Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 10 мая 2017 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Шереметьевой С.Н.,
при секретаре Манашевой Т.А.,
с участием
истца Лазутиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазутиной Е.Н. к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области об обеспечении жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Лазутина Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ (далее по тексту Администрация) об обеспечении жилым помещением. В обоснование иска указала, что она обладает статусом лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Дзержинского районного суда <адрес> от 29.11.2006 года ее родители ФИО14 были лишены родительских прав. Постановлением главы муниципального образования Соль-Илецкий городской округ № от 26.01.2016 года она была поставлен на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В 2013 году Лазутина Е.Н. получила аттестат об основном общем образовании, а 01.02.2016 получила диплом и окончила обучение в ГАПОУ «<данные изъяты>» по профессии «Парикмахер». Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 06.04.2017 года за Лазутиной Е.Н. право собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. Просил суд, обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ предоставить ей - Лазутиной Е.Н благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в Соль-Илецком городском округе не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Федерации.
истец Лазутина Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО10., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, по правилам главы 10 ГПК РФ, представила в суд возражение на исковое заявление, из которого следует, что Администрация считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что действующим законодательством для данной категории граждан не предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда, поскольку будут нарушены права других детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые имеют более раннюю дату постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, по правилам главы 10 ГПК РФ, о причинах не явки суд не уведомляли.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 98 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Основания предоставления специализированных жилых помещений установлены статьей 99 Жилищного кодекса РФ, согласно которой специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Статьей 92 Жилищного кодекса РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа регулируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно свидетельству о рождении серии № от 05.12.2006 года Лазутина Е.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ отцом указан «ФИО2», матерью указана «ФИО3».
Решением Дзержинского районного суда <адрес> от 29.11.2006 года ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних Лазутиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из уведомления Управления Росреестра по <адрес> от 06.04.2017г. № следует, что за Лазутиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества.
Постановлением администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 26.01.2016 года №-п Лазутина Е.Н. включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно сообщению Управления образования администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области № от 19.10.2016г. следует, что Лазутина Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения постановлением администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 26.01.2016 года №-п включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Согласно аттестату серии № от 15.06.2013 года Лазутина Е.Н., получила основное общее образование в ГКОУ учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>.
В соответствии с дипломом о среднем профессиональном образовании № от 01.02.2016г., Лазутина Е.Н. окончила ГАПОУ «<данные изъяты>» по специальности «Парикмахер».
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Оренбургской области урегулированы законом Оренбургской области от 18.03.2013 года № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».
На основании п.1 ст.8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п.1 ст.8 Закона № 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18-ти лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п.1 ст.8 Закона № 159-ФЗ, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Лазутина Е.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>. В настоящее время Лазутина Е.Н. временно проживает по адресу: <адрес>.
В силу ч.1 ст.4 Закона № 15-ФЗ от 29.12.2012г. изменения, касающиеся обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, вступают в силу с 01.01.2013г.
Однако, частью 2 ст.4 Закона № 15-ФЗ установлено, что действие положений ст.8 Закона № 159-ФЗ (в ред. Закона № 15-ФЗ) и ЖК РФ (в ред. Закона № 15-ФЗ) распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона № 15-ФЗ от 29.12.2012г.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Принимая во внимание, что Лазутина Е.Н., достигшая возраста 18 лет, и оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, жилья по договору социального найма или в собственности не имеет, свое право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма до 01.01.2013 г. не реализовала, то ее требования об обязании администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в <адрес> не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области вне очереди подлежат частичному удовлетворению, а именно по месту постановки на учет.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лазутиной Е.Н. удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области предоставить Лазутиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений в Соль-Илецком городском округе не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Лазутиной Е.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ С.Н. Шереметьева
Мотивированный текст решения в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлен 15.05.2017 года.
Судья /подпись/ С.Н. Шереметьева