дело № 2- 216 / 2012 Мотивированное решение составлено 06 февраля 2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2012 г. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Медведева А.А., с участием помощника прокурора г. Асбеста Андреева В.С., при секретаре Андреевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Ларионова С. В. о признании незаконным и отмене Решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 6 от 26 января 2012 года № 4/25 о регистрации кандидатом в депутаты Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 6 Сафарова М. А..
УСТАНОВИЛ :
Решением от 12.12.2011 г. № 63/4 Думы Асбестовского городского округа пятого созыва (63 - е заседание) назначены выборы депутатов Думы Асбестовского городского округа шестого созыва на 04 марта 2012 года.
Решением от 21 декабря 2011 года № 2/20 Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии Муниципального образования Асбестовский городской округ была сформирована Окружная избирательная комиссия по выборам Думы Асбестовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 в количестве 7 членов с правом решающего голоса, председателем комиссии назначена Криничная М. В..
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам Думы Асбестовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 от 23 января 2012 г. № 4/20 кандидатом в депутаты Думы Асбестовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 зарегистрирован Ларионов С. В., *Дата* г.р., выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам Думы Асбестовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 от 26 января 2012 г. № 4/25 кандидатом в депутаты Думы Асбестовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 зарегистрирован Сафаров М. А., *Дата* г.р., выдвинутый в порядке самовыдвижения
Ларионов С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 6 от 26 января 2012 г. № 4/25 о регистрации кандидатом в депутаты Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 6 Сафарова М. А., отказе в регистрации Сафарова М. А. кандидатом в депутаты Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 6.
Заявитель указал, что оспариваемое Решение является незаконным и подлежит отмене по трем самостоятельным основаниям:
1. В нарушение положений, п.12 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ, п.1 ст.50 Избирательного кодекса Свердловской области - сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписных листах, представленных кандидатом Сафаровым М.А. не в полном объеме, в адресе места жительства не указано наименование субъекта Российской Федерации;
2. Подписные листы, представленные кандидатом Сафаровым М.А., изготовлены с нарушением п.1 ст. 49 Избирательного кодекса Свердловской области.
Местом жительства кандидата Сафарова М.А., согласно его паспорта является - *Адрес*.
Таким образом, в верхней части подписного листа, в сведениях о месте проживания кандидата Сафарова М. А. должно быть указано: «*Адрес*»;
3. В нарушение п.п. 11, 12 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 50 Избирательного кодекса Свердловской области сведения об избирателях внесены в подписные листы, представленные кандидатом Сафаровым М.А., не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист.
Заявитель Ларионов С.В. представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя Меркурьевой Ю. В..
Представитель заявителя Ларионова С.В. - Меркурьева Ю.И., действующая на основании доверенности от *Дата*, удостоверенной нотариусом *Адрес* ФИО8, поддержала и обосновала требования заявителя, уточнив, что не поддерживает по первому требованию первое основание признания оспариваемого решения незаконным о том, что « в нарушение положений, п.12 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ, п.1 ст.50 Избирательного кодекса Свердловской области - сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписных листах, представленных кандидатом Сафаровым М.А., не в полном объеме, в адресе места жительства не указано наименование субъекта Российской Федерации», так как данные сведения вносятся согласно паспорта лица, а в паспорте Сафарова М.А. наименование субъекта Российской Федерации не указано. Также не поддерживает второе требование об отказе в регистрации Сафарова М. А. кандидатом в депутаты Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 6, так как разрешение данного требования относится к компетенции избирательной комиссии.
Представитель заинтересованного лица председатель Окружной избирательной комиссии по выборам Думы Асбестовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу *Номер* Криничная М.В. представила в суд письменное мнение в обоснование законности принятого комиссией и оспариваемого заявителем решения, которое поддержала в судебном заседании, просила отказать в удовлетворении заявления Ларионова С.В..
Заинтересованное лицо Сафаров М.А. не согласился с заявлением Ларионова С.В., представил в суд свои возражения, которые поддержал в судебном заседании. Кроме того, Сафаров М.А. пояснил суду, что сведения об избирателях в подписные листы вносились не самими избирателями и не им, а по его просьбе другим лицом.
Заслушав представителя заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым требования заявителя удовлетворить, признать незаконным и отменить оспариваемое решение, изучив и исследовав материалы дела суд приходит к следующему :
В ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67 - ФЗ от 12.06.2002 г. указано, что «1. Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
2. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
3. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.»
В п. 5 ст. 2 данного закона указано, что «адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»;
Согласно ст. 20 указанного закона в Российской Федерации действуют избирательные комиссии, комиссии референдума, в том числе территориальные (районные, городские и другие) комиссии (ч.1), которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (ч. 3).
Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации (п. 13).
Из ст. 34 указанного закона следует, что Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (п. 1).
Статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что
Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом (пункт 8); избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (пункт 11).
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12).
Согласно ст. 38 данного Закона 1. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (п. 1).
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации (п. 18).
В п. 24 этой статьи указано, что Основаниями отказа в регистрации кандидата являются в том числе - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (п.п. «д»);
В п.п. 44 ст. 2 данного закона определено, что недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа;
Согласно п. 1 ст. 75 основного избирательного закона Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 1 ст. 1 Избирательного кодекса Свердловской области от 29.04.2003 г. № 10 - ОЗ «Настоящий Кодекс в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, регулирует порядок подготовки и проведения выборов, в том числе депутатов в Думы муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 49 Избирательного кодекса «Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям к федеральному закону, устанавливающему основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, и приложению 3 к настоящему Кодексу.
Заполнение и заверение подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления осуществляются в порядке, установленном в статье 50 настоящего Кодекса.»
Согласно п.п. 1, 2 ст. 50 Избирательного кодекса «1. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.
2. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения».
Согласно п. 5 ст. 52 Избирательного кодекса «В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, недействительными признаются, в том числе:
все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям федерального закона, устанавливающего основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, или настоящего Кодекса и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 48 настоящего Кодекса (п.п. 9);
подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист (п.п. 11)».
Согласно п.1 ст.49 Избирательного кодекса Свердловской области в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, гражданство Российской Федерации, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), наименование населенного пункта, в котором проживает кандидат и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается, а также наименование муниципального образования (населенного пункта), на территории которого осуществляется сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата.
Данные сведения направлены на информирование избирателей о кандидате и влияют на формирование волеизъявления избирателей в ходе выборов.
В соответствии с формой подписного листа, утвержденного Решением Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Асбестовский городской округ от 12 декабря 2011 года № 1/5 «ПЕРЕЧЕНЬ И ФОРМЫ документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в депутаты в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Думы Асбестовского городского округа шестого созыва 4 марта 2012 года» (Приложение №11), в подписном листе в сведениях о кандидате должно быть указано «наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства».
Местом жительства кандидата Сафарова М.А. согласно его паспорта серии *Номер* номер *Номер*, дата выдачи *Дата* является - *Адрес*.
Таким образом, в верхней части подписного листа, в сведениях о месте проживания кандидата Сафарова М. А. должно быть указано: «*Адрес*».
Однако во всех подписных листах содержатся сведения о месте жительства Сафарова М.А.: «*Адрес*».
В связи с тем, что место жительство кандидата Сафарова М.А., указанное в подписных листах, не соответствует месту жительства, по которому Сафаров М.А. зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан, - подписные листы нельзя признать изготовленными в соответствии с требованиями ст.49 Избирательного кодекса Свердловской области.
В силу п.п. 11, п.5 ст.52 Избирательного кодекса Свердловской области недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 5, 6 и 7 к настоящему Кодексу.
Принимая во внимание, что все подписные листы кандидата Сафарова М.А. изготовлены с нарушением закона, то есть п.1 ст. 49 Избирательного кодекса Свердловской области, - все подписи, собранные в поддержку самовыдвижения кандидата Сафарова М.А., являются недействительными.
В соответствии со ст.24 Федерального закона № 67-ФЗ выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки - является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Судом установлено также, что Сведения об избирателях во всех подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Сафарова М.А. внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (Сафаровым М.А.), внесенных в этот подписной лист, а иным лицом, сведения о котором отсутствуют в подписных листах, что противоречит требованиям п.п.11, 12 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 50 Избирательного кодекса Свердловской области.
Таким образом, в том случае, если данные об избирателе внесены не самим избирателем, то лицо, которое внесло за него в подписной лист необходимые сведения и лицо, которое заверило подписной лист (Сафаров М.А.) как сборщик подписей, - должно совпадать.
Таким образом, имеются два самостоятельных основания, по которым все 66 подписей, представленных кандидатом Сафаровым М. А., должны были быть признаны Окружной избирательной комиссией - недействительными.
На основании п.п. «д» п. 24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ гр.Сафарову М.А., представившему недостаточное количество достоверных подписей избирателей, - должно быть отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу №6.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п.1 ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Регистрация кандидата Сафарова М.А. в качестве депутата при имеющихся нарушениях избирательного законодательства предоставляет данному лицу преимущество в правах перед другими кандидатами, поскольку позволяет не соблюдать требования закона, который в равной степени распространяются на всех кандидатов.
Исключительные случаи, в связи с которыми кандидат Сафаров М.А. может не соблюдать требования законодательства, при которых это не отразится на принимаемых избирательной комиссией решениях и не повлечет соответствующих правовых последствий - в Федеральном законе № 67-ФЗ не предусмотрены.
Доводы заинтересованного лица Сафарова М.А., что имеющиеся у него физические недостатки правой руки затрудняли для него собственноручное внесение в подписные листы сведений об избирателях, не являются основанием для несоблюдения им требований избирательного законодательства, тем более из имеющихся собственноручных записей Сафарова М.А. в подписных листах видно, что он не был лишен возможности производить такие записи, а также закон предоставляет возможность вносить сведения об избирателях в подписные листы в поддержку кандидата не только самому кандидату, но и другому лицу, при этом необходимо, чтобы каждый подписной лист был заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
Принимая во внимание, что регистрация кандидата Сафарова М.А. была произведена с нарушением требований избирательного законодательства, суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 6 от 26 января 2012 года № 4/25 о регистрации кандидатом в депутаты Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 6 Сафарова М. А..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Заявление Ларионова С. В., удовлетворить
Признать незаконным и отменить Решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 6 от 26 января 2012 года № 4/25 о регистрации кандидатом в депутаты Думы Асбестовского городского округа по одномандатному избирательному округу № 6 Сафарова М. А..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 5 дней, со дня принятия судом решения.
Судья _______________________ ( А. А. Медведев )