Материал № 12-122/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Кирово-Чепецк 02 мая 2017 года
Судья Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области Романова О.А.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ» по доверенности Алыповой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ» на постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 № от 17.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 № от 17.03.2017 ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 111 000 руб.
Не согласившись с данными постановлением, ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ» представило в суд жалобу, в которой указывает, что в связи с существенными изменениями организационных и технологических условий (снижение потребительского спроса и уменьшения объемов продаж) в целях сохранения рабочих мести предотвращения массового увольнения работников в Обществе с 16 ноября 2015 по 13 мая 2016 и с 1 июня 2016 по 27 ноября 2016 была введена 4-дневная рабочая неделя. Не смотря на тяжелое финансовое положение предприятия, мероприятия по проведению периодических медицинских осмотров Общество проводило ежегодно в обязательном порядке. В период 2015 -2016 годов изданы соответствующие приказы с установлением времени и количества работников, которым такие осмотры необходимо провести; заключены договоры с КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» на оказание медицинских услуг. Но в связи с недостаточностью финансовых средств, в списки на периодические медицинские осмотры были включены не все профессии, которые указаны в Перечне вредных профессий. Всего на мероприятия по охране труда Общество потратило в 2015 году - 5 599 000 руб., в 2016 году -8 172 000 руб., в том числе на проведение медицинских осмотров в 2015 году -293 800 руб., в 2016 году - 599 800 руб. Деятельность предприятия в основной своей массе (более 70%) доходов получает в результате выполнения Государственного оборонного заказа. Но в связи с дефицитом денежных средств на предприятии введен режим строжайшей экономии, в первую очередь оплачиваются материалы для производства, энергоресурсы, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, заработная плата. Оплата наложенного Государственной инспекцией труда в Кировской области штрафа в сумме 111 000 рублей тяжело отразится на финансовом положении Общества и может повлечь за собой срыв поставок комплектующих изделий для выполнения Государственного оборонного заказа и возможности провести обязательные периодические медицинские осмотры меньшему количеству работающих в 2017 году. Исходя из того, что совершенное Обществом правонарушение с учетом его характера, а также роли Общества в совершении правонарушения, не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям и деяние не повлекло за собой тяжелых для города и населения последствий, с учетом финансового положения общества, просят с применением положение ч. 3.2, 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа до 55 000 руб.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности - ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ» по доверенности Алыповой Л.Г. в судебном заседании поддержала доводы изложенные в жалобе.
Представитель административного органа - Государственной инспекции труда в Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом извещен.
Суд, заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний,
санкцией которой предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из представленных материалов дела установлено, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 28.02.2017 по 13.03.2017 в ОАО «ВЭЛКОНТ» выявлены нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 17.03.2017 № а именно 27.02.2017 в ОАО «ВЭЛКОНТ» с уборщиком территорий 2 разряда ФИО2 произошел несчастный случай. В хорде проведенного расследования установлено, что ФИО2 допущен к работе как не прошедший обязательный периодический медицинский осмотр в течении 2014-2016 года. Согласно списка контингентов работников ОАО «ВЭЛКОНТ», он должен был проходить периодический медицинский осмотр ежегодно.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению N 1, п. 3.8, п. 4.1 предусмотрено, что уборщик территорий периодический осмотр должен проходить 1 раз в год.
Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 № от 17.03.2017 ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 111 000 рублей.
Такими образом, начальником отдела Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 правильно установлено, что в действиях инспекции труда в Кировской области ФИО1 № от 17.03.2017 ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ» имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами административного дела, не оспариваются ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ», привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет Кодексом установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В своей жалобе ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ» просят снизить размер административного штрафа до 55 000 руб., поскольку совершенное Обществом правонарушение с учетом его характера, а также роли Общества в совершении правонарушения, не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям и деяние не повлекло за собой тяжелых для города и населения последствий, а также с учетом его финансового положения, однако при рассмотрении данного дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судья считает данные доводы несостоятельными и не находит оснований для снижения размера штрафа. Наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в судебном заседании не установлено.
Действия ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ» по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, должностным лицом органа Роструда не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
При указанных выше обстоятельствах, прихожу к выводу, что постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 № от 17.03.2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоПА РФ ОАО «Электромашиностроительный завод «ВЭЛКОНТ», является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.ст. 30.6, ч.1 п.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1 № ░░ 17.03.2017 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 3 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.