременении земельного участка, -

у с т а н о в и л:

Межрайонный природоохранный прокурор МО в интересах Российской Федерации в лице Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, обосновывая свои требования тем, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Можайского муниципального р-на и Цветковой Т.С., последней передан в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для дачного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, вблизи д.<адрес> ходе административного обследования данной земли, проведенного в ДД.ММ.ГГГГ года специалистами Росреестра по <адрес>, АО «Мосводоканал» и МКУ «Содействие», было установлено, что вышеуказанный земельный участок частично расположен в границах 100-метровой полосы – на расстоянии 90 м от нормального подпорного уровня Можайского водохранилища, входящего в систему источников питьевого водоснабжения <адрес>, находящегося в собственности Российской Федерации. Поскольку п.4.4 СП 2.1.42625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>» не допускается размещение земельных участков под дачное строительство, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочные станции (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 м от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка, а при строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдение требования о нахождении всех строений на расстоянии 100 м от уреза воды, недопущение капитальной застройки в зонах рекреации указанной 100-метровой полосы, истец, ссылаясь на то, что использование указанного земельного участка без ограничений, установленных СП 2.1.42625-10, противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушает экологические права неопределенного круга лиц, просил: обязать Цветкову Т.С. использовать принадлежащий ей на праве аренды земельный участок с кадастровым в соответствии с ограничениями, установленными названными выше правилами; внести в ГКН и ЕГРП сведения об ограничении (обременении) прав при использовании данного земельного участка в соответствии с п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 с указанием в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений; обязать Администрацию Можайского муниципального района инициировать внесение в договор аренды этого земельного участка условия об ограничении его использования в соответствии с п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-1.

В судебном заседании представитель истца, Зенина А.С., настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика – Администрации Можайского муниципального района, Берестянский Ю.А., иск не признал, пояснив, что спорный земельный участок лишь частично находится в 100-метровой охранной зоне Можайского водохранилища, и установление ограничений на весь земельный участок будет нарушать права его арендатора.

Ответчица, Цветкова Т.С., извещалась судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако, в суд не явилась, доказательств уважительности причин неявки и возражений на иск суду не представила.

Представитель 3-го лица – АО «Мосводоканал», Ханина Н.Н., в судебном заседании считала исковые требования подлежащими удовлетворению.

3-и лица, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО и Управление Росреестра по МО, своих представителей в суд не направили, возражений на иск суду не представили.

Суд считает, иск подлежит частичному удовлетворению.

В судебном заседании из пояснений лиц, участвовавших в деле, и материалов дела установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией Можайского муниципального района и Цветковой Т.С. последней передан в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером , относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для дачного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

Из представленных суду выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ., и уведомления об отсутствии сведений в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что в сведениях о земельном участке с кадастровым номером отсутствует информация об особых условиях (ограничениях) его использования, в том числе о необходимости соблюдения требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ. административного обследования объекта земельных отношений, составленного заместителем главного государственного инспектора Можайского и <адрес>ом <адрес> по использованию и охране земель Капральновой Н.И., государственным инспектором Можайского и <адрес>ов <адрес> по использованию и охране земель ФИО7, а также заключению кадастрового инженера МКУ ММР МО «Содействие» ФИО8, земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах 100-метровой полосы – на расстоянии 90 метров от нормального подпорного уровня Можайского водохранилища, входящего в систему источника питьевого водоснабжения <адрес>, находящегося в собственности Российской Федерации, однако в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об особых условиях (ограничениях) его использования с соблюдением требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 не содержится.

Статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гарантировано право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, как гаранта экологической безопасности.

Как указано в пункте 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2009г. -П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9, ч.1).

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции РФ целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (ст.42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности – принцип приоритета публичных интересов.

Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ст.43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст.42 ЗК РФ.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Абзацем 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности;

Положениями п.2 ст.12 того же Закона установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.04.2010г. , содержат описательные характеристики расчета зон санитарной охраны и устанавливают ограничения использования земельных участков, попадающих в режимные зоны. Согласно данным правилам, Можайское водохранилище входит в систему источников питьевого водоснабжения <адрес>.

В соответствии с п.4.4.4 данных Санитарных правил, на территории 2 пояса ЗСО не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.

Пунктом 1.17 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. , установлено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008г. -р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации» Можайское водохранилище включено в перечень водоемов, использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.

В силу толкования ст.10 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском), в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.

В соответствии с п.5 ч.2 и п.6 ч.5 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

С введением в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и внесением изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастр недвижимости (ГКН) переименован в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Как следует из обстоятельств дела, установленных судом, земельный участок, арендованный Цветковой Т.С. у Администрации Можайского муниципального района, находится во втором поясе зоны санитарной охраны, что подтверждается вышеуказанными нормативными правовыми актами, а также имеющимися в материалах дела актом административного обследования земельного участка. При этом вид разрешенного использования данного земельного участка предусматривает возможность ведения строительства на нем, что недопустимо и противоречит требованиям п.4.4.4 СП 2.1,4.2625-10, поскольку частично данный участок входит в 100-метровую полосу от нормального подпорного уровня Можайского водохранилища, входящего в систему источников питьевого водоснабжения <адрес>.

Следовательно, использование данного земельного участка без ограничений, указанных в СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 может повлечь загрязнение питьевого источника и нарушить закрепленное и гарантированное ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, как гаранта экологической безопасности.

Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора о понуждении Цветковой Т.С. к использованию земельного участка с кадастровым номером в соответствии с ограничениями, установленными названными выше правилами, и внесении в ЕГРН и ЕГРП сведений об этих ограничениях – законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая же требование прокурора о понуждении Администрации Можайского муниципального района инициировать внесение в договор аренды спорного земельного участка условий об ограничениях в его использовании, установленных СП 2.1.42625-10, суд полагает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно ст.615 ГК РФ, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

В соответствии со ст.621 ГК РФ, при заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Принимая во внимание данные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца о понуждении Администрации Можайского муниципального района инициировать внесение в договор аренды земельного участка с кадастровым номером условий об ограничениях в его использовании, предусмотренных СП 2.1.42625-10, не подлежат удовлетворению, поскольку противоречат действующему законодательству.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, -

р е ш и л:

иск Межрайонного природоохранного прокурора МО удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести в Единый государственный реестр недвижимости и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об особых условиях использования и режима хозяйственной деятельности земельного участка с кадастровым номером в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.

Обязать Цветкову Татьяну Сергеевну использовать земельный участок с кадастровым номером в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.

Межрайонному природоохранному прокурору МО в удовлетворении остальной части иска, а именно: в возложении на Администрацию Можайского муниципального района МО обязанности инициировать внесение в договор аренды земельного участка с кадастровым номером условий об ограничении в его использовании в соответствии с п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья В.В. Хлюстов

2-2351/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Мерайонная природоохранная прокуратура МО В интересах Москлвско-Окского бассейного водного управления
Ответчики
Цветкова Т.С.
Администрация Можайского раойна
Другие
Управление Росреестра
АО Мосводоканал
ФГБУ ФКП Росреестра
Суд
Можайский городской суд Московской области
Дело на странице суда
mojaisk.mo.sudrf.ru
16.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2016Передача материалов судье
21.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2017Судебное заседание
16.02.2017Судебное заседание
16.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2017Дело оформлено
22.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее