15 марта 2017 года г. Петрозаводск
Председатель Верховного Суда Республики Карелия Наквас А.В., рассмотрев жалобу (...) в интересах Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту – Кондопожское ММП ЖКХ, Предприятие), поступившую в Верховный Суд Республики Карелия 01 февраля 2017 года, навступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах, главного государственного санитарного врача в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах от 30 июня 2016 года, решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 01 ноября 2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 26 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, в отношении Кондопожского ММП ЖКХ,
установил:
постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах, главного государственного санитарного врача в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах от 30 июня 2016 года Кондопожское ММП ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Решением судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 01 ноября 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 26 декабря 2016 года, постановление должностного лица признано законным, а жалоба Кондопожского ММП ЖКХ оставлена без удовлетворения.
Заявитель выражает несогласие с вышеуказанными судебными постановлениями, просит их отменить, производство по делу прекратить. Так, (...). полагает, что Предприятие, как управляющая организация, является лишь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах в д. Тивдия, в связи с чем обязанность по производственному контролю качества поставляемой воды потребителям на Кондопожское ММП ЖКХ не возложена, что, по мнению заявителя, подтверждает приложенная к жалобе копия письма Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 01 марта 2017 года.
Также считает, что должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении Кондопожского ММП ЖКХ был нарушен срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения п. 4.2 СанПин 2.1.4.1074-01 (Предприятие не разработало и не имеет рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды в д. Тивдия), поскольку о данном противоправном деянии административному органу было известно при его согласовании с Кондопожским ММП ЖКХ рабочей программы в 2011 году.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся постановление и судебные решения законными и обоснованными, оснований для их пересмотра не имеется.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологческом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) к обязанностям индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе относится выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения Кондопожского ММП ЖКХ к административной ответственности послужили следующие обстоятельства.
16 мая 2016 года должностным лицом надзорного органа было вынесено определение о проведении административного расследования, в ходе которого было установлено, что собственником объектов системы холодного водоснабжения в д. Тивдия Кондопожского района, в частности артезианской скважины, водопроводной сети, водонапорной башни, является общество с ограниченной ответственностью «(...)» (далее по тексту – ОАО «(...)», Общество).
25 ноября 2011 года между ОАО «(...)» и Кондопожским ММП ЖКХ был заключен договор на оказание услуг по холодному водоснабжению жилых домов в д. Тивдия. 13 декабря 2013 года
ОАО «(...)» уведомило Кондопожское ММП ЖКХ о том, что в связи с окончанием срока действия лицензии на право пользования недрами для подземных вод из скважины д. Тивдия, Общество в одностороннем порядке отказывается от исполнения вышеуказанного договора на оказание услуг по холодному водоснабжению. 24 декабря 2013 года артезианская скважина
ОАО «(...)» была законсервирована в связи с закрытием подсобного хозяйства. В последующем поставку холодной воды потребителям в д. Тивдия обеспечивало Кондопожское ММП ЖКХ на основании договоров управления. Оплата населением за услуги по холодному водоснабжению осуществлялась Предприятию по тарифам и показаниям индивидуальных приборов учета ежемесячно.
В ходе проведения вышеуказанного административного расследования административным органом было установлено, что при эксплуатации системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и оказании услуги населению по холодному хозяйственно-питьевому и питьевому водоснабжению 30 мая 2016 года в 15 час. 00 мин. в д. Тивдия Кондопождского района Республики Карелия Кондопожское ММП ЖКХ нарушило требования санитарно-эпидемиологического законодательства (ст.ст. 11, 18, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), а именно: в нарушение п. 2.4 и раздела II приложения 1, п. 4.2 «СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» не разработало и не имеет рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению д. Тивдия централизованной системой водоснабжения, которая должна быть согласована органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждена соответствующей территории в установленном порядке; не обеспечило производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой; не контролировало качество питьевой воды в точках водозабора распределительной сети централизованного хозяйственно-питьевого водопровода д. Тивдия.
Вина в совершении правонарушения подтверждена материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протоколами опроса свидетелей, копией договора управления многоквартирным домом и иными материалами.
Таким образом, в действиях Кондопожское ММП ЖКХ обоснованно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. назначено в пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Предприятие, как управляющая организация, является лишь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах в д. Тивдия, в связи с чем обязанность по производственному контролю качества поставляемой воды потребителям на него не возложена, что, по мнению заявителя, подтверждает приложенная к жалобе копия письма Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 01 марта 2017 года, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
Как видно из материалов дела, единственным источником питьевой воды для потребителей
д. Тивдия является артезианская скважина. Кондопожское ММП ЖКХ, как управляющая организация, фактически эксплуатирует централизованный хозяйственно-питьевой водопровод в данном населенном пункте, осуществляет холодное водоснабжение по наружной водопроводной сети до зданий и сооружений, поставляет коммунальный ресурс потребителям многоквартирных домов.
Таким образом, проанализировав положения нормативных правовых актов, оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судьи обоснованно пришли к выводу о том, что Предприятием не выполняются санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Ссылка в жалобе на то, что должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении Кондопожского ММП ЖКХ, был нарушен срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения п. 4.2 СанПин 2.1.4.1074-01, поскольку о данном противоправном деянии административному органу было известно при его согласовании с Кондопожским ММП ЖКХ рабочей программы в 2011 году, несостоятельна.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 17 июня 2016 года нарушения были выявлены 30 мая 2016 года в 15 часов 00 минут (л.д. 43). Вопреки доводу жалобы вмененное Предприятию административное правонарушение имеет длящийся характер, и время его совершения устанавливается исходя из времени его выявления, следовательно, срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, должностным лицом был соблюден.
Каких-либо иных доводов и доказательств, исключающих наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого правонарушения, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах принятые по настоящему делу постановление должностного лица, решения судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия и судьи Верховного Суда Республики Карелия являются законными и обоснованными, оснований для их пересмотра не установлено.
Срок подачи жалобы на вступившие в законную силу постановление и решения по делу об административном правонарушении положениями КоАП РФ не определен, в связи с чем ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы оставляется без рассмотрения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Председатель Верховного Суда Республики Карелия
постановил:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах, главного государственного санитарного врача в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах от 30 июня 2016 года, решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 01 ноября 2016 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 26 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу (...) в интересах Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства – без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Республики Карелия А.В. Наквас