Дело № 3-18\2014
Р Е Ш Е Н И Е
Р Е З О Л Ю Т И В Н А Я Ч А С Т Ь
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд в составе:
Председательствующего ФИО9
При секретаре ФИО4
С участием прокурора ФИО5
Рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ
Дело по заявлению: <адрес> организации Общероссийской общественной организации « Всероссийское общество спасания на водах» о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Кемеровская областная организация <данные изъяты>) обратились в суд с заявлением и просят признать недействующим Приложение к Постановлению Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов <адрес>», в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере № рублей \ кв.м\. и его кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей, с момента принятия данного постановления.
Требования мотивированы тем, что Кемеровская областная организация Общероссийская общественная организация «ВОСВОД» владеет на праве постоянного ( бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 42:24:0401035:312, площадью 20 717 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42- АД 033750 от ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов <адрес>» удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> кв.м., утвержден в размере 5961,98 рублей \кв.м.\, кадастровая стоимость утверждена в размере 154 771 331, 44 руб.
Текст постановления Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № без приложения опубликован в газете «Кузбасс» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно акта определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с изменением площади указанного земельного участка, его кадастровая стоимость изменилась пропорционально площади и составила <данные изъяты>66 рублей (20 717 кв.м. х 5961,98 рублей \ кв.м.\).
Заявитель считает, что постановление Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 520, в части утверждения кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401035:312, противоречит пункту 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 39, поскольку кадастровая стоимость земельного участка Коллегией <адрес> определена исходя из того, что указанный земельный участок отнесен к 7 виду разрешенного использования, что по мнению заявителя не соответствует пункту 2.1.7. Методических указаний от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции, действовавшей на момент определения кадастровой стоимости). Согласно пункту 2.1.7 выше названных Методических указаний, к 7 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры, искусства, религии. Между тем, к 8 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
Заявитель считает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенная с отнесением земельного участка к 7 виду разрешенного использования, является необоснованной, поскольку в данном случае, при определении кадастровой стоимости следовало отнести земельный участок не к 7 виду разрешенного использования, а к 8 виду разрешенного использования.
Земельный участок с кадастровым <данные изъяты>, правообладателем которого является заявитель, был предоставлен ранее на основании решения Исполкома Кемеровского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельных участков для строительства», <данные изъяты>
<данные изъяты>». <адрес> организации Общероссийской общественной организации <данные изъяты> определены задачи организации, в частности: участие в осуществлении программ и мероприятий по охране жизни людей на водах, проведение спасательных работ, ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий; проведение агитационно-массовых мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья населения, а также предупреждения гибели людей на водах; участием в создании и организации работы спасательных постов организации на водных бассейнах области; участие в подготовке решений органов местного самоуправления по вопросам обеспечения безопасности и охраны жизни и здоровья людей на водах. На спорном земельном участке расположены здание спасательного поста и дом рыбака. В настоящее время указанный земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401035:312 расположен в территориальной зоне РТ-В- зоне резервных территорий с ограничениями в использовании земельных участков и объектов капитального строительства с нахождением в водоохраной зоне реки Томь. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату определения кадастровой стоимости), на спорном участке размещены здания и сооружения для хранения, отстоя, технического осмотра и профилактики водно-моторного транспорта членов общества ОСВОД. Полагают, что указанный земельный участок используется для организации безопасного отдыха людей на водах, т.е. имеет рекреационное значение. Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401035:312 не предназначен и не используется для размещения каких-либо административных и офисных зданий, объектов образования, науки, физической культуры и спорта, религии, искусства. Кадастровая стоимость земельного участка, в нарушение пункта 1.2. Методических указаний от ДД.ММ.ГГГГ № 39, была определена без учета надлежащего вида разрешенного использования, в связи с чем, нарушены права заявителя, как плательщика земельного налога.
Представитель заявителя, ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., без номера, заявленные требования поддержал в полном объеме, на удовлетворении требований настаивал.
Представитель Коллегии <адрес>, ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № требования не поддержала, просила в их удовлетворении отказать, предоставив письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора ФИО8, полагавшей необходимым оставить без удовлетворения заявление <адрес> организации <данные изъяты>», проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 251 ч.1 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В период проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель поселений действовал порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установленный Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской и утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В судебном заседании установлено, что Кемеровская областная организация <данные изъяты> на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование : клубы, общая площадь 20 717 кв.м., по адресу: <адрес>,а, л.д.9- свидетельство о государственной регистрации права.
23.09.2011г. ФИО2 Службы Государственной Регистрации Кадастра и <адрес> утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с изменением площади 20 717 кв.м. указанного земельного участка, с разрешенным использованием: «клубы», с удельным показателем кадастровой стоимости земель- 5 961,98 рублей, на основании Постановления Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 520. Кадастровая стоимость определена в размере 123 514 339, 66 руб., л.д. 12.
Пунктом 1 постановления Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены представленные ФИО2 Федерального агенства кадастра объектов недвижимости по <адрес> результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов <адрес> согласно приложению к настоящему постановлению, л.д.10, 49-50.
Текст постановления Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов <адрес>» опубликован в газете Кузбасс», № 223, 04.12.2008.
Кроме того, данное постановление в полном объеме размещено в сети Интернет на информационном Интернет-портале органов государственной власти <адрес>: http:Www.kemobl.ru, а также на официальном сайте ФИО2 по <адрес> в сети нтернет: http:www.r42.kadastr.ru. Постановление № в полном объеме размещено в электронном виде в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов - «Электронный бюллетень Коллегии <адрес>» электронный адрес: vww.zakon.kemobl.ru в сети Интернет (13.08.2009).
Согласно статьи <адрес> Коллегия <адрес> является высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>.
На основании пункта 3 статьи <адрес> «О Коллегии <адрес>» Коллегия <адрес> наделена полномочиями по изданию постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.
Из Приложения к указанному постановлению следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401035:312, площадью (до внесения изменений) 25959,72 кв.м., отнесенного к 7 виду разрешенного использования, с уровнем показателя кадастровой стоимости- 5961,98 рублей, определен в размере 154 771 331,44 рублей, л.д.11.
Из пояснений представителя заявителя и письменных материалов дела, л.д.28-38, установлено, что на указанном земельном участке расположены здание спасательного поста и дом рыбака.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что отнесение земельного участка, правообладателем которого является <данные изъяты> к 7 виду разрешенного использования нарушает их права, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости значительно выше такого показателя земельных участков, отнесенных к 8 виду разрешенного использования, в подтверждение чего предоставил постановление Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов <адрес> по муниципальным районам (городским округам). Так, в квартале 42:24:0401035 уровень такого показателя 7 вида разрешенного использования равен 5937,08 рублей, а 8 вида разрешенного использования- 1697,52 рублей, л.д.122.
Размер кадастровой стоимости влияет на размер налога, который они обязаны платить.
Из представленного в судебное заседание кадастрового дела объекта недвижимости 42:24:04010935:312, л.д.125-167, следует, что на основании задания Администрации <адрес>, Омский филиал ФКЦ «Земля» составил оценочную опись земельных участков, в том числе с кадастровым номером 42:24:0401035:0312 с местом положения земельного участка по <адрес>,а в <адрес>, категория земли «2», с разрешенным использованием «Клубы», площадью 25959,72 кв.м. с удельным показателем кадастровой стоимости- 1377,25 рублей, кадастровой стоимостью- 35 753 024,37 рублей, на основании распоряжения администрации <адрес> № 261-р от ДД.ММ.ГГГГ года, л.д.129.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> обратились с заявлением в Федеральное бюджетное учреждение» Кадастровая палата» по <адрес>, в котором просили осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401035:312, в связи с изменением его площади, л.д.130.
Также материалами кадастрового дела подтверждено изменение почтового адреса указанного юридического лица, л.д.134- адресная справка.
Решением Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены сведения о новых значениях площади, местоположения земельного участка, расположенного в <адрес>,а ранее внесенных в документы соответствующего подраздела, л.д.161.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков, площадью 20 717,00 рублей, с удельным показателем 5961,98 рублей, кадастровой стоимостью 123 514 339,66 рублей, л.д.162.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 20717 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,2, установлена равной его рыночной стоимости в размере 6 615 216 рублей, л.д.163-167.
Оценивая собранные по делу доказательства суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку как отмечено судом выше, Приложение к постановлению Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 520, в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования <адрес> организации <данные изъяты> не противоречит Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 222.
Согласно пункта 1.2 Методических указаний, методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования с указанием перечня.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной кадастровой оценке земель» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике (ФИО2 комитета агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации) принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения кадастровой оценки земель, а также утвердить ее результаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п.5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры, в том числе:
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ;
определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков.
В соответствии с пунктом 9 (подпункты 9.1-9.12) Административного регламента осуществляется проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
По результатам проведения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (далее - Отчет).
В судебное заседание предоставлены отчеты об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов <адрес> и об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, расположенных по адресу: РФ, <адрес>. Указанные отчеты выполнены ФГУП « <данные изъяты>», соответственно.
В соответствии с Административным регламентом проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется ФИО2 (в настоящее время -Росреестр).
ФИО2 по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (осуществляет предварительную проверку).
После положительной предварительной проверки Отчета условиям технического задания ФИО2 по <адрес> представило Отчет на проверку в ФИО2, которая произвела его проверку на соответствие методическим указаниям и приняла решение, которое оформлено актом проверки.
В соответствии с Административным регламентом (п.9.9), в случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям, ФИО2 направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в ФИО2 по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки ФИО2 по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. ФИО2 по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным ФИО2. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При исследовании предоставленных участниками процесса доказательств, судом установлено, что присвоение 7 вида разрешенного использования указанного выше земельного участка было произведено в установленном законом порядке, однако при этом, Коллегия <адрес> не присваивала указанный вид разрешенного использования, не изменяла его, поскольку таковыми функциями не обладает.
К 7 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. В состав 7 вида разрешенного использования входят в том числе, земельные участки спортивных и иных клубов. Определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования ( Таблица 1 Приложения 2).
В судебном заседании установлено, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401305:312, определено «Клубы», указанный земельный участок является ранее учтенным.
В соответствии с требованиями статьи 17 пунктов 1,4 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово», применительно к территориальным зонам, отображенным на карте градостроительного зонирования, в составе градостроительных регламентов устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (глава 5 настоящих Правил).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, при условии соблюдения технических регламентов.
Статьей 20 выше указанного Постановления предусмотрен порядок изменения одного вида на другой вид разрешенного использований земельного участка и объекта строительства без проведения реконструкции объекта капитального строительства.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что они не обращались с заявлением в компетентный орган об изменении вида разрешенного использования, однако, исходя из предмета и целей деятельности их организации следует, что земельный участок должен относится в 8 виду разрешенного использования.
Указанные доводы заявителя, касающиеся необходимости отнесения Коллегией <адрес> земельного участка, правообладателями которого является заявитель, к 8 виду разрешенного использования, являются не состоятельными, противоречащими действующему законодательству.
Из анализа действующего законодательства следует, что у органа исполнителыюй власти субъекта Российской Федерации, а именно у Коллегии <адрес>, утверждающего результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, представленные ФИО2 по субъекту Российской Федерации в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, отсутствуют полномочия не только по производству работ по представлению кадастровой стоимости земельных участков, но и по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, а, соответственно, результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, включающих: кадастровый номер земельного участка, номер вида разрешенного использования, площадь земельного участка (кв.м), удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (руб/кв.м), кадастровую стоимость земельного участка (руб.)
Ссылка представителя заявителя о том, что их деятельность, предусмотренная Уставом Общества не соответствует указанному виду разрешенного использования, является не обоснованной в силу того, что вид разрешенного использования указан в правоподтверждающих документах с указанием данного вида самими правообладателями.
Наличие сведений о расположении в настоящее время указанного земельного участка в территориальной зоне РТ-В - в зоне резервных территорий с ограничениями в использовании земельных участков и объектов капитального строительства, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - в территориальной зоне Р 2- перспективной рекреационной зоне и частично в территориальной зоне В1- водоохраной зоне <адрес>, не влияет на выводы суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку никаких правовых последствий, исходя из заявленных требований, не влечет.
С учетом изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 251- 253 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
<адрес> организации <данные изъяты> о признании недействующим Приложения к Постановлению Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов <адрес>», в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, в размере <данные изъяты> рублей и его кадастровой стоимости в размере <данные изъяты>, со дня принятия данного постановления, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию административной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца, с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.