Решение по делу № 4Г-27/2017 - (4Г-1277/2016) [44Г-7/2017] от 13.02.2017

44-г-7/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

02 марта 2017 года г. Петрозаводск

Президиум Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Накваса А.В.

судей Гуляевой Н.А., Галашевой И.Н., Переплесниной Е.М., Злобина А.В.

рассмотрел гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 20 апреля 2016 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 июля 2016 года по делу по иску Щетько Л. М. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии,

заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Карелия Тарасовой Р.П., Президиум

установил:

Щетько Л.М. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ... решением ответчика истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа работы по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком не включены периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ...., с ... и с ..... Истица с данным решением не согласна, просила признать его незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, назначить пенсию с ......

Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 20 апреля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 июля 2016 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал решение ГУ - Управление ПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) от ... (в тексте ошибочно указана дата ....) № ... об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным; обязал ответчика включить Щетько Л.М. в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и нахождения на курсах повышения квалификации с ..., с ...., с ... .... и назначить пенсию с ....

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене вышеуказанных судебных постановлений, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального права.

В обоснование доводов жалобы указывает, что с учетом применения норм права, регулирующих спорные правоотношения, стаж работы истицы, связанный с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения в сельской местности на ... составил 10 лет 2 месяца 22 дня. При вынесении решения суд допустил ошибку при расчете данного периода, указав, что стаж работы истицы по состоянию на указанную дату составил 10 лет 08 месяцев 07 дней, а соответственно на дату обращения – 25 лет 01 месяц 15 дней, что более требуемых по закону 25 лет. Ссылается на то, что стаж работы Щетько Л.М на дату обращения составил 23 года 09 месяцев 09 дней, что менее требуемых 25 лет, в связи с чем отсутствуют основания для назначения пенсии.

Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия Тарасовой Р.П. от 13 февраля 2017 года кассационная жалоба с делом переданы на рассмотрение в суд кассационной инстанции.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов,
а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В силу ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

В соответствии с п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности – не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - постановление N 1066).

Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ... Щетько Л.М., ... года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от ....... истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В стаж ответчиком не были включены обозначенные в иске спорные периоды.

В льготный стаж работы истице учтено 27 лет 06 месяцев 02 дня, при требуемом стаже 30 лет.

Также установлено, что с .... Щетько Л.М. осуществляла лечебную деятельность в сельской местности, работая в должностях медицинской сестры филиала терапевтического отделения в п. ...., медицинской сестры палатной в ...., заведующей фельдшерско-акушерского пункта
п. ... ГБУЗ РК «...».

В период работы заведующей фельдшерско-акушерским пунктом п. .... ГБУЗ РК «...» истица направлялась на курсы повышения квалификации с .... по .... и с ..... В данные периоды за истицей сохранялось рабочее место, ей выплачивалась заработная плата, производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд.

Спорный период с .... являлся рабочим периодом истицы в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта п. ... ГБУЗ РК «....», данный период был ошибочно указан в справке работодателя от ........ как период нахождения Щетько Л.М. на курсах повышения квалификации.

При разрешении указанного спора суд первой инстанции посчитал, что стаж работы истицы по состоянию на .... составил 10 лет 08 месяцев 07 дней. С учетом включенных судом спорных периодов, специальный стаж работы
Щетько Л.М., связанный с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности на ... составил 25 лет 01 месяц 15 дней, что более 25 лет, требуемых по закону.

Однако данный вывод является ошибочным ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, стаж работы истицы за период с .... составил 08 лет 03 месяца 00 дней в календарном исчислении. А именно ... – 03 года 07 месяцев 10 дней, с .... – 00 лет 03 месяца 05 дней, с ... – 04 года 03 месяца 15 дней. С учетом действовавшего в данный период времени правового регулирования согласно которому один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) необходимо считать за один год и 3 месяца, стаж работы Щетько Л.М. по состоянию на .... составил 10 лет 03 месяца 00 дней.

В период с .... истица продолжала осуществлять лечебную деятельность в сельской местности. Указанные периоды, за исключением курсов повышения квалификации с ... по ..., с .... и с ..., были учтены ответчиком в календарном порядке исчисления, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом правомерно включенных решением суда спорных периодов работы истицы стаж работы истицы в календарном исчислении в период с ..... составил 13 лет 06 месяцев 17 дней.

Таким образом, по состоянию на ..., то есть на дату обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, стаж работы истицы, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности составил 23 года 09 месяцев 17 дней, что менее требуемых по закону 25 лет.

С .... истица осуществляет лечебную деятельность в ГБУЗ РК «...».

Стаж работы истицы по состоянию на .... (с учетом периода осуществления лечебной деятельности в городе с ....) составляет менее 30 лет.

Исходя из вышеизложенного у суда не было оснований для признания незаконным решения ГУ - Управление ПФР в г. Костомукша РК (межрайонное) от ....... в части отказа в назначении досрочной пенсии, а равно и возложении обязанности на ответчика назначить истице досрочную пенсию с .....

С учетом изложенного, Президиум находит, что допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными. Судебные постановления в части удовлетворения иска о назначении страховой пенсии с ... подлежат отмене.

Учитывая, что допущена ошибка в применении норм материального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом, Президиум считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в этой части новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска.

.... от ответчика поступило заявление о повороте исполнения решения суда в случае отмены судебных постановлений в части назначения страховой пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 445 ГПК РФ суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, если он своим постановлением окончательно разрешает спор, обязан разрешить вопрос о повороте исполнения решения суда. Решение суда исполнено, истице пенсия назначена.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», пункте 33, при отмене в суде кассационной инстанции решения суда по делу о взыскании трудовой пенсии судам следует учитывать, что поворот исполнения решения суда не допускается, за исключением случаев недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку основанием отмены судебных постановлений в части назначения страховой пенсии является ошибка в применении норм материального права судом, обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности со стороны истицы или счетной ошибки, не установлено, заявление о повороте исполнения решения суда удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 390, частью 1 статьи 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум

постановил:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 20 апреля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 июля 2016 года по гражданскому делу по иску Щетько Л. М. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) отменить в части назначения Щетько Л. М. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ..... года, вынести в указанной части новое судебное постановление об отказе в иске.

В остальной части судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костомукша Республики Карелия (межрайонное) без удовлетворения.

В удовлетворении заявления государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костомукша (межрайонное) о повороте исполнения решения суда отказать.

Председательствующий: А.В.Наквас

... ...

4Г-27/2017 - (4Г-1277/2016) [44Г-7/2017]

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Тарасова Раиса Петровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее